Очевидно, и отнюдь не невероятно: второй каденции премьер-министра Юлия Тимошенко совершенно не сопутствует то, пусть даже видимое, покровительство и моральная поддержка со стороны Виктора Ющенко, которое Президент оказывал лидеру БЮТ в начале-середине 2005 года. Достаточно вспомнить, с какой неохотой глава государства согласился на внесение кандидатуры Юлии Владимировны на пост главы украинского правительства. Подобное охлаждение, очевидно, продиктовано только одним условием: приближающимися выборами Президента Украины. И если в январе – феврале давление на одного из своих главных оппонентов на предстоящих в 2010 году выборах оказывал Ющенко, то в марте, похоже, пришла очередь Тимошенко.

Начиная с января 2008 года, и по нынешний день Президент последовательно давит на три «болевые точки» Юлии Тимошенко: слабую, по его мнению, борьбу Кабмина с инфляцией, недостаточное финансирование украинских вооруженных сил, и, наконец, достижение стабильности на газовом рынке. И если по двум первым вопросам правительство пока не может адекватно ответить на все усиливающуюся критику со стороны главы государства, то в газовом вопросе все не так просто. Тут уже Виктор Ющенко занимает позицию оправдывающегося – вернее, держать оборону и контратаковать его вынуждает именно Юлия Тимошенко. Когда глава правительства безуспешно, с «газовой» точки зрения, съездила в Российскую Федерацию, из-под пера Тимошенко вышло письмо в адрес гаранта, в котором она сообщила, что Кабмин не может согласиться с некоторыми условиями договоренностей между Президентами Украины и России от 12 февраля 2008 года. Среди таких условий Тимошенко назвала: закупку в первом квартале нынешнего года российского газа по $315/тыс м3, смену одного посредника («Укргазэнерго») в схеме реализации голубого топлива на внутреннем рынке Украины другим СП, и отстранение НАК «Нефтегаз» от возможности балансирования и распределения газа на отечественном рынке путем подписания соглашений и поставок газа СП-1 («Росукрэнерго») и СП-2 («Укргазэнерго»). Выполнение этих условий, по мнению ЮВТ, может привести к «сохранению коррупционных схем и злоупотреблений, банкротству «Нефтегаза» и угрозе национальным интересам». Естественно, что подобные доводы главы Кабмина принимали скорее обличающий характер, и были обнародованы с единственной целью: показать, кто на самом деле заинтересован в сохранении коррупционных схем на данном рынке. Тимошенко рисковала, вытаскивая на свет детали договоренностей между Ющенко и Путиным, особенно в вопросе цены на газ на первый квартал. Безусловно, премьер понимала, что ее информацию могут опровергнуть, но не могла не пойти на такую провокацию просто потому, что иного способа ужалить Ющенко и хоть как-то выдать его заинтересованность в сохранении существующих ныне схем поставок газа в Украину. «Вызов огня на себя» удался: сначала глава Секретариата Президента Виктор Балога заявил, что Тимошенко исказила информацию о содержании переговоров Ющенко и Путина, а затем гарант вынужден был рассекретить директивы, которые он выдал главе правительства перед ее визитом в Москву. При этом Президент сообщил, что пойти на такой «беспрецедентный» шаг его заставила «искаженная или тенденциозная позиция определенных деловых лиц Украины». Он также сказал, что ему жаль, что отношения между правительством и Президентом приобрели такой характер. «Это не моя политика, и хотел бы от нее отмежеваться. Тот, кто хочет работать на Украину, убежден, находит способы не пиариться, а решать вопросы», - подчеркнул Ющенко, назвав описанные в письме Тимошенко условия «исключительной ложью».

Зачем же глава Кабмина опустилась до такой, как высказался гарант, исключительной лжи? По всей видимости, так ЮВТ выполняет свое обещание, данное еще 1 марта, сообщать о каждом давлении на правительство в вопросах поставок газа. Давили ли на Кабмин в период с 1 по 6 марта? Похоже, что да – в ответ на инициативу Тимошенко прекратить с первого дня марта таможенное оформление поставок газа по контрактам «Укргазэнерго». Кроме того, директивы, о которых говорил Ющенко, составлены и подписаны Виктором Балогой 26 февраля – по прошествии 14 дней после встречи Виктора Андреевича с Владимиром Владимировичем. Не берусь утверждать, что за две недели Секретариат Президента мог существенно «сгладить» достигнутые в Москве договоренности, но предположить, что разговор между двумя Президентами шел как раз об указанной в письме Тимошенко цене на «голубое топливо» и судьбе «Нефтегаза» и посредников, можно. По крайней мере, если исходить из сказанного гарантом в интервью журналистам в Черкасской области, где он заявил, что Украина должна подготовиться к новой цене на газ.

Не добившись пока значимых успехов в детенизации схем поставок в Украину российского газа (ведь голубое топливо в нашу страну по прежнему отгружает «Росукрэнерго»), к которым, по различным оценкам политологов, имеет отношение и Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко решила надавить еще на один больной мозоль гаранта.

Своим вчерашним наступлением на киевский бастион в лице Леонида Черновецкого премьер-министр Юлия Тимошенко продемонстрировала, что ей не так важно сместить в ближайшей перспективе указанного чиновника, как показать киевлянам и украинцам, благодаря кому столичный градоначальник удерживается в мэрском кресле.

Видя, что коалиция, особенно фракция НУ-НС, не спешит воплощать в жизнь свое предвыборное обещание о перевыборах в Киеве, премьер-министр решила действовать самостоятельно. Прежде всего ЮВТ пожурила коалиционеров за то, что до сих пор представители большинства не смогли согласованно подать и проголосовать постановление о назначении досрочных выборов мэра Киева и Киевсовета. Хотя, говоря откровенно, особых оснований у парламентариев для этого на данный момент нет, ведь временная следственная комиссия ВР была создана только в минувшую пятницу, и никакого расследования злоупотреблений со стороны киевского городничего члены комиссии провести просто не успели.

Зато у правительства, как заявила на вчерашнем заседании Кабмина Тимошенко, такие основания нашлись. Среди них: многочисленные нарушения законодательства со стороны руководства КГГА и ее главы, которые зафиксировали центральные органы исполнительной власти (имеется в виду КРУ, по данным которой, только за 4 месяца 2007 года бюджет Киева недополучил более 1 млрд грн), информация Генпрокуратуры и других правоохранительных органов. Кроме этого, Управление правового обеспечения Секретариата правительства подвело правовые основания для увольнения Леонида Черновецкого. Их главная мысль в том, что киевский городничий нарушил положения Конституции, законов «О Кабмине» и «О местном самоуправлении», по которым, как считают у Тимошенко, Черновецкий, как глава КГГА, должен отчитываться в результатах своей деятельности перед правительством. А правительство, на основании упомянутых законов, имеет право привлечь главу горадминистрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к Президенту с представлением об увольнении председателя КГГА. Единственное, но весьма серьезное «но» в этом деле: главой КГГА, согласно решению Конституционного суда от 25 декабря 2003 года, назначается человек, избранный мэром Киева. А потому гарант может уволить главу Кивегорадминистрации лишь в том случае, если Киевсовет или Верховная Рада (при условии, что такому решению парламента будет предшествовать соответствующее судебное решение) примет решение уволить мэра столицы. Пока ни Киевсовет, в котором у Черновецкого «ручное» большинство, ни Верховная Рада, из-за разности позиций как в коалиции, так и вообще в парламентской среде, сделать это не могут. Получается замкнутый круг. Именно этот круг и вознамерилась разорвать Тимошенко. Вернее, сделала попытку, чтобы показать главное – кто на данный момент «крышует» киевскую власть. Демонстрация, как и в случае с газовыми посредниками, удалась.

Во-первых, воздержались от поддержки правительственного представления об увольнении Черновецкого люди Ющенко - министр юстиции Николай Онищук, вице-премьер Иван Васюнык, министр семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко,аграрный министр Юрий Мельник и министр здравоохранения Василий Князевич. Позже отреагировал секретариат Президента. По словам Виктора Балоги, предложение правительства уволить Леонида Черновецкого с должности председателя КГГА с правовой точки зрения безосновательна, и потому не будет поддержана Президентом. «Сейчас столичный руководитель перед законом чист и, насколько мне известно, Генпрокуратура не имеет к нему претензий», - напомнил руководитель СП.

Он также сообщил, что отстранить от выполнения должностных обязанностей Черновецкого можно только в связи и на время проведения служебного расследования фактов противоправных действий госслужащего. «Однако относительно мэра Киева такое расследование никогда не назначалось и никем не проводилось, поэтому юридически подтвержденных оснований для его отстранения на сегодня нет», - подчеркнул Балога.

Как говорится, всем, кому надо было, «засветились». Но и на этом провокации Тимошенко не исчерпались. На вчерашнем брифинге Юлия Владимировна сообщила, что во вторник, 17 марта, фракция БЮТ в парламенте будет требовать от коалиции рассмотрения во вторник в первом, втором и последнем чтениях закона об объявлении досрочных выборов мэра Киева и Киевсовета. Она выразила убеждение, что это решение будет проголосовано 228 голосами коалиции. По словам Тимошенко, во время досрочных выборов в парламент политические силы, которые входят в коалицию, обещали провести досрочные выборы мэра и Киевсовета. «Поэтому если кто-то из коалиции недоголосует, мы будем считать, что это двойные стандарты, предательство киевлян и столицы, и полное покрытие коррупции», - утверждает Тимошенко. Более прозрачного намека и не придумаешь.

В чем же заключается причина вот такого позиционирования главы государства и его сторонников со стороны премьер-министра? Ответ прост: в обостряющейся изо дня в день конкуренции за пост Президента. Сейчас Тимошенко важно оттенить Ющенко на собственном фоне, показать, насколько гарант погряз в коррупционных схемах, насколько ему выгодно поддерживать нечистых на руку чиновников и прочее. Даже если весомой доказательной базы для данных утверждений нет. И – максимально дистанцироваться от Ющенко с приближением старта предвыборной президентской кампании. Если в 2009 году электорат уже будет с трудом вспоминать, что «Юля и Витя – дружба на век», то Тимошенко своей предварительной цели, дискредитации одного из основных конкурентов в борьбе за президентский пост, добилась.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3940