Решение Конституционного суда, отменившее назначенные Верховной радой выборы Главы государства на 25 октября, разрушило схему проведения одновременных досрочных выборов Президента и парламента. Такое мнение высказал министр юстиции Николай Онищук.

«Конституционный суд вернул политико-правовую ситуацию в конституционное поле. Реальной причиной того, что 1 апреля парламент назначил выборы на октябрь, была боязнь роспуска Верховной рады, и депутаты это признают. Они попытались создать иммунитет от роспуска. Но в любых юридических казуистических формулах должен быть здравый смысл и правовая, в данном случае конституционная, логика», - отметил он.

По словам Онищука, «влиятельные парламентские политические силы рассчитывали, что часть судей КС будут прислушиваться к их позиции. Поэтому изначально не было однозначной уверенности в том, что решение Конституционного суда будет именно таким. Но, к чести судей, они разобрались в этой проблеме», передает «Коммерсантъ».

Отвечая на вопрос, отменив выборы 25 октября, аннулировал ли КС возможность проведения одновременных выборов Президента и парламента, министр отметил: «Похоже, что после решения Конституционного суда возможность проведения одновременных выборов действительно потеряна. Во всяком случае в той системе координат, которая предполагалась изначально. Если бы Президент не оспорил это решение или КС не рассмотрел дело в сжатые сроки, дата 25 октября могла бы быть юридически воспринята как дата очередных выборов Президента, и это давало бы возможность совместить их с внеочередными парламентскими выборами. Хотя при достижении политического консенсуса парламента и Президента одновременные досрочные выборы еще могут быть проведены – по другой схеме. Согласно ей, Президент сначала подписывает указ о досрочном прекращении полномочий парламента, а затем подает в отставку. Оппоненты этого сценария отмечают, что Президент не может заявить о своей отставке парламенту, полномочия которого прекращены. Но зарубежный опыт свидетельствует, что после роспуска парламент может собираться для выполнения отдельных функций».

Онищук уверен, что в нынешних политических условиях решение о досрочном прекращении полномочий парламента может быть реализовано только в случае, если для него будут безусловные и очевидные основания. «Похоже, что сейчас оснований такого качества нет, но они появятся, если парламент не сможет выполнять свои функции в течение 30 дней», - резюмировал он.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1202