Уже известно, что 1 января следующего года вступает в силу закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», который имеет ряд норм относительно ограничения работы близких родственников в органах государственной власти.
В том же законе черным по белому перечисляются и «близкие родственники» - супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внучки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, при условии их постоянного проживания вместе с субъектом и ведения с ним общего хозяйства.
А как же кумовья, спросите вы? Кум считается близким человеком? Отвечу – нет. И даже обращу ваше внимание, что наличие кума особо не афишируется. Разве что в редких случаях за бокалом шампанского или на охоте, где-то на береге озера кто-то скажет: «А, так это же мой кум». Так что этот вопрос остается открытым.
Поэтому я считаю, что и эту категорию нужно ограничивать, поскольку есть родственники по крови, а есть – по духу. Как правило, кумовья связаны духовно. Это друзья детства, школьные товарищи или коллеги по работе. Вот когда один забирается на ветку, а смотришь – уже ниже веточкой он посадил себе «кума-воробушка», чтобы вместе в унисон чирикать. Ведь так же проще.
К слову, сейчас эта проблема присутствует не только в государственной, но и коммерческой службе. Там тоже, бывает, набирают не по профессиональным качествам и заслугам, а чисто по родственному принципу. И если ты из другой «песочницы», не входишь в семью, или тебя никто не привел за руку и не посадил, не научив, что при этом надо говорить, тебе очень тяжело будет пробиться.
У меня лично к этому закону такое же отношение, как и у всех государственных служб в мире. Я считаю, что близкие родственники не могут быть в подчинении друг у друга, в особенности, если речь идет о работе в госструктурах. В коммерческих – пожалуйста, сколько угодно. Но не в там, где у человека может возникнуть искушение воспользоваться государственным интересом в свою в пользу.
Лично я никогда не работал с родственниками в одной структуре, потому что мои родственники – это селяне, которые выращивают хлеб. Только я один получил высшее образование и пошел на государственную службу. А мои, как правило, сеют, косят, рубят лес, ухаживают за скотом, поэтому они со мной не работают.
Я в подчинение не беру себе родственников, потому что лучше работать с человеком из другой семьи, а не развивать кумовство, потому что рано или поздно не угодишь, будешь виноват, и он на тебя кровно обидится.
Между прочим, проблема еще и в том, что я не вижу никакой подготовительной работы, учитывая, что до вступления закона в силу осталось не так много времени. Соответствующая служба должна делать запросы по чиновникам: кто у них близкие родственники, записали ли всех. Так как, согласно этому закону, необходимо, чтобы в перечне госслужб было записано: кто - супруги, а кто – родители, родные братья-сестры, бабушки-дедушки.
К примеру: глава администрации Киевской области, у которого такие-то родные – полный перечень. Тогда при приеме на работу, когда кто-то приходит, работодатель не только проверяет, нет ли у него часом «диплома Кислинского», но и смотрит родственные связи. И если увидит, что человек является родственником сотрудника аппарата, тогда: «Извините, мы Вас не можем принять».
К сожалению, вот именно такая работа по составлению реестра у нас в стране не ведется. Поэтому у меня есть большие сомнения по поводу выполнения этого закона.
Конечно, возможно «исследовательское движение» начнется после избирательной кампании, так как новоизбранный Глава государства обратит на это внимание и, соответственно, системно начнет бороться с коррупцией, но на сегодняшний день можно утверждать: вряд ли удастся с 1 января внедрить норму 2 статьи 6 упомянутого закона в полном объеме.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом