Вчера произошло, без преувеличения, историческое для независимой Украины событие: наша страна вступила во Всемирную торговую организацию. Казалось бы, весомый в политическом плане шаг, который, вне всякого сомнения, на свой счет запишет нынешний глава государства. Но его триумф на внешнеполитической арене вполне может поблекнуть на фоне событий, которые случились внутри Украины. И если не предотвратить, то хотя бы смягчить которые Виктор Ющенко мог, и был обязан сделать это. Однако гарант предпочел лишний раз блеснуть за рубежом, чем разгребать внутригосударственные проблемы.

Конечно, одним из оправданий того, что Президент оставил разрозненный парламент, отложил презентацию своего ежегодного Послания к Раде, может служить то, что ему в тот день гораздо выгодней было засветиться перед руководством ВТО. Таков, по сути, удел всех развивающихся государств, лидеры которых, не имея значимой поддержки в заграничных кругах, вынуждены хвататься за любую возможность, чтобы во всеуслышание заявить о себе миру. Этим «страдали» Кравчук и Кучма, не удалось избавиться от недуга непризнания и настороженности мировой политической элиты и Ющенко. Хотя у Виктора Андреевича была наиболее выгодная по сравнению с предыдущими глава государства стартовая площадка для рывка на Запад и усиления украинского влияния там. Но он этим, как известно, не воспользовался. Вернее, старался воспользоваться, но должного эффекта это не произвело. Вот и сейчас, предпочтя решению внутригосударственных проблем внешнеполитическое торжество, Ющенко совершил серьезную ошибку.

Известно, что под звуки женевских фанфар, возвестивших о подписании протокола о вступлении Украины в ВТО, гарант не удержался от того, чтобы не сделать несколько довольно-таки резонансных заявлений. И если слова Президента о том, что Украина не будет препятствовать вступлению в ВТО России, и наше государство сделает все возможное, чтобы как можно скорее заключить с Евросоюзом соглашение о зоне свободной торговли можно списать на триумфальный аффект, то утверждение о скорой ратификации подписанного вчера протокола, похоже, далеки от реальности. Напомним: Виктор Ющенко сообщил, что Украина планирует за две-три недели провести подготовительную работу относительно ратификации протокола о вступлении во Всемирную торговую организацию. При этом гарант отметил, что будет просить создать в Верховной Раде рабочую группу, которая будет заниматься разработкой и адаптацией 11 законопроектов, которые еще необходимо принять в ближайшее время.

В чем сомнительность последнего заявления главы государства? Да в том, что Виктор Андреевич не сделал ровным счетом ничего, чтобы осуществить задуманное в озвученные им сроки. На самом деле ратификация украинским парламентом протокола о вступлении в ВТО могла бы занять и меньше времени. Да и означенные законопроекты депутаты Верховной Рады смогли бы рассмотреть на одном дыхании. Если бы не одно, существенное «но».

Президент, как говорилось выше, покинул Украину, так и не выступив перед парламентом с ежегодным Посланием. Хотя за день до этого пресс-служба главы государства известила, что это событие состоится 5 февраля в 11.00. И после этого Виктор Ющенко, согласно рабочего графика, должен был отбыть в Женеву. Но уже рано утром во вторник стало понятно, что никакого Послания не будет. После утреннего согласительного совета лидер фракции Партии регионов Виктор Янукович сообщил, что трибуна Верховной Рады будет заблокирована и далее, так как коалиция, и спикер Арсений Яценюк, в частности, отказались находить компромисс по спорному вопросу о присоединении Украины к ПДЧ. На первый взгляд, заявление Януковича выглядело странно, так как буквально накануне отечественные СМИ пестрели новостями о том, что Президент и лидер парламентской оппозиции нашли консенсус в «натовском» вопросе, и Рада откроет вторую сессию именно 5 февраля. Регионалы даже подготовили свой проект постановления, основным тезисом которого было проведение всеукраинского референдума по вопросу о присоединении к НАТО, по результатам коего и можно было бы предпринимать какие-то конкретные шаги. Еще одним немаловажным требованием оппозиции был отзыв подписи Арсения Яценюка под письмом, адресованным генеральному секретарю Североатлантического Альянса Яапу де Хооп Схеферу. Спикер, как заявляли представители оппозиции, согласился на этот шаг, но так и не сделал его – по словам Нестора Шуфрича, тому причиной было распоряжение, поступившее из Секретариата Президента. Естественно, подтвердить или опровергнуть слова депутата-регионала нет никакой возможности. Однако, они могут служить косвенным подтверждением тому, что Банковая осознанно пошла на обострение парламентского конфликта.

