Не секрет, что в украинском политикуме вот уже не первый год витает идея о создании так называемой «третьей силы» - политической партии или блока, который бы стал альтернативой двум нынешним беспрекословным «мастодонтам» - БЮТ и Партии регионов. В свое время на право называться «третьей силой» претендовал целый ряд политических проектов. В качестве примера можно назвать Блок «МЫ» под предводительством Владимира Литвина, который во время избирательной кампании 2006 года позиционировался как «рассудительная» политическая сила, способная в недалекой перспективе привлечь к себе электорат, не ориентированный на Блок Юлии Тимошенко и ПР. Но – не срослось. Такую же участь претерпели и другие политические проекты, печальный пример которых отнюдь не отбил охоту у украинских политиков время от времени кооперироваться и заявлять, что они и есть те самые пресловутые «третьи». На минувшей неделе на эту роль появилась еще пара претендентов, причем, корни у них общие – из политического проекта, который себя, по сути, уже исчерпал. Речь о пропрезидентской «Нашей Украине» и пробившихся из нее отростков: будущей партии Юрия Луценко (пока без названия) и состоявшейся - «Единый центр», к созданию которой приписывают руководителя Секретариата Президента Виктора Балогу.

Справедливости ради надо отметить: в существовании третьей силы заинтересованы не только политики, противостоящие более сильным оппонентам в борьбе за власть. Альтернативы жаждет и избиратель, который в силу тех или иных причин, не симпатизирует ни одной из партий, и надеется, что в Украине появится движение, лидер или лидеры которого будут способны не только заботиться о себе и своем окружении, но не забудут и о народных чаяниях. Таких, без преувеличения, сейчас большинство. Может быть, в соцопросах они и делают выбор в пользу той или иной крупной партии, но предпочтение это зачастую продиктовано исключительно той информационной начинкой, которой партии ежедневно фаршируют умы украинцев. На деле же колеблющихся гораздо больше, чем показывают сухие цифры социологической статистики. Такому вот сомневающемуся избирателю сменить свою