Когда меня спрашивают о перспективах украинской экономики в связи со сменой власти, я честно отвечаю – не знаю. И я действительно не знаю, как себя поведет себя новая власть в отношении экономики, но какие ей придется решать проблемы, скажу.

На сегодняшний день в украинской экономике существует три типа проблем – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Начнем с последних.

Ни для кого не секрет, что наша страна вся в долгах и в связи с этим не способна решать текущие проблемы. Так вот проблемы так называемой краткосрочной группы вопросов заключаются в том, что в этому году украинскому финансовому сектору потребуется более значительная, нежели в благополучные годы, поддержка.

Что ж, весь мир сейчас тратиться на поддержку своих экономик, поскольку нынешний год не отличается особой устойчивостью, но в нашей стране помимо этого нет средств на текущие расходы и тем более нет денег на поддержку экономики в условиях слишком вялого посткризисного роста.

И, по сути, мы ничего не сможем сделать реально – у нас просто не будет таких денег – если не обратимся к инфраструктурным реформам, которые, к слову, уже запоздали, поскольку наша экономика сейчас являет собой странное сочетание не совсем полноценной рыночной экономики и совершенно неполноценных взаимоотношений «государство – бизнес».

Тут требуются очень большие и сложные реформы, связанные с патерналистской постсоветской системой вмешательства государства в общественную жизнь. Например, в пенсионную или здравоохранительную сферу или в реформы, связанные с дерегулированием и совершенно безумно сложным налогообложением.

Мы забираем у предпринимательства средства так, словно мы очень богатая страна, хотя, известно, что чем беднее страна, тем меньше должна быть доля доходов, концентрируемых в государстве. И это наша вторая проблема

Кроме того, нельзя упускать из виду, что в связи с многолетним игнорированием существующих проблем – в нашей стране более десяти лет не было никаких реформ, доверие к нашему государству очень низкое. И поэтому деньги, которые мы можем взять, исходя из первого комплекса освещенных вопросов, будет очень дорогим. Таким образом, если не совершать активных действий, связанных с реформами, мы просто их не решим.

Теперь давайте перейдем к третьей группе проблем, которые являются долгосрочными и связаны с тем, что мы скатываемся в самый низ мировой экономики, в систему сырьевых стран.

Для того чтобы противостоять этому, нужно уже сейчас менять политику государства в отношении модернизации не только экономики, но и всего общества.

Говоря о реформах, прежде всего, необходимо понять, что для освобождения бюджета, нужно, как минимум перестать иметь протекционистские, специально, сознательно заниженные, перекрестные цены на энергетику, а также непосильные затраты на пенсии и здравоохранение.

Это не значит, что их надо уменьшить. Это значит, что необходимо обеспечить самопроизводство этих секторов. Чтобы каждый гражданин сам себе копил деньги на эти нужды. Кроме того, нужно изменить систему регулирования так, чтобы государство не создавало монопольных ниш вроде скандальной системы государственных закупок.

У нас государство создает эти монопольные ниши в каждом конкретном кусочке. И это и есть реформы для того, чтобы высвободить деньги на модернизацию экономики и рациональную политику в этой сфере.

Без этого разговоры о рациональной политике ничего не стоят. Когда я слышу: «Давайте, будем стимулировать инновации». Мне хочется спросить: «Из каких денег вы будете стимулировать эти инновации, когда государство и так высасывает из экономики больше, чем она может дать?»

И при этом все тратит, кроме коррупции, конечно, на патерналистские платежи. Сама вся эта система должна быть изменена. Если мы увидим, что такое понимание у новой власти есть – это одно.

Но если нет, и все сводится лишь к наведению порядка – совсем другое. Ведь если у человека в кармане десять копеек, то какой бы порядок он не наводил, денег не станет больше.

И еще очень важный вопрос в этом смысле: в какой системе ценностей собирается новая власть проводить эти реформы?

В сфере реформ мы очень часто обращаемся к примеру Китая, говорим о достижениях России, в которых они нас обогнали. Но ведь эти реформы – и китайские и российские, находятся в иной системе ценностей, нежели реформы польские и прибалтийские.

Европейский выбор – это не простые слова. Они означают, что общество определяет государству меру вмешательства в жизнь экономики, в то время, когда китайский и русский выбор – это государство, определяющее, какие именно разумные пределы своего существования оно считает нужным. И эти различия проявляются в каждой конкретной технологии управления.

Очень трудно вершить реформы, когда не совершил цивилизационный выбор. Мы должны внимательно посмотреть в какой парадигме ценностной и как будет себя вести правительство Януковича.

Он может сказать: «Да, мы усилим государство, потому что оно должно разумно себя вести и мы не позволим кому угодно – олигархам, рыночным силам безумствовать». А может и позволить стимулировать рыночные силы, но с условием создания проводников, по которым они будут течь в нужном направлении. Это два равных подхода.

И вот теперь, когда я перечислил все это, думаю, можно понять, почему вопрос, что будет делать новое правительство, я переадресовываю спрашивающему: а ЧТО оно будет делать?

Проявит ли понимание, что для того, чтобы решать краткосрочные проблемы нужно немедленно браться за реформу, когда освободятся деньги и появятся средства для решения долгосрочных проблем. Без этого мы будем скатываться все дальше и дальше, на периферию мировой экономики.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7621