Сегодня, 23 декабря, спустя год после назначения главой Нацбанка Сергея Арбузова вместо Владимира Стельмаха, редакция Forum’a решила напомнить своим читателям наиболее важные итоги его работы за 12 месяцев. А заодно выяснить, как на решения новой команды Национального банка реагируют те, кому эти решения были непосредственно адресованы, то есть украинские банкиры.

Уже с первых дней пребывания на должности молодой и тогда еще малоизвестный банкир Сергей Арбузов дал понять, что обеспечение стабильного курса гривни является отныне приоритетом №1, и т.н. «мягкая» девальвация, к которой прибегли некоторые европейские центробанки для стимулирования экономического роста, сегодня не ко времени. А чтобы у отдельных финучреждений не возникло соблазна поиграть на курсе, Нацбанк проводил жесткую монетарную политику, которая местами оборачивалась настоящим гривневым «голодом» для банков. А нет свободных средств – нечем и спекулировать на курсе! Тогда же НБУ ясно дал понять, что ждет взамен своей помощи и предоставления ликвидности более активного кредитования реального сектора экономики.

Инициируя разработку и принятие Закона о защите прав кредиторов и клиентов банков, НБУ фактически прозрачно намекнул всем банкам страны – клиентов не обижать, проценты в одностороннем порядке не накручивать (если только это не «плавающие» ставки), а валютные кредиты для физлиц вообще оставить в прошлом.

Что же касается сохраняющего спроса населения и «теневого» сектора на доллар, в этом плане регулятор даже сработал на опережение. В вопросе паспортизации валютообмена руководство НБУ пошло на значительные риски, что называется, «или пан или пропал». Но, как показала динамика последних месяцев, спрос на валюту постепенно стал падать.

Понимая, что выбор у граждан, куда вкладывать деньги, вобщем-то, невелик – доверять иностранным валютам, покупать золото-бриллианты или класть деньги под матрац – НБУ предложил ряд альтернативных инструментов. В ближайшее время будут выпущены золотые инвестиционные монеты, которые можно будет обменять в любой момент по курсу НБУ для банковских металлов. На очереди – выпуск «золотых сертификатов» НБУ и валютных облигаций внутреннего займа для населения.

Безусловно, риски рецессии мировой экономики и диспропорции украинской остаются. И для того, чтобы их вовремя гасить, НБУ приходилось прибегать ко все новым и новым интервенциям из золотовалютных резервов (ЗВР). И если в начале года глава НБУ Сергей Арбузов ставил планку увеличить ЗВР до 40 млрд долл., то к концу года сохранение резервов на уровне 32,4 млрд долл. выглядит весьма неплохим результатом. Особенно если учесть, что цены на энергоресурсы практически весь год непрерывно шли вверх, а спрос на экспортную продукцию металлургов – вниз.

При этом новая команда НБУ обещает не расслабляться и готовиться к любому сценарию, ведь слишком много неизвестных ждет нас в следующем году: переговоры с РФ о снижении цены на газ, с МВФ – о выделении очередного транша, растущий дефицит платежного баланса страны.

Как ни удивительно, но опрос банкиров на сей раз показал, что банковское сообщество во многом поддерживает политику регулятора, а все остальные вопросы готово обсуждать в ходе работы. К счастью, не сбылись и прогнозы тех, кто предрекал гривне обвал (аж до 12 грн за 1$), а мировой экономике, частью которой является Украина, – скорый крах. Подробнее об этом – в комментариях банкиров ForUm’у.

Роман Шпек, вице-президент «Альфа-Банка»:

– При нынешней ситуации на мировых рынках НБУ не остается ничего другого, кроме как четко следовать заявленной денежно-кредитной политике и действующими монетарными инструментами управлять уровнем инфляции, курсом национальной валюты и стараться держать руку на пульсе. Можно уже сказать, что с основной задачей – обеспечением ценовой стабильности – НБУ справился. Но проблемы с платежным балансом и спросом на наличную валюту никуда не исчезли. Даже при очень правильной монетарной политике НБУ, страна находится под давлением как негативных новостей из внешнего мира, так и низкой инвестиционной привлекательности отечественной экономики, что ограничивает приток долгосрочных инвестиций.

Если мы говорим о дефиците гривневой ликвидности последних месяцев, то она вызвана, прежде всего, снижением уровня доверия к деятельности правительства и тем, что банки и их клиенты запаслись валютой в ожидании девальвации гривни. Хотя в том, что часть заемщиков все-таки не смогли вовремя получить кредит из-за того, что гривня оказалась в цене, тем самым затормозив рост экономики, есть результат изъятия вкладов из банков населением и действий НБУ. Поэтому нам еще надо обсуждать и обсуждать, как именно НБУ может поддержать банковскую систему ликвидностью, не спровоцировав при этом атак на курс.

