Завтра, 6 декабря, в Украине будут отмечать 17-ю годовщину украинской армии. Впрочем, Президент Украины Виктор Ющенко уже принял участие в первых торжествах и поблагодарил военных за доблесть, верность присяге и Родине. Президент обратил внимание, что только членство Украины в НАТО обеспечит защиту независимости страны и ее территориальной целостности.

Он пообещал добиться, чтобы развитие армии стало основным приоритетом страны. Впрочем, уже который год эти обещания остаются только обещаниями. Юлия Тимошенко в свое время и вовсе пообещала отменить призыв в армию и сделать ее полностью контрактной. Да каждый новый премьер и Президент (особенно к празднику) обещает военным молочные реки и кисельные берега.

Тем временем министр обороны то и дело рассказывает, что армии вот-вот будет нечего кушать и не в чем ходить.

Так как же спасти украинскую армию? На этот вопрос ответили эксперты и специалисты в военной сфере, политики и политологи.

Народный депутат Украины из фракции Партии регионов, член Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Кузьмук подчеркнул, что неделю назад состоялась итоговая коллегия Министерства обороны за 2008 год. Там были подведены итоги подготовки войск, результаты реформирования вооруженных сил. Хочу констатировать, что вооруженные силы за 2008 год не откатились назад, но и реальных достижений нет только по одной причине: неудовлетворительное финансирование национальной обороны. Но это не вина вооруженных сил, а проблема украинского государства. Вооруженные силы: генералы, офицеры, солдаты, сделали все возможное для того, чтобы армия и флот не стояли на месте в рамках того, насколько это возможно в тяжелейших финансовых условиях.

Правительство не пошло навстречу вооруженным силам, не понимая, что они затягивают на своей шее серьезный узел. Игнорирование из года в год потребностей вооруженных сил будет увеличивать ассигнования на национальную оборону. В первый период независимости Украины власть смотрела на вооруженные силы как на богатейшую структуру. Это действительно так и было. В наследство от СССР нам досталась хорошая техника, большое количество объектов недвижимости, мощные запасы материальных средств и земель. Но время идет, запасы истощились.

За 17 лет техника вооружения абсолютно устарела, социального прорыва для военнослужащих государство не сделало. Без армии и флота Украине не существовать, уже сегодня для армии нужно приобретать много и сразу.

Самое главное сейчас – это техническое переоснащение армии. В мире много поменялось. Поменялась философия подготовки ведения войны, действия переходят в космос, основа их – в воздух. Армия переходит на компьютерное управление. Абсолютно поменялась структура связи. Мы серьезно отстали. Если европейские государства и США имеют оснащения армии пятого-шестого поколения, то Украина топчется на третьем-четвертом поколении.

Безусловно, необходимо совершенствовать структуры, которые выполняют боевые задачи. Это новая методика подготовки войск. Еще одна основа – решение острейших социальных вопрос в армии.

Альтернативы профессиональной армии в Украине нет. Что касается контрактов – это только этап перехода к ней. Безусловно, это нужно делать, но не популистскими методами.

Директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик отметил, что на данный момент повышается обороноспособность украинской армии, повышается уровень профессионализма военнослужащих, внедряются новые типы вооружений, однако этот процесс сталкивается с хроническим дефицитом финансирования. Не все программы, направленные на обеспечение вооруженных сил качественным вооружением, выполняются. Мы не можем себе позволить закупить высокоточное оружие. Минимальный прогресс есть, но он недостаточен для конкурентоспособности нашей армии даже в восточно-европейском регионе.

Что касается социальных программ и обеспечения социального пакета для офицеров, здесь проблема ужасающая. Государство не может обеспечить даже минимальный социальный пакет для офицеров, улучшить имидж службы и сделать ее привлекательной для молодых людей.

Переход на контрактную армию провален. По отчетам Министерства обороны и правительства 89% планов по внедрению контракта были реализованы. Планы реализованы, а контракт мы не получили. Есть бюрократизация и выхолащивание идей контракта.

Какие нужны реформы? Первое: это переход на контрактную армию. Второе: проведение кампании по формированию имиджа украинской армии. Третье: увеличение средств, выделяемых на оборону. Сегодня мы имеем только 1,1% ВВП, которые тратятся на армию, в тоже время Кабмин заявляет о 4,7% ВВП на оборону. Это манипуляция цифрами. Речь идет о недофинансировании и хроническом дефиците вооруженных сил.

Если ничего не изменится, в скором времени мы можем получить разваленную армию, устаревшее вооружение и постоянно взрывающиеся военные склады.

В свою очередь, директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский подчеркнул, что нынешнее состояние украинской армии можно оценить как состояние ограниченной боеготовности. Процессы накопления проблем зашли так далеко и так глубоко, что первым шагом должен стать обзор того, что есть, и оценка того, чего мы достигли. Необходимо пересмотреть все программы и только после этого двигаться дальше. Краткосрочные шаги для решения проблемы ничего не дадут, только усугубят ее.

Необходимо определить новые горизонты планирования тех бюджетных средств, которые выделяются на вооруженные силы. Обязательно нужен переход армии на контрактную основу. Я думаю, что это случится не раньше 2012 года. С учетом реальных экономических условий, вряд ли Украина сможет сделать это раньше.

Политолог, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов рассказал о том, что после парада 24 августа я ехал по трассе Киев-Одесса, по которой двигалась военная техника. Я наблюдал комичную или жуткую картину, как бронетехника, которая чудом прошла по Крещатику, глохла по дороге к своим базам. Если это была техника, которую выбрали для всеукраинского парада, то что творится с остальной техникой?

Все, что смогли, разворовали, что не смогли разворовать, взорвали во всевозможных Новобогданивках. Армии у нас скорее нет, чем есть. Хорошо то, что во многом благодаря этому в Украине маловероятен силовой вариант решения внутренних противоречий.

Что нужно делать для того, чтобы армия появилась? Необходимо ее лучшим образом финансировать и не проводить политику самоизоляции от дружественных стран, которая сейчас ведется Ющенко. Я думаю, что после того, как стихнут идеи о присоединении Украины к НАТО, нужно будет всерьез задуматься о том, чтобы интегрироваться рядом структур в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Бывший руководитель Центра общественных связей МВД, полковник милиции, телеведущий Константин Стогний вспомнил, как когда-то приезжал на каникулы в деревню к бабушке, то с человеком, который не служил в армии, девочки в клубе не танцевали. Сейчас все наоборот. Тот, кто идет в армию считается «лохом», он не смог «отмазаться». Все начинается с этого.

Что нужно сделать? Мы пеняем на своего ближнего соседа, но первый указ Путина, когда он стал Президентом, был о патриотическом воспитании молодежи. Украине необходимо начать хотя бы с этого.

Необходимы комплексные методы, куда входит и улучшение финансирования. Необходимо воспитывать молодое поколение на том, что быть мужественным и сильным – это престижно. Если этого не будет, говорить о здоровой армии нельзя.

Что касается контрактной армии, то для нас это пока невозможно. Во-первых, из-за экономического кризиса. Во-вторых, из-за самой структуры вооруженных сил. 70 лет у нас была народная армия и говорить о том, что контрактная армия это хорошо, не стоит. В мире есть много очень сильных неконтрактных армий. Думаю, на переходном этапе нам ближе смешанный тип. Руководящий состав должен быть на контрактной основе, все остальные должны пройти этап призывной военной подготовки.

Народный депутат Украины, фракция БЮТ Петр Гасюк считает, чтоУкраина имеет сегодня по уровню подготовки войск и дисциплине армию намного слабее, чем у стран Европы. Для того, чтобы вооруженные войска могли защитить нашу Родину, армии необходимо перейти на профессиональную основу.

Нам не стоит надеяться на то, что послезавтра мы прыгнем в НАТО и будет иметь защиту от возможных агрессий. Нужно надеяться на свои силы. С 2010 года Украина может набирать в армию людей на контрактной основе. Но для этого нужно согласие всех сторон. Более того, начинать переходить на профессиональную основу можно уже со следующего года, но, к сожалению, согласия нет, и это вредит нашему обществу.

Народный депутат, фракция Партии регионов Василий Киселев отметил, чтоармия – один из атрибутов государства. Состояние украинской армии удручающее. Подобные популистские заявления, как переход на контрактную основу, только ослабляют вооруженные силы. Говорю это, как офицер.

Во время глубокого экономического кризиса проводится военный парад, на который затрачивается 70 миллионов гривен. На второй же день Ехануров заявляет, что на питание солдат осталось средств ровно на две недели.

Перевооружения армии нет. Старое вооружение вышло в тираж. Танки, которые производит Украина, на наше вооружение не поступают. Эта техника продается, так как стране нужна валюта. Боеспособность украинской армии сведена к нулю. У украинского военно-морского флота имеется одна подводная лодка, которая от пирса не отходит. Я был в ней. Есть только один серьезный корабль. В Николаеве стоит крейсер, который никак не могут достроить. Вместо того, чтобы проводить никому не нужную показуху и рисковать завалить Крещатик танками, можно было на эти деньги достроить крейсер и продать его за миллиарды долларов.

Я надеюсь, что в нашей стране все-таки будут какие-то изменения.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1630