
С каждой неделей все труднее подбирать термины для описания взаимоотношений Президента Виктора Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко. От милитаристских определений их действий и противодействий уже тошнит. «Война», «битва», «контрудары», «редуты» - вот далеко не весь лексикологический ряд, характеризующий в последние полгода поведение первых лиц украинского государства. Однако, похоже, сами главные действующие лица сего политического ристалища не устали изобретать все новые и новые поводы для того, чтобы навязшие в зубах и мозгах термины без устали муссировались на языках утомившихся от созерцания бесконечной борьбы за власть в верхах украинцев.
Нынешняя неделя не стала исключением. С тем только отличием, что тематика «боевых» действий главы государства и руководительницы правительства сменилась. С разборок за право влияния на Фонд госимущества и губернаторов Ющенко и Тимошенко перешли в коалиционно-правительственную плоскость. Причем, и гарант и премьер наверняка рассчитывали нанести друг другу весьма ощутимый урон. Президент – в подготовленном к выступлению перед парламентариями Послании к Верховной Раде. Глава Кабмина – во время «защиты» так называемого антиинфляционного пакета законопроектов. В итоге, если следовать все той же опостылевшей военной терминологии, Ющенко и Тимошенко обменялись холостыми выстрелами, от которых мало пострадали сами, зато здорово «ранили» и без того обескровленную внутрифракционными разборками демократическую коалицию.
Президентская «праща» для Тимошенко
Не секрет, что Послание главы государства к парламенту готовилось долго и тщательно. Еще бы, ведь Виктор Ющенко должен был охватить в нем достаточно длительный период своего правления, поскольку первый и последний раз депутаты Верховной Рады заслушивали отчет гаранта в феврале 2006 года. Широкой публике было известно, что над созданием этого документа работают не только президентские аналитики, но и цвет украинской науки – похоже, масштабность и монументальность постулатов Ющенко должна была привести в священный трепет не только циничных депутатов и представителей иностранных государств. По своей сути, эта эпистола должна была стать своеобразным программным документом, которым Президент мог бы поразить и «маленького» украинца накануне президентских выборов и отвести стрелы критики, обрушившиеся на него в последние месяцы со стороны одного из своих конкурентов на пост главы государства после 2010 года. И в документе этом должна была найти свое отражение программа социально-экономических реформ. Однако реалии диктовали совершенно иные акценты. Повинуясь веянию последних шести месяцев Послание неоднократно корректировалось – особенно в части, касающейся внутренней политики. По задумке президентских «писарей», 13 мая в своем обращении к Верховной Раде основной упор гарант должен был сделать на важности принятия нового Основного Закона, разработанного Национальным конституционным советом. Президент должен был максимально убедительно донести до парламентариев, почему в новой редакции Конституции отдано предпочтение президентско-парламентскому строю, а не парламентско-президентскому, и уж тем более, не чисто парламентскому. Также в данном Послании должна была прозвучать тема немедленного принятия закона «О Кабмине», и прочих законопроектов, усиливающих полномочия главы государства. И напоследок должна была прозвучать острая критика действий правительства Тимошенко – также продиктованная реалиями времени. В этой, критической части, гарант, в частности, должен был сделать акцент на максимально рациональном подходе к приватизации государственных «заводов и пароходов», которых, по данным Фонда госимущества, осталось порядка 20% от общего числа предприятий, расположенных на территории Украины. Судя по сложившейся ситуации вокруг ФГИ, которая вызвала недовольство не только в пропрезидентских, но и в оппозиционных кругах, Виктор Ющенко всерьез рассчитывал на поддержку своей критики в адрес премьера как со стороны разительно сменившей свой вектор поведения «нашеукраинской» части парламентской фракции НУ-НС, так и со стороны оппозиционных сил. Что, несомненно, добавило бы уверенности гаранту в его непрекращающемся противостоянии с Юлией Тимошенко.
Премьерский «перстень Борджиа» для Ющенко
Наверняка, Юлия Тимошенко осознавала, чем грозит ее премьерской репутации критическая часть Послания Президента. Также для главы правительства было важно не допустить рассмотрения во втором чтении законопроекта «О Кабмине», на чем настаивала НУ-НСовская часть демократической коалиции. Не менее животрепещущим моментом для Тимошенко было возможное приведение к присяге трех судей Конституционного суда, назначенных по квоте главы государства. Естественно, что переварить такой «винегрет» руководительнице правительства и ее политической силе если бы и удалось, то с огромным трудом.
