Президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что его позиция по Лиссабонскому договору не меняется: он не будет подписывать документ. «Я объяснил на переговорах с Дмитрием Медведевым, что я, и не только я, опасаюсь углубления интеграции в ЕС, - сказал он на пресс-конференции после встречи с российским коллегой. - Мысль о том, что можно забыть о своих обещаниях - неправильная». Он добавил, что не видит причин, чтобы из Москвы посылать сигнал ЕС о своих шагах и что диалог о том, как будет выглядеть ЕС, будет продолжаться.
Клаус остается последовательным евроскептиком. Он неоднократно заявлял, что Лиссабонский договор «заражен бациллой паневропеизма» и ведет к созданию всеевропейского сверхгосударства, где вся полнота власти перейдет в руки брюссельской бюрократии, а нынешние национальные государства полностью утратят суверенитет и культурную самоидентификацию. После повторного референдума в Ирландии 2 октября, на котором ирландцы поддержали договор, он оказался практически изолирован в Евросоюзе: его позицию разделяет лишь президент Польши Лех Качиньский, хотя польское правительство с ним категорически не согласно. В этих условиях под беспрецедентным давлением лидеров ведущих стран ЕС Клаус дал понять, что готов завершить ратификацию Лиссабонского договора, если он будет снабжен дополнением, по которому Чехия получит ряд льгот. В частности, он требует гарантий неизменности статуса послевоенного имущественного правового устройства Чехии, чтобы судетские немцы, выселенные из республики в 1945-1946 годах, не смогли в дальнейшем настаивать на возвращении конфискованного имущества и земель. Правительство намерено рассмотреть предложение главы государства на своем ближайшем заседании. Если кабинет министров поддержит их, то данное дополнение к Лиссабонскому договору все же придется обсуждать на саммите ЕС 29-30 октября.
Вчера вечером глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу потребовал от Клауса не затягивать подписание Лиссабонского договора. «Надеюсь, что Чехия выполнит свои обязательства», - заявил он после встречи с премьер-министром страны Яном Фишером. В противном случае Чехия может остаться без своего представителя в Еврокомиссии. Как заметил Баррозу, каждая страна ЕС имеет право на своего еврокомиссара в соответствии с Лиссабонским договором. Если же правовой основой сообщества останется договор о реформе ЕС, выработанный в Ницце, то Еврокомиссию придется уменьшить.
По материалам «ИТАР-ТАСС», «Известия.ру»
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом