Уже не первый год политики и экономисты в один голос твердят о том, что мир шаг за шагом выходит из кризиса, но если чуть-чуть углубиться в цифры и факты, становится понятно – это не совсем так.

К примеру, в ЕС сейчас экономическая ситуация как раз ухудшается, и Брюссель намерен спасать ее за счет срочных контрмер. Так, после встречи в Берлине в начале октября немецкий канцлер Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози сообщили, что план вывода экономики еврозоны из кризиса готов. По словам глав двух ведущих стран Евросоюза, пакет мер предполагает «важные изменения» принципов существования еврозоны.

«Мы осознаем, что Франция и Германия несут особую ответственность за стабилизацию», – сказал Саркози, а Меркель добавила: «Есть решимость сделать все необходимое, чтобы обеспечить рекапитализацию европейских банков».

Однако все непросто

Централизованная рекапитализация (пополнение капитала) нужна, чтобы поддержать работу банков в момент кризиса. Когда падает спрос почти на все товары, производители и поставщики теряют возможность платить по кредитам и другим финансовым обязательствам перед банками. Последние из-за этого терпят убытки и ослабевают почти по всем направлениям деятельности, начиная с процентов по депозитам.

Это быстро становится понятно населению, и оно стремится забрать из банков свои вклады, еще больше вымывая банковские средства. В итоге многие банки оказываются «на мели», перед угрозой дефолта и исчезновения. Практически невозможно получить ни корпоративные, ни личные кредиты; доверие к депозитам теряется. И вся финансовая система страны попадает в критическое положение. Сдержать эти негативные процессы как раз призвана рекапитализация.

Так вот, немцы и французы по-разному видят ее объемы, которые составят, по разным оценкам, от 100 до 200 млрд евро. Париж предлагает использовать для поддержки своих банков средства Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), однако Берлин настаивает, что к этому стоит прибегать только в крайнем случае. Напомним, этот фонд создан для антикризисной помощи странам ЕС и поддержки курса евро.

После переговоров французский лидер отметил, что оглашать подробности пока «не время», но сообщил, что стороны пришли к полному пониманию. «Меры должны быть устойчивыми и всесторонними. Мы решили подготовить их к концу месяца, ведь Европа должна решить свои проблемы до предстоящего саммита «большой двадцатки» в Каннах», – уточнил Саркози. Отметим, что кроме рекапитализации, в пакет мер входит углубление экономической интеграции в еврозоне и решение проблем Греции.

Итак, лидеры ЕС не скрывают: угроза новой кризисной волны реальна, и нужно срочно реагировать. О растущем риске нового этапа кризиса в Европе предупреждает и международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) – одно из самых влиятельных в мире. По его оценке, на ситуацию в Европе плохо влияет общемировое снижение деловой уверенности и замедление восстановления экономики США.

«Мы по-прежнему не ожидаем новой волны кризиса как такового, но очередная рецессия возможна, – замечает ведущий специалист S&P по экономике Европы Жан-Мишель Сис. – Ныне ее вероятность в Западной Европе составляет 40%, хотя в общем и целом мы, как и ранее, в ближайшие пять лет ожидаем вялого и неравномерного – но роста».

С учетом последних событий на мировых рынках S&P второй раз за пять недель пересмотрело свой прогноз экономической динамики Европы в сторону понижения. Рост ВВП еврозоны в 2012 году теперь оценивается в 1,1% против прежних 1,5%.

Многие привыкли считать, что основная опасность для ЕС исходит от стран с большими проблемами госбюджета и долгов – кроме Греции, это Португалия, Испания, Ирландия. Там обвал спроса на товары резко сузил доходы госбюджета, а попытки властей поддержать экономику дотациями привели к быстрому росту государственной задолженности.

Но последние данные говорят об ухудшении обстановки и в странах – лидерах Евросоюза. Это вызвано не только замедлением роста в промышленности и секторе услуг, начиная со II квартала, но и ростом давления финансовых рынков на банки.

По словам Сиса, скорее всего, устойчивый спрос на развивающихся рынках Восточной Европы (англ. emerging markets), позитивные потребительские настроения в основных странах (Франция, Германия) и продолжение финансовой господдержки позволят избежать рецессии в следующем году. Но не стоит недооценивать и риски: они могут исходить как от финансовых рынков, так и от реального сектора (в частности, от замедления роста emerging markets).

Простые европейцы тоже осознают это и достаточно осторожны в своих покупках. Наблюдения за потребительским поведением в той же Германии показывают, что покупатели экономят даже на повседневных приобретениях, и уж тем более не спешат с крупными (бытовая техника, компьютеры, авто). Ведь тревожные ожидания о «второй волне» сохраняются.

Пора действовать – время пришло

В этой связи эксперты напоминают: в начале октября на ежегодном собрании МВФ согласован проект масштабного плана преодоления долгового кризиса в еврозоне. План включает, среди прочего, списание до 60% госдолга Греции и значительное расширение ЕФФС, с 440 млрд до 2 трлн евро.

Кстати, МВФ даже успел похвалить Брюссель за «прогресс в борьбе с долговым кризисом». Так, вице-президент Фонда Чжу Минь заметил, что положение в ЕС несколько улучшилось, несмотря на большие долги и спад экономических показателей. Хотя, например, проблема Греции еще не решена, причем Афины объявили, что не смогут выполнить требований Евросоюза и МВФ в обмен на антидефолтную поддержку. Таким образом, страна оказалась неспособна достичь обещанных несколько месяцев назад показателей бюджетного дефицита.

В целом есть реальные основания полагать: если сейчас руководство ЕС не предпримет кардинальных действий, то через месяц финансовые рынки могут стать слабо контролируемыми. А это означает быструю инфляцию, заморозку операций по вкладам, кредитам и другие «радости». Во избежание этого Брюссель готов пойти на многое – скажем, отобрать у Греции финансовую независимость, о чем уже говорится в новых условиях помощи. Правда, это резко обострит социальное напряжение в стране, но это уже другой вопрос…

При этом у европейских банков все больше «токсичных» активов: прежде всего, долговых обязательств. Эти бумаги дешевеют, от чего банки несут убытки и теряют способность кредитовать реальный сектор. А нехватка кредитных ресурсов способна спровоцировать новую фазу рецессии.

Отметим и опасения МВФ о том, что развитие долгового кризиса еврозоны может серьезно ударить по Восточной Европе, и совет странам региона предпринять свои собственные решительные меры защиты. Так, глава европейского департамента МВФ Антонио Борхес сообщает: на развивающихся рынках (к примеру, в России) ускоряется отток капитала и быстро «падает» финансовая сфера – с момента осложнения глобальной ситуации в августе.

Отчасти такой отток объясняется тем, что западные банки выводят средства из восточноевропейских подразделений, опасаясь дефолта Греции. «Понятно, что если финансовые проблемы в Западной Европе сохранятся, то это вскоре скажется и на Восточной Европе», – уверен Борхес.

Пытаясь повлиять на обстановку, МВФ может заметно расширить поддержку Испании и Италии – стран, где, по мнению экономистов, легче всего достичь позитивного эффекта.

Чем сердце успокоится

Оценивая сложившуюся ситуацию, финансисты резюмируют: после неожиданно высоких показателей І квартала, во ІІ квартале посткризисное восстановление экономики ЕС замедлилось, причем во многих странах – до нуля. Это вызвано глобальными потрясениями, такими, как разгул стихии в Японии, «арабская весна», замедление экономического роста в США, затронувшими те страны Европы, которые раньше выигрывали от активного выхода мира из кризиса.

Ухудшение ситуации в еврозоне влияет на товарный спрос в ЕС – «шок доверия» есть у потребителей, банкиров, инвесторов. На таком фоне МВФ ожидает, что рост экономики Европы замедлится с 2,4% в 2010 году до 2,3% в 2011 году и до 1,8% в 2012 году. Инфляция в Евросоюзе, вероятно, в нынешнем году составит 4,2%, а в 2012 – 3,1%, учитывая слабость экономики и снижение цен на сырьевые товары. Притом экономический рост становится одинаково слабым во всех странах ЕС.

В Италии и Испании высокие затраты на выплату процентов по госдолгу, урезание бюджета и напряжение в банковском секторе дополнительно сдержат и так низкую бизнес-активность. А малый темп восстановления мировой экономики отразится на северных странах зоны евро, замедляя стабилизацию производства и рынка труда.

В Германии прирост ВВП замедлится с 2,7% в 2011 до 1,3% в грядущем году. А восточноевропейские страны с «формирующимися» рынками по итогам этого года экономически вырастут на 4,4%, а в 2012 году «остынут» до темпов роста в 3,4%.

В частности, есть подъем в странах Балтии и Юго-Восточной Европы, больше всех пострадавших в кризис – и в то же время замедление быстрого роста в Турции и европейской части СНГ.

Для успешного противодействия «новой волне» нужны новые подходы. Главам стран ЕС стоит четко сформулировать базовые принципы жизни еврозоны в будущем. Необходимо смело укреплять управление налогово-бюджетной сферой и экономикой; страны-члены должны уступить центральному органу часть контроля над своими госфинансами.

И, снова-таки, ставится цель немедленного наращивания капитала банков, так как неопределенность в этой сфере продолжает тревожить инвесторов. В идеале такое наращивание должно бы идти за счет частного сектора, включая международные слияния.

В противном случае властям придется «пробивать» вливание госсредств в слабые банки (что сложно в условиях бюджетной экономии), либо же закрывать их. Есть потребность и в общеевропейском управлении процессами санации (оздоровления) проблемных банков, притом в «комплекте» с общим фондом гарантирования депозитов. Потому что недоверие населения к банковской системе является одной из важнейших препон для экономической стабилизации и в ЕС, и во всем мире. Во многих регионах планеты с началом кризиса люди начали забирать свои вклады из банков, и эти настроения снова усиливаются.

Если подробнее говорить о Восточной Европе, то здесь среди задач – оздоровить кредитный рынок и ослабить его зависимость от «плохих» долгов, с невысокой возвратностью. Для обычных людей это, в частности, будет означать заметную активизацию коллекторских структур и ужесточение критериев выдачи кредитов.

По этому поводу член Стратегического совета компании PricewaterhouseCoopers от Швейцарии Маркус Нойхауз рассказал ForUm`у: «Пессимистические ожидания усиливаются. В Европе в 2012 году будет застой, а в США возрастет угроза рецессии».

С этим лишь отчасти согласен известный экономист, член комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Алексей Плотников. По его оценке, сейчас осложнение обстановки затрагивает только отдельные рынки и отдельные государства, и даже об общеевропейском ухудшении говорить преждевременно. «Мир научился отвечать на вызовы. Проявления нестабильности, которые кому-то хочется называть второй волной кризиса, пройдут мягче, и мир вполне сможет их преодолеть», – уверен эксперт.

Обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод: ситуация тревожна, но не безнадежна. Да, многие факторы говорят о том, что вторая фаза рецессии вполне реальна. Но то, как действительно пойдут дела, будет зависеть от сути и эффективности контрмер. Если правительства станут мяться в нерешительности и неспособности достичь консенсуса, то новый кризис проглотит их вместе с долгами. Если же предпримут решительные и радикальные меры, то ЕС будет не так уж сложно справиться с проблемами. Иными словами, ключевая загвоздка – не в причинах и глубине новой волны кризиса, а в способности властей стран еврозоны признать реальную угрозу этой волны и объединиться для ее устранения.

Рядовым европейцам при этом придется «затянуть пояса». По всему Евросоюзу урезаются социальные программы, проходят сокращения и в частном, и в государственном секторе. В то же время правительства ведущих стран стараются сдержать рост социальной напряженности за счет посильных послаблений. Например, Германия в 2010-11 гг. пошла по пути, примененному США во время «Великой депрессии» ХХ века – резко активизировала различные строительные проекты. Это позволяет оживить промышленность и повысить занятость населения.

В общем, есть проблема – и есть пути ее решения. И «конца света» для Европы в 2012 году ждать явно не стоит.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4068