Поэтому премьер пошла на беспрецедентный шаг: прикрываясь как щитом требованиями к своим партнерам по коалиции внести в повестку дня сессии вопросы о принятии трех антиинфляционных законов и назначения нового главы Фонда госимущества, БЮТ блокировал трибуну Верховной Рады. В результате, Послание Президента к парламенту, в котором, как мы указывали выше, должны были прозвучать весьма нелестные эпитеты в адрес Кабмина, так и осталось на бумаге, а Виктор Ющенко вынужден был довольствоваться брифингом, на котором изложил свою позицию относительно демарша бютовской части большинства. По сути, Юлии Тимошенко удалось ослабить атаку гаранта – ведь смысловая составляющая Послания во много раз весомее, нежели выступление на каком-то брифинге. Таким образом, премьер не позволила Виктору Ющенко обнародовать свое видение конституционного процесса в стране (которое, следует заметить, кардинально отличается от премьерского), добилась того, что гарант так и не установил паритет в Конституционном суде (где на данный момент существенный перевес у оппозиции), в очередной раз оттянула во времени рассмотрение закона «О Кабмине». Но главного ЮВТ так и не добилась. Ей не удалось заставить Ющенко разозлиться настолько, чтобы он немедленно поставил вопрос о некомпетентности действующего правительства и отправил Кабмин в отставку. А ведь именно на такую реакцию, похоже, и рассчитывала премьер, что, безусловно, сыграло бы ей на руку. Уйти из власти сейчас, когда страну лихорадит не столько от политического, сколько от экономического кризиса, было бы для Тимошенко невероятно удобно. Это позволило бы ей немедленно перейти в оппозицию лично к Президенту, и оставшиеся до выборов главы государства месяцы планомерно топить последнего в море критики. Слова Юлии Владимировны о том, что она «молчала четыре месяца», а теперь терпение лопнуло и ей пришлось предупредить гаранта, что «если так будет продолжаться, я ему – не партнер и не союзник», лишь подтвердили истинные намерения главы Кабмина. А они просты: поставить Виктора Ющенко перед необходимостью уже сейчас разрубить «гордиев узел» проблем, созданных, равно как и приумноженных действующим правительством, чтобы со спокойной душой вновь войти в образ ярой оппозиционерки, критикующей теперь не только Партию регионов, но лично Президента.
Уже сейчас можно констатировать, что состоявшаяся дуэль Ющенко и Тимошенко на пистолетах с холостыми зарядами нанесла урон не столько им обоим, сколько дышащей на ладан демократической коалиции. Кризис внутри большинства углубился до предела, за которым может последовать скорый разрыв. И хотя Президент и премьер наперебой уверяют, что демкоалиция сохранится при любой политической «погоде» в парламенте, в это верится с трудом. Сегодня, по всей видимости, работы в парламенте не будет. По крайней мере, депутаты от коалиции склонны перенести обсуждение повестки дня так и не стартовавшей на этой недели сессии на будущий понедельник, когда состоится очередное заседание Согласительного совета. Хотя со стопроцентной уверенностью утверждать, что 20 мая Рада заработает, нельзя. Судя по жесткой позиции ну-нсовцев (которые требуют рассмотрения во втором чтении закона «О Кабмине») и бютовцев (которые не отказались от вынесения на обсуждение парламента антиинфляционных законов и вопроса о назначении Андрея Портнова главой ФГИ), паралич в деятельности парламента может затянуться. И никакие уговоры со стороны Виктора Ющенко о том, что «большинство должно нести ответственность за обязательства, взятые перед избирателями» здесь не помогут. Правительство, судя по последним его действиям, намерено затягивать «гордиев узел» до самого «немогу» - о чем свидетельствует инициатива Кабмина запретить Госказначейству обслуживание счетов Фонда госимущества, на чем настаивала Валентина Семенюк-Самсоненко и сам Президент.
Поддастся ли Виктор Ющенко на провокацию со стороны Тимошенко, и разрубит ли данный «гордиев узел»?
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом