Украинская черная металлургия остается главной бюджетообразующей отраслью, но срочно нуждается в многомиллиардных инвестициях.

Украине досталась в наследство от СССР достаточно мощная черная металлургия – 7 крупных металлургических комбинатов полного цикла (чугун-сталь-прокат) и примерно столько же заводов поменьше, с более узким профилем. Кроме того, многие крупные машиностроительные предприятия (например, вагонзаводы) имеют или имели при себе металлургические цеха для собственных нужд.

Несмотря на пертурбации развала Союза и бурных 90-х годов, почти все эти предприятия – действующие. Из комбинатов разорили и почти закрыли разве что Макеевский (ныне входит в субхолдинг «Метинвест» группы Рината Ахметова, есть программа восстановления и реконструкции). На грани выживания и Керченский метзавод, хотя в советское время он был ведущим производителем стрелочных переводов и других элементов железнодорожных путей.

Другой вопрос, что после приватизации «Криворожстали» (2005) в стране больше не осталось государственной металлургии. К слову, многие эксперты считают, что до продажи индийскому магнату Лакшми Митталу комбинат работал не хуже – если не лучше. Но это уже другая история.

В целом сегодня отрасль обеспечивает до 1/3 ВВП и 40% валютных поступлений от экспорта.

Отстали на 20 лет

В объединении «Металлургпром» ForUm`у подтверждают: отрасли удалось выжить на фоне развала постсоветской индустрии только за счет переориентации на экспорт. Заводы, прежде всего, использовали старые связи в бывшем СССР и союзных странах. Но за счет низких цен и политической обстановки («дружба с Западом») удалось просочиться и на новые рынки – скажем, в Евросоюз, где, по словам заместителя гендиректора «Металлургпрома» Александра Зражевского, отечественная металлопродукция во многом перерабатывается по западным стандартам – и только потом используется дальше.

Действительно, хотя сами производства сохранились, технологии в 90-х гг. не развивались. Положение дел стало меняться только в 2003-2004 гг., когда возник бум на мировых металлорынках. Хозяева предприятий резко нарастили продажи и получили деньги на ликвидацию технологического отставания, которое к этому моменту стало угрожающим.

Так, уже практически нигде в мире для выплавки стали не используются мартеновские печи: к примеру, в Китае, который в 50-х годах с нашей помощью только начинал создавать свою металлургию, они почти все уже закрыты. Мартены слишком энерго- и ресурсозатратны, поэтому заменяются современными кислородно-конвертерными агрегатами. Россия, в 1991-1992 гг., имевшая схожие с Украиной стартовые условия, в 2010 году тоже закрыла последние мартеновские мощности. У нас же в прошлом году доля мартеновского производства в выплавке стали составляла 28%, сообщили ForUm`у в инвесткомпании BG Capital. По этому показателю Украина уникальна в мире, и тем более в Европе.

Недостаточно качественен по современным меркам и готовый украинский прокат. Неудивительно, что иностранцы (даже в СНГ) закупают в Украине чаще всего металлургические полуфабрикаты – слитки (так называемую товарную сталь), которые превращаются в готовый прокат уже на зарубежных заводах. Доля полуфабрикатов в отечественном металлоэкспорте и до кризиса была больше 50%, а с его приходом стала еще больше, достигнув 60% и выше.

Такая ситуация не очень выгодна хозяевам отрасли, но они вынуждены с ней мириться, говорят аналитики. Во-первых, в кризис мировые рынки сузились, и металлурги рады любой возможности что-то продать. Ведь и по сей день они не достигли докризисной загрузки мощностей. Во-вторых, подчеркивает аналитик BG Capital Евгений Дубогрыз, торговля полуфабрикатами – это «быстрые деньги». Тогда как для продвижения на рынке готового проката нужно много миллиардов долларов на реконструкцию давно устаревших цехов плюс немалые усилия по закреплению на рынках сбыта, где сейчас буквально локтями толкаются сильные конкуренты (западные, российские, китайские, да уже и турецкие), качество продукции которых чаще всего выше украинского.

Поэтому, как только в 2003-2004 гг. появилась возможность серьезных инвестиций в обновление, практически все средства (более $8 млрд) пошли на модернизацию выплавки стали. Метпредприятия страны установили несколько новых МНЛЗ – машин непрерывного литья заготовок, а это не просто большой агрегат, а целый комплекс, который стоит от $1 млрд и больше. Несмотря на нехватку средств, продолжают закрываться мартены: так, в 2011 г. остановлены мартеновские печи на крупном комбинате «Азовсталь». Но все равно изношенность основных фондов в среднем по отрасли превышает 60%.

На кризисном фоне

В то же время внутренний рынок остается вялым. В докризисные годы он достигал 7-8 млн т/год, а с кризисом упал ниже отметки 6 млн т. Причина, как можно догадаться, в слабости главных потребляющих отраслей. Машиностроение, начавшее в последние десять лет приходить в себя после развала, с наступлением кризиса снова в упадке. Активно работают, разве что, вагоностроители. Тогда как тот же автопром, оживленно поднимавшийся в 2003-2008 гг. (особенно сборка легковых машин из импортных узлов), снова замер. Не говоря уж об авиа-, судо-, двигателестроении. А военная отрасль и локомотивостроение «лежат» еще с перестроечных времен.

Другой активный потребитель – строительство – в кризис вообще угодил в глубокую яму. По состоянию на 2009 г. более 90% крупных и средних строительных проектов оказались замороженными, да и в минувшем году эта цифра превышала 80% даже с учетом потуг по возведению базовых объектов инфраструктуры Евро-2012.

В 2011 г. профильные специалисты заговорили об оживлении строительного рынка, однако пока что это оживление выражается скорее в росте объема освоенных денег, а это связано не с реальными объемами работ, а с повышением цен на них. Так, за 8 месяцев года стройкомпании страны освоили более 32 млрд грн – это на 13% больше, чем в январе-июне-2010. Процент прироста приблизительно соответствует индексу роста цен на стройматериалы и другие ресурсы, сообщают в «Металлургпроме».

В таких условиях 80% выпускаемого в Украине металла идет на экспорт, а это привязывает к внешней конъюнктуре и металлургию, и всю экономику (с учетом роли, которую в ней играют сталелитейщики). Для сравнения: в той же РФ доля национального рынка в структуре продаж металлопродукции – более 50%. Можно сколько угодно говорить о том, что у россиян другие условия, что там намного сильнее машиностроение и т.п.

На это известный отраслевой аналитик Владимир Пиковский отвечает: дело еще и в госполитике поддержки выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью. По словам эксперта, в России министры, депутаты и т.п. не меньше нашего заинтересованы в собственном кармане. Но, видимо, понимают: лучше развивать производство конечной продукции, которое медленнее окупается, – чем увлекаться быстрым доходом, но постоянно находиться под угрозой утраты сбыта, вызванной переменчивостью рынков сырья (включая металл). Отечественные промышленные олигархи уже столкнулись с этим – и до сих пор не могут оправиться от последствий. Реальная рентабельность метпредприятий в І полугодии 2011 г. не превышала 3%, хотя до кризиса достигала 30-35%.

А пока что отрасль довольно неровно и неуверенно выходит из кризиса. Да, в 2010 году выплавка стали несколько восстановилась, увеличившись относительно предшествующего года на 9,7%, до 32,6 млн т. Но дело в том, что в 2009 году был сильный провал, уточняет Пиковский, и прошлогодний рост – лишь частичная компенсация этого провала. По итогам восьми месяцев нынешнего года рост продолжился: стали выплавлено на 8,4% больше, чем в январе-августе-2010, – 23,1 млн т.

Аналитик полагает, что замедленное восстановление металлургии продлится до конца года, поскольку для более высоких темпов нет предпосылок. Внутренний рынок сужен, а на внешних положение нестабильно и склонно к новым локальным спадам. Потому полноценного подъема в отрасли можно ждать не раньше 2012 г. И главным фактором тут будет никак не Евро-2012 (которое оказалось слабым стимулом внутренних рынков и производств), а то, что глобальный спрос на сталь и прокат все же постепенно возрождается. И украинские металлурги снова постараются активно играть свою полуфабрикатную роль на внешнем рынке.

Для справки:

Металлургия Украины (основное производство)

комбинаты: Азовсталь, Алчевский, «АрселорМиттал Кривой Рог», Днепровский им. Дзержинского, Запорожсталь, Макеевский, Мариупольский им. Ильича

заводы: Днепропетровский им. Коминтерна, Днепропетровский им. Петровского, Донецкий, Донецкий металлопрокатный, Керченский, Константиновский, Краматорский.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7331