Для этого у Секретариата Президента могло быть несколько причин. Первая – неготовность самого Послания о внешнем и внутреннем положении Украины. Она несколько банальна, но тем не менее, достаточно весома. Ведь главе государства, по сути, мало что есть сказать украинцам, и парламентариям в частности. Особенно – о внешнем положении Украины. Заметим – гарант должен был выступить с обращением до подписания протокола о присоединении к ВТО. Стало быть, как свершившийся факт Ющенко подать это событие не мог, а без такого важного штриха внешнеполитический раздел Послания, согласитесь, выглядел бы блекло. О чем без ВТО мог бы вещать Президент? О неопределенных сроках ЕС относительно упрощения визового режима с Украиной? О неоднозначных отношениях (особенно, «газовых») с Россией? Любая тема, кроме «ВТОшной» была бы для гаранта проигрышной. И выступать без женевского «акцента» Виктору Андреевичу было не с руки. Вторая – сформированная повестка дня заседания парламента предполагала рассмотрение ряда важных государственных вопросов, которые должны были идти вслед за выступлением Ющенко. среди них – пресловутый вопрос о ПДЧ. Согласитесь, первым персонам государства, подписавшимся под ставшим притчей во языцех «письмом трех», было бы весьма неловко высылать в адрес Генсека НАТО петицию, в котором Ющенко, Тимошенко и Яценюк поясняли бы, что поторопились с отсылкой предыдущей эпистолы. Более того, извещение Яапа де Хооп Схефера о том, что председатель украинского парламента поспешил с подписанием обращения о желании Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в Североатлантическом Альянсе, выставило бы Арсения Яценюка в крайне неприглядном свете. И высокий натовский чиновник вполне мог бы задаться вопросом: демократично ли поступил спикер, выступив от лица всего украинского законодательного органа, не поставив в известность других депутатов?

Третьим поводом для Банковой обострить парламентский конфликт могло послужить отсутствие договоренностей о кадровых вопросах, решение которых, как известно, растянулось до неприличия. Если кто не помнит, то в Украине до сих пор нет двух вице-спикеров, одного вице-премьера, причем, курирующего весьма важную экономическую сферу – ТЭК. Так же до сих пор вакантны места глав Антимонопольного комитета, Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания, Фонда госимущества. Многозначительная пауза наметилась в вопросе Генпрокурора. По всем этим кадровым позициям Секретариат Президента имеет более чем серьезные разногласия с правительством. И если рассмотрение и утверждение этих вопросов затягивается, причем, искусственно, то есть повод говорить о скрытом противостоянии как внутри коалиции, так и между Кабмином и СП.

А вы заметили, как искусно глава Секретариата Президента Виктор Балога постарался обернуть ситуацию в пользу Ющенко? Достаточно было заявить о том, что глава государства отказался презентовать свое Послание из-за того, что «фракции большинства и меньшинства оказались неспособными не только прислушиваться друг к другу, но и слушать лидера нации», чтобы дать понять, что в к парламентскому кризису гарант не имеет никакого отношения. И следом довольно недвусмысленно намекнуть: «если депутаты, делегированные своими избирателями во власть, и дальше не будут способны исполнить коммуникационную роль (то есть, выслушать Послание гаранта – авт.), тогда Президент реализует конституционный долг другим образом. Однако убежден, что такой поворот будет далеко не лучшим эпизодом во взаимоотношениях между главой государства и Верховной Радой».

Но запугивание парламентариев вряд ли может положительно отразиться на взаимоотношениях Президента и Верховной Рады. Так и не развязав клубок внутригосударственных интриг, гарант рискует навлечь на себя недовольство Запада уже в самом ближайшем будущем. Ведь заблокированный не без помощи СП парламент вряд ли сможет ратифицировать протокол о вступлении в ВТО даже в течение месяца. И уж тем более, в отпущенный для Украины срок (до 4 июля 2008 года) принять поправки к 11 законам Верховная Рада тоже будет не в состоянии.

Похоже, главная ошибка Виктора Ющенко в том, что он не смог оптимально сбалансировать внешне- и внутриполитические интересы. Беда в том, что такие ошибки исправить очень трудно…

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3104