
Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не знал бы лозунга «Поддержи отечественного производителя – покупай украинское». В общем-то, люди так и поступают, и не только из патриотических побуждений – отечественная продукция, как ни крути, на порядок дешевле импортной. А по поводу качества отчего-то все время хочется думать, что «свой своего не обманет». Однако события минувшей недели показали, что все может быть иначе.
Так, согласно заявлению украинского премьер-министра Николая Азарова, оказалось, что многие отечественные продукты питания не соответствуют установленным стандартам. По словам главы Кабмина, это было известно и раньше, а теперь подтвердилось контрольными закупками, как в небольших магазинах, так и в супермаркетах.
«Простому покупателю очень трудно определить качество продуктов, и он в основном полагается на их вкус, который нередко зависит от пищевых добавок, а не от реального качества», – добавил Азаров. Он отметил, что производители выпускают некачественный товар, пользуясь попустительством или коррумпированностью контролирующих органов – в сосисках, например, много сои и мало мяса, а в молоке найдены побочные химвещества.
«Мы уже не первый год пытаемся продвигать нашу пищевую продукцию на рынки Европы. Но о какой конкуренции можно говорить с таким подходом? Неудивительно, что ЕС будет вводить запреты на наши поставки», – уточнил Азаров, пообещав отреагировать на ситуацию и «сделать соответствующие выводы».
В данном вопросе мнение премьера, хотя и не полностью, разделяет независимый аналитик Руслан Павленко.
«Да, по европейским меркам качество украинского продовольствия «не ахти», но дело не только в этом, а и в том, что пищепром Евросоюза активно защищает свои рынки от импорта, и сегодня на прилавках ЕС редко встретишь еду, произведенную за его пределами. Для борьбы с импортерами используются все возможные средства, от спецрасследований и антидемпинговых пошлин до нормативов качества, выписанных (кто бы сомневался) под продукцию местных компаний. Теперь же, с замедлением переговоров по зоне свободной торговли и по ассоциированному членству, доступ продуктов из Украины на еврорынки еще больше усложнится», – говорит эксперт.
Вместе с тем, по информации Кабмина, более 60% национального экспорта аграрной и пищевой продукции приходится всего на две товарные группы – семена и плоды масличных плюс жиры и масла, а еще до 10% занимают отходы пищепрома. Даже зерновые, которые являются одной из основных статей экспортных поставок страны, в структуре «пищевых» продаж в ЕС составляют немногим более 7%. Остальные же типы продовольствия на этом фоне и вовсе незаметны. ForUm решил разобраться, какие именно инструменты использует официальный Брюссель для защиты от «съедобного» импорта, и вот что у нас получилось.
Строгие евростандарты
По данным президента Союза производителей пищевой промышленности (СППП) Украины Олега Юхновского, в Евросоюзе госрегулирование качества пищевых продуктов (и их безопасности для здоровья) построено на жестких нормах, содержащихся в многочисленных директивах и регламентах.
Последние имеют статус нормативно-правовых документов, обязательных для выполнения всеми странами сообщества.
«Причем разница между регламентами и директивами в том, что вторые имеют статус актов прямого действия и обязательны для немедленного выполнения, а регламенты сначала должны быть внедрены в национальное законодательство той или иной страны. Регламенты и директивы делятся на горизонтальные и вертикальные. Первые касаются общих проблемных вопросов, которые влияют на безопасность еды как таковой, – пищевых добавок, предметов и материалов, метрологии и упаковки, маркирования и рекламы, генной инженерии и новых видов продовольствия. Всего в ЕС существует более 100 «горизонтальных» регламентов и директив. В свою очередь, «вертикальные» нормативы посвящены большинству продуктов натурального происхождения с ограниченным сроком годности, которые при нарушении норм производства, перевозки, хранения и продажи могут стать опасными для здоровья, а то и для жизни. Это молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты, плодоовощные соки, «кондитерка», морепродукты, алкогольные и безалкогольные напитки», – объясняет эксперт.
В целом, по его словам, контроль охватывает все элементы производства и продвижения продукции, от агросырья до оптовой и розничной торговли конечными продуктами, а также используемые при этом вспомогательные материалы и оснащение.
«Важная особенность этой системы – то, что она учитывает требования международного продовольственного права ФАО/ВОЗ, изложенные в своде стандартов под названием Codex Alimentarius. Это в основном «вертикальные» нормы; кодекс состоит из нескольких тысяч стандартов по отдельным видам продуктов. Codex Alimentarius определяет не только требования к безопасности «хлеба насущного», но и дополнительные параметры качества – биологическую ценность, методы отбора проб, выполнения анализов и маркирования», – отмечает Юхновский.