Думаю, что главным достижением НБУ в этом году было принятие закона, урегулировавшего права кредиторов и заемщиков. Этот документ является признаком того, что наша банковская система доросла до цивилизованного диалога с клиентами. Пожалуй, еще одним существенным отличием работы нынешней команды является согласованность действий с Президентом и правительством, чего не скажешь о предшественниках.

При этом я не прогнозирую драматического сценария, который был в 2008-2009 годах. Конечно, в разных банках ситуация может отличаться, и надо смотреть на структуру кредитного портфеля.

У НБУ есть правильная цель – бережно относиться к золотовалютным резервам, не допускать их резкого снижения, а по возможности – наращивать их. Поэтому также важно начать золотодобычу в Украине и на ее основе пополнить резервы, выпустить золотые монеты и обеспечить выпуск производных финансовых инструментов («золотых сертификатов»). И у них есть понимание, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

Вадим Пушкарев, председатель правления ПАО «ВТБ Банк»:

– Думаю, правильно будет оценивать работу НБУ по тому, насколько деньги работают в экономике, не «лопаются» ли банки, не создаются ли проблемы вкладчикам. Если никаких катаклизмов нет – значит, Нацбанк справляется со своими задачами.

В финансовом мире, как и в медицине, прежде всего важен принцип «не навреди». Регулятор не стал делать резких движений, не пошел по пути дешевого популизма в желании выглядеть успешным «реформатором». Сохранены основные позиции в управлении, костяк команды, нормативная база.

Если суммировать первые итоги работы НБУ, то это, безусловно, выстроенная жесткая, но грамотная финансовая политика, новые интересные предложения для инвесторов (золотые инструменты, облигации НБУ, ОВГЗ с валютной привязкой), оперативное реагирование и гибкость в принятии решений.

Что касается роста дефицита платежного баланса, я уверен, что это – решаемая задача. Сегодня ситуация совершенно другая, и договоренности с Россией о снижении цены на газ, а также продолжение переговоров с МВФ позволят нам почувствовать себя гораздо увереннее.

Если курс гривни для нового руководства НБУ – категория фактически неприкасаемая, то в вопросах управления ликвидностью банковской системы вопросы остаются. Действительно, ликвидность сегодня нужна всем, но при ставках депозитов в 20% невозможно развивать кредитование.

К вопросу о девальвации гривни. Возможно, ее следовало бы девальвировать. Но здесь сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, насколько это удорожит покупку импортных энергоресурсов. Во-вторых, как это повлияет на обслуживание населением валютных кредитов, скажется на капитализации банка и пересчете позиции. Наконец, любое движение курса это еще и предмет валютных спекуляций, которые потом очень трудно остановить, единожды запустив.

Я считаю, что переход Нацбанка к плавающему курсу был действительно оправдан, а в дальнейшем необходимо постепенно снижать объемы расчетов наличной валютой.

В вопросе паспортизации валютообмена руководство НБУ пошло на значительные риски. Сегодня уже можно констатировать, что риск себя оправдал, и спрос на наличный доллар действительно упал. Безусловно, этому способствовала информационная политика и умелая работа с банками.

Денис Мальцев, председатель правления VAB Банка:

– Действия Нацбанка в условиях нестабильной мировой финансовой системы были весьма сбалансированы, профессиональны и успешны.

Валютный курс стал более гибким, но в то же время находится под контролем Нацбанка – регулятор не уходит с рынка и постоянно наблюдает за ситуацией. Курсовые скачки последнего времени не выходят за рамки заявленной нормы в 2,5%. Кроме того, банки, которые хотели поиграть на валютных курсах, получили четкий сигнал, что этого делать не стоит. Таким образом, регулятор постепенно приучает граждан и бизнес к тому, что при незначительных колебаниях курса паниковать не стоит.

Уже при первых локальных рисках банковской системы регулятор достаточно быстро реагировал на возникающие риски – вводил своего куратора, ограничивал рост потребительского кредитования, что также является позитивным сигналом для рынка.

Жесткая монетарная политика, очевидно, направлена на поддержание низкой инфляции, а следовательно, и на повышение доверия к гривне. Хотя при нынешних ставках кредитования есть риск некоторого торможения экономической активности, рецессии и невозможности ипотечного кредитования. Впрочем, по мере роста ставок по гривневым депозитам и смягчения политики НБУ приток средств в банки, безусловно, сможет компенсировать гривневый «голод».

Что касается новых инструментов НБУ, направленных на привлечение средств нашего основного инвестора – населения, то для их внедрения и разъяснительной работы по их использованию, конечно, потребуется некоторое время. Однако если НБУ найдет для граждан нужные аргументы и предложит высокую доходность по ним, то Украина сможет обойтись без траншей МВФ, а также уменьшить размеры госдолга и расходы на его обслуживание.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3995