Попасть в сессионный зал Верховной Рады обычному гражданину невозможно. Вход в «кузницу законов» строго контролируется и разрешен ограниченному кругу лиц: депутатам, президенту, членам правительства и нескольким сотрудникам технической службы парламента. За «трудовыми подвигами» народных слуг украинцы могут наблюдать лишь с экранов телевизоров. А оттуда рассмотреть рабочее место парламентария возможно лишь фрагментами, в целом картинка не складывается. Не понятно, с помощью чего депутаты голосуют? Какими техническими новинками оборудованы их рабочие места? Да и, собственно, как стол народного слуги выглядит?

Депутат Александр Сочка работает в парламенте два года. Свой мандат он получил уже после открытия Верховной Рады шестого созыва на второй сессии, потому на инструктаж первого вице-спикера Адама Мартынюка по работе системы голосования «Рада» не попал.

«Разбирался, как голосовать, сам - времени ошибаться не было, - рассказал он. - Я только присягу произнес, как спикер поставил на голосование законопроект. Когда взглянул на результаты голосования, то удивился. Закон был принят 226 голосами, то есть если бы я с первого раза неправильно что-то нажал, то закон провалился бы!».

«Голосовать несложно, - утверждает старожил Верховной Рады Ярослав Кендзер. - Нужно нажать специальную кнопку, которую по цвету не перепутаешь: красная - «против», желтая - «воздержался», зеленая - «за». Компьютер обрабатывает результаты и через мгновение выводит их на два табло, что находятся над ложами правительства и Администрации президента».

Куда длиннее процесс голосования длился в парламенте до 1991 года. Тогда о нынешней электронной системе «Рада» депутаты только мечтали и принимали законы поднятием рук, пишет «КП в Украине.

- В начале 90-х счетная комиссия ходила между рядами и подводила итоги голосования, - вспоминает депутат ВР первого созыва Кендзер. - А вот за независимость мы уже голосовали, нажимая кнопки. Накануне в парламенте появилась электронная система - «Рада-1». Она состояла из трех заветных кнопок, причем были они одного цвета.

Спустя 19 лет рабочие места депутатов серьезно изменились. На их столах - все та же система для голосования «Рада», но уже третьего поколения. От своих двух предшественниц она отличается наличием микрофона и динамика, монитором, который показывает повестку дня, законопроекты и результаты голосования (см. «Система голосования «Рада»). Также у депутатов появилась возможность на рабочем месте выйти в Интернет.
 

В 2004 году парламентариям расширили личное пространство. Их «сидушки» стали шире на 8 см, достигнув 60 см. Появились дополнительные проходы к трибуне. Изменили систему вентиляции сессионного зала, чтобы депутаты меньше простужались.

Из-за увеличения кресел и проходов в партере сессионного зала стало меньше посадочных мест - 405 вместо 450. Остальные 45 кресел передвинули в ложи.

Владельцы «отдаленных» кресел даже рады своему положению. В шутку называют их «камчаткой». Также считается, что это самые лучшие места, поскольку фотографы не в силах их снять из ложи прессы. Многие тут прячутся от работы, отдыхают.

- Хорошо сидеть за колоннами, в последнем ряду, - поделился один из «камчатских» депутатов. - За спиной никого, спереди - бортик, который заслоняет стол. Можно даже книжку читать. А по центру зала ты как на ладони. Видно даже то, в чем обут.

Больше всего депутаты нарекают на свои кресла. Говорят, узковаты, а подлокотники приходится делить с соседом. А спинка сиденья находится под прямым углом - и уже после нескольких часов работы начинает болеть спина.

В целом рабочее место депутата выглядит аскетично. Это светлый стол шириной в те же 60 см со встроенным пультом для голосования, красное кресло. Внизу, под крышкой стола, есть ниша для бумаг. Она выдвигается вперед. На пульте прикреплена табличка с именем и фамилией депутата.

«Урны под столом нет, - жалуются нардепы. - Нет возможности повесить пиджак, а весь день в нем не высидишь. Столы низкие, ногу на ногу даже не закинешь. Портфель некуда поставить. Приходится устраивать его на столе, сверху класть пиджак...».

Зато парламентарий Святослав Олийнык своим рабочим местом доволен. «Господи, у нас светло, тепло, красиво! Что еще не так? - возмутился он, когда узнал, что многие нардепы недовольны. - Жалуются те, кто ищет оправдания своему безделью!».

Единственное изменение, которое хотел бы увидеть Олийнык в сессионном зале, - модернизация системы голосования. Уже два года в парламенте идут разговоры о том, что ее нужно менять на «Раду-4», которая оснащена сенсорной кнопкой. С ее помощью можно приструнить депутатов, голосующих за себя и «за того парня». Ведь некоторые умельцы так набили руку, что умудряются за 10 секунд (столько дается на голосование) нажать 8 кнопок на разных столах!

«Секретом сенсора станет то, что его нужно нажимать левой рукой, а цветную кнопку для голосования - правой, - рассказал изобретатель «Рады» Анатолий Морозов. - Руку с сенсорной кнопки нужно будет снимать только по окончании голосования, иначе голос не будет принят». В 2008 году подсчитывали, что обновление пультов обойдется в 400 тысяч гривен - непозволительная роскошь в кризис. Хотя как посмотреть, тогда хоть на работу депутатам ездить придется…

Депутаты не виноваты в приступах своей лени, считает специалист по фэн-шуй Ольга Ганецкая. Продуктивно их работа не клеится, поскольку в сессионном зале нарушен баланс Ци.

«Многие депутаты сидят спиной к дверям. Это очень неуютное и тревожное положение. Его называют «нож в спину», - объяснила эксперт. - За спиной всегда должен быть надежный тыл - стена, иначе работник становится нервозным, невнимательным, из него вытекает жизненная энергия. Для улучшения трудоспособности парламентариям нужно поставить на своих рабочих столах небольшие зеркальца и разместить их так, чтобы были видны входные двери. Тогда человек будет видеть всех входящих, и никто не сможет забрать у него энергию».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1819