В свою очередь, глава Лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов рассказал нам, что Брюссель считает стандарты Codex Alimentarius довольно мягкими и применяет их только в части требований к качеству продуктов и контроля над ним.
«А вот требования к безопасности продовольствия в этом кодексе считаются более либеральными и ориентированными на то, чтоб их могли соблюдать беднейшие страны – члены ВТО. В Евросоюзе нормативы безопасности намного жестче, и список отслеживаемых вредных веществ значительно шире. Так, евронормы включают тезисы по защите окружающей среды при использовании «химии» в АПК, по обращению с отходами», – в частности информирует Кузнецов и уточняет: «Кроме собственных, в Европе действуют и пищевые стандарты ВТО – соглашения «О технических барьерах в торговле», «О применении санитарных и фитосанитарных мероприятий».
«Этими нормативами дополнительно ограничиваются отечественные поставки продуктов в ЕС», – дополняет слова коллеги Юхновский. – Уже не первый год ставится вопрос о внедрении схожих стандартов и на нашем рынке. Это позволило бы резко повысить конкурентоспособность украинского продовольствия не только в Европе, но и в мире в целом, а также улучшить питание самих украинцев».
«Но пока – «воз и ныне там»; более того, в последние год-полтора требования к продуктам даже частично упрощены (например, по обнародованию реальных ингредиентов товара), акцентируют аналитики. И европейским лоббистам еще проще закрывать свои рынки от нашего экспорта», – считают эксперты.
Кому в Украине не выгодны европейские стандарты
А ведь в действительности технически переход Украины на такие стандарты вполне реален и не займет слишком много времени. Но это невыгодно многим производителям, которые сейчас экономят на качестве – и, как следствие, на здоровье потребителя. По словам Азарова, последние тесты показывают, что в отечественном молоке в среднем 20% жиров немолочного происхождения, тогда как в ЕС это запрещено. По правилам Евросоюза в молоке могут содержаться только отдельные консервирующие добавки; в молочных продуктах ввиду их разнообразия спектр допустимых компонентов шире, но ненамного. Другой пример: жирность опробованной украинской сметаны была на 2-3% ниже заявленной, а это самое что ни на есть прямое нарушение, подлог и обман покупателя.
Что ж, теперь понятно и не удивительно, отчего генеральный директорат Еврокомиссии по здравоохранению и защите прав потребителей (SANCO) уже не первый год выдвигает претензии к производителям Украины, желающим поставлять свою продукцию в Европу. По информации этой организации, предприятия нашей страны выпускают, а затем используют в переработке молоко с бактериальной осемененностью выше норм, допустимых в ЕС. Так, некоторые поставщики молочного сырья, борясь со скисанием, добавляют в продукт антибиотик хлорамфеникол (левомицетин), что запрещено, кстати, и отечественными законами. Что касается мяса и продуктов из него, то ни один из проверенных контрольными госорганами мясных продуктов не отвечает качеству и стандартам, заявленным на этикетке. Скажем, в вареной колбасе и сосисках много сои, присутствие которой вообще не допускается, а также большое количество консервантов и красителей. Оставляют желать лучшего и копченые колбасы, также порядком «разбавленные» дешевыми ингредиентами.
Много вопросов у европейцев и к «сырому» украинскому мясу. Тот же самый SANCO заявляет, что национальная система контроля выпуска мяса не соответствует требованиям Евросоюза. В то же время в мясном сегменте у наших поставщиков чуть больше шансов прорваться в ЕС, так как тамошние предприятия продолжают сокращать дотации своим производителям и, в общем-то, заинтересованы в импорте недорогих аналогов из Украины.
В Евросоюзе за подобные «игры» с потребителем быстро посадили бы в тюрьму, хотя и там производители порой нечистоплотны. Вместе с тем, и европейцы, и «наши» понимают: главная проблема – в высокой коррумпированности рынка и стремлении игроков заработать побольше любой ценой, включая здоровье граждан.
«Какой смысл даже в самых лучших стандартах, если они не будут выполняться, а влиятельные отраслевые сферы сделают вид, что так и надо? Нужно ломать эту систему, ее базовые принципы – и это придаст сильнейший импульс развитию отрасли», – сетует аналитик Павленко.
Как именно можно и нужно решать проблемы качества отечественного продовольствия, мы расскажем в нашем следующем материале.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом