Признаться, события, которые развернулись в политической жизни Украины в конце прошлой – начале нынешней недели, были во многом предопределены. И так трещавшее по всем швам демократическое большинство к нынешнему вторнику оказалось на краю пропасти. «Ухнуть» в нее демкоалициантам проще простого – достаточно спикеру Верховной Рады Арсению Яценюку не внести в повестку дня в качестве первого вопроса принятие парламентского постановления о проведении в Киеве внеочередных выборов городского головы и Киевсовета.

Чрезвычайная неустойчивость нынешнего парламентского большинства действительно была предопределена задолго до того, как Президент Виктор Ющенко принял решение о роспуске Верховной Рады и назначении досрочных парламентских выборов. Уже в пущеводицком соглашении, которое в начале 2007 года подписали глава Секретариата Президента Виктор Балога и лидер тогдашней оппозиции Юлия Тимошенко были заложены мины замедленного действия для будущего коалиционного союза. Понятно, что и те, и другие политические силы шли на подобное сотрудничество отнюдь не из-за партнерских чувств. Достаточно вспомнить, что после парламентских выборов 2006 года, и последовавшем летом того же года переходе Социалистической партии из союза с демократами в стан антикризисной коалиции, фракция БЮТ добровольно ушла в оппозицию. А ее партнер по революционному майдану, блок «Наша Украина», мало того что не счел нужным присоединиться к меньшинству, так еще после подписания пресловутого Меморандума Национального единства остался при власти. Естественно, что к моменту встречи Балоги с Тимошенко в Пуще Водице оба политика шли на союз исключительно из одного интереса: БЮТ хотел вернуть свои позиции в исполнительной власти, а «Наша Украина» - укрепить ослабевающие с каждым днем властные полномочия «оранжевых министров» и главы государства (в большей мере). Именно на этом зыбком грунте Тимошенко и Балога выстроили свой союз, этакого Голема – великана на глиняных ногах, который должен был стать инструментом возвращения властных функций. Далее, как известно, последовал паралич законодательной власти, указ президента о внеочередных парламентских выборах, собственно волеизъявление, которое принесло демократам общую победу над членами антикризисной коалиции. После этого и начались проблемы. Ведь «демократический» Голем был задуман всего лишь как таранное орудие, в его «мозгах» не закладывалась программа общих, слаженных действий. Да и как могло такое случиться, если одно «полушарие» демократического большинства претендовало на некую, хотя и весьма спорную монолитность работы. В то время как «нашеукраинское» «полушарие» практически сразу же разбилось на «извилины по интересам», и ни о какой гармоничной работе речь здесь не шла. Все эти изъяны в достаточной мере проявились во время коалициады (когда часть депутатов фракции НУ-НС не захотели в парламентский союз с БЮТ), спикериады (когда Вячеслав Кириленко был заменен более лояльным к Секретариату Президента Арсением Яценюком), и, наконец, премьериады (избрание Юлии Тимошенко премьером со второй попытки).

Между этими событиями и шагами правительства, Секретариата Президента и коалиции в конце прошлой – начале нынешней недели уместилось столько всего противоречивого, что остается только удивляться, как парламентское большинство до сих пор с треском не развалилось. Как бы то ни было, но, похоже, сейчас мы с вами наблюдаем апогей, драматическую развязку в деятельности демократической коалиции.

Высшей точкой кипения, как известно, стала непримиримая позиция Юлии Тимошенко, которая требует немедленного объявления досрочных выборов столичного мэра и Киевсовета. С наскока убрать главу Киевгорадминистрации у Юлии Владимировны не получилось. Да и, положа руку на сердце, не могло получиться, так как весомых юридических оснований для отстранения киевского градоначальника юристы правительства так и не нашли. Всему виной – закон «О столице Украины», который, словно бронированный фиговый листок прикрывает нынешнего мэра Киева от нападок со стороны его многочисленных недоброжелателей. Известно, что у Тимошенко было два юридически обоснованных пути для отстранения Леонида Черновецкого с поста мэра: вынесение последнему недоверия 2/3 состава Киевсовета, и издание Верховной Радой постановления о проведении внеочередных выборов в Киеве.

Первый путь оказался достаточно проблематичным из-за того, что ныне действующий состав киевского горсовета никогда бы не принял решения о вынесении недоверия Черновецкому – для этого у оппонентов мэра в этом органе местного самоуправления нет достаточных человеческих ресурсов. Их и не будет, до тех пор, пока Конституционный суд Украины не примет решение о легитимности закона об императивном мандате, а Центральная избирательная комиссия не зарегистрирует 15 новых бютовцев, взамен тех, что ушли в промэрское большинство, и которых межпартийный съезд БЮТ лишил депутатских полномочий. На основании нелегитимного закона об императивном мандате. Однако, применить нормы этого закона для избавления Киева от Черновецкого Тимошенко, похоже, сможет еще не скоро. Прежде всего, потому, в четверг, 13 марта, Конституционный суд принял предварительное решение о признании неконституционными ряда положений закона об императивном мандате. Этого Юлии Тимошенко вполне хватило для того, чтобы заявить о давлении на судей КСУ со стороны Банковой. Премьер-министр отметила, что в случае принятия Конституционным Судом незаконного, по ее мнению, решения, БЮТ намерен «рано или поздно добиться отстранения судей от их должностей».

Еще один удар подстерегал ЮВТ со стороны парламентской коалиции. Большинство в ВР, как сообщил на днях народный депутат от НУ-НС Юрия Костенко, решило доработать законопроект БЮТ об императивном мандате и внести его как представление фракций БЮТ и НУНС. По словам парламентария, решение о пересмотре было принято, из-за того, что «законопроект об императивном мандате по своей сути не отвечает названию».

«Императивный мандат – это право избирателя отзывать народного депутата, которого он избирает. Законопроект, который вносится, – это право фракции лишать депутата его статуса. То есть с юридической точки зрения это некорректно относительно Закона о статусе народного депутата, поскольку определяет особые условия, за которые народный депутат может быть лишенный депутатского статуса», - отметил Костенко.

«Ряд партий, в том числе и УНП, не воспринимает законодательных идей, противоречащих европейской демократической практике. Однако мы осознаем то, что в украинском политикуме в результате политической коррупции нужно дисциплинировать депутата», – считает Костенко.

Не замедлила реакция со стороны Секретариата Президента: Виктор Балога назвал «прессингом» со стороны Юлии Тимошенко ее заявления о рассмотрении КС нормы об императивном мандате депутатов местных советов, и обвинил премьера в открытом давлении на судей КСУ.

Между тем, еще одна возможность разобраться с Черновецким на местном уровне – через приведение к присяге 15 новых депутатов-бютовцев, перманентно пробуксовывает. ЦИК уже которую неделю не может собрать кворум, чтобы принять соответствующее решение. На это, по сути, есть своя причина – пока КСУ не признает принятый в прошлом году закон об императивном мандате соответствующим нормам Конституции, ЦИК априори не может выносить подобных решений. Но Тимошенко надо действовать как можно оперативнее – вот почему она так настаивает на скорейшей отставке председателя Центризбиркома Владимира Шаповала, который, по ее словам, всячески парализует работу комиссии, причем как подчеркнула премьер, не без руководства «ряда высокопоставленных чиновников, в то числе – и Секретариата Президента».

В то же время и второй путь отстранения Черновецкого – через постановление ВР, не гарантирует Тимошенко успеха. Ее требование к членам демократической коалиции и руководству Рады о том, чтобы в повестку дня сегодняшнего заседания сессии «первым номером» был внесен вопрос об объявлении перевыборов в Киеве, смахивает на ультиматум. При этом Юлия Владимировна апеллировала к коалиционному соглашению, в котором прописано первоочередное решение относительно досрочных выборов мэра Киева и Киевсовета и напомнила, что БЮТ внес соответствующий проект постановления в ВР относительно проведения таких выборов через 45 дней после принятия решения.

Однако ожидать, что коалиция, по крайней мере, ее «нашеукраинская» часть пойдет на поводу у Тимошенко, не приходится. И всему виной – те самые «извилины по интересам», которые составляют ну-нсовскую часть большинства. Если глава фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко сообщил о готовности поддержать БЮТ в вопросе досрочных выборов мэра Киева и депутатов горсовета, то Василий Петевка в интервью изданию «Коммерсант-Украина» отметил, что требование, выдвинутое БЮТ, не будет во вторник, 18 марта, поддержано большей частью депутатов фракции НУ-НС. Нардеп считает, что прежде чем голосовать за соответствующее постановление, следует дождаться результатов работы специальной комиссии по проверке деятельности КГГА, которую учредил Президент. То, что позиция ну-нсовцев отнюдь не монолитна, подтвердил и депутат от «оранжевой» фракции Анатолий Матвиенко. Парламентарий сообщил, что он не будет голосовать за постановление о досрочных выборах киевского мэра, так как, по его словам, «такая постановка вопроса - противозаконна и может привести к развалу демократической коалиции в парламенте».

Похоже, что именно к упразднению демократического большинства дело и идет. Ведь коалиция на «глиняных ногах», как упоминалось выше, свою роль, по сути, сыграла – привела к власти в стране тех, кто именно этого и добивался. Дальнейшее ее существование не целесообразно, так как практически все законодательные инициативы, которыми нынешние союзники апеллировали к электорату, успешно завалены. Не заинтересованность в существовании парламентского большинства в нынешнем формате присуща и Президенту, и премьеру, так как ни первый, ни последняя не могут эффективно использовать данный законодательный инструмент в своих целях. Да и о какой эффективности может идти речь, если Тимошенко и Ющенко ставят перед собой определенные цели: Юлия Владимировна хочет добиться президентской власти, а Виктор Андреевич – удержать кормило в своих руках, и отбить от него чужие руки. Это, в частности, прослеживается в ситуации по Киеву: гаранту выгоден Черновецкий в качестве мэра Киева, так как столица является потенциальной площадкой для удержания президентской власти. А Тимошенко желает вытеснить с этой площадки Виктора Ющенко. Зачем? Как сказал на днях Владимир Литвин: «Сегодня ставится вопрос о том, кто завоюет Киев, тот откроет себе прямую дорогу на президентских выборах». И с ним трудно не согласиться.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3472