
Поднимать проходной барьер в парламент не выгодно самим украинским политикам
"Если будут реализованы те договоренности, которые существуют между БЮТ и Партией регионов относительно повышения проходного барьера до 11%, то эти два олигархических планово-финансовых клана поделят между собой Украину на левый и правый берега", - заявил 7 апреля Литвин. Правда, не уточнив, откуда такая информация и какими уже разработанными законами повышение барьера собираются осуществить.
Незамедлительно последовал ответ от "узурпаторов". Бютовец Валерий Писаренко и регионал Ярослав Сухой назвали литвиновские речи, мягко говоря, не соответствующими действительности.
Однако, в опасениях Литвина есть некий резон. Так, предыдущие несколько лет лидер БЮТ Юлия Тимошенко публично выступала за увеличение проходного барьера. Мотивируя: действующие 3% открывают дорогу в Раду партиям, банально торгующим своими голосами. В качестве примера приводила Соцпартию Александра Мороза, который, не договорившись с "оранжевыми", помог в 2006-м сформировать "антикризисную" коалицию.
В подтверждение серьезности намерений, Александр Турчинов, "правая рука" Тимошенко, бросил "пробный камень" - зарегистрировал изменения в Закон "О выборах народных депутатов Украины". Планку доступа в парламент предусматривали поднять до 7%. Документ, помнится, подвергся яростной критике со стороны политиков и экспертов. В частности – именно Партии регионов.
После досрочных выборов в Раду никто из высокопоставленных бютовцев вслух тему проходного барьера старался не поднимать. Находясь во власти, приходится более тщательно следить за сказанным, чем во время оппозиционных будней.
Имеют основания и намеки Литвина на успешное сотрудничество БЮТ с Партией регионов. Есть ряд примеров единодушных голосований "штыков" Тимошенко и Януковича, если их тактические цели совпадают. Самым красноречивым стало преодоление президентского вето на Закон о Кабмине зимой 2007 года.
В то же время можно утверждать: повышение избирательного барьера в парламент, особенно до 11%, не предвидится. Хотя некоторые власть имущие из самых рейтинговых партий и мечтают о таком подарке на день рождения.
Во-первых, наши политики не настолько уверены в своем завтрашнем дне, чтобы рисковать депутатскими мандатами.
Украина видела за время независимости немало политических проектов с высокой поддержкой населения, за считанные годы значительно «упавших» в глазах электората. НРУ, НДП, Компартия и СПУ. Список можно продолжать.
Ныне только БЮТ представляет собой более менее стабильную политическую силу. Перспективы остальных крупных игроков, имеющих в Раде необходимые голоса для повышения барьера, менее оптимистичны. К примеру, Партия регионов, как утверждают эксперты, постепенно умирает из-за внутреннего раскола и отсутствия четкой идеологии. На пропрезидентском НУ-НС, в частности "Нашей Украине", уже свои же пытаются ставить крест. Особенно после появления пока нераскрученной партии "Единый центр", координируемой из Секретариата президента. Поэтому никто просто не заинтересован создавать себе дополнительные проблемы, усложняя нелегкий путь в парламент в виде повышенной планки.
Во-вторых, в 2008 году БЮТ и Партия регионов заняты более важным занятием – написанием новой Конституции. А точнее, борьбой с Банковой, которая пытается значительно расширить полномочия президента. О каком барьере в Раду можно говорить, если сам парламент намереваются превратить в марионетку?
В-третьих, Украина, как говаривал экс-президент Леонид Кучма, не Россия.
Это только российская Государственная Дума, по указке Кремля, в 2005-м послушно сама себе подняла проходной барьер до 7%. Требовалось отсечь даже малейшие шансы на депутатские мандаты неугодной оппозиции, создав полностью пропутинский парламент.
В Украине все же есть демократия. И если одни украинские политики постараются подмять власть, то другие, забыв былые обиды, дружно сплотятся против. Вспомните многолетнюю борьбу Кучмы с Радой. Тот же процесс, но теперь среди самих депутатов, наблюдается после политреформы. Возмутятся граждане. Надавит международное сообщество, поскольку украинский парламентский ценз соответствует европейским нормам в 3-5%. И все – никаких увеличений барьера.
Впрочем, споры вокруг проходного процента вскоре вообще яйца выеденного не будут стоить. С каждым новым созывом Рады все четче видно: Украина, как и многие европейские страны, движется к формированию двух или трехпартийной системы. Почем же мы должны стать исключением из европейского демократического правила?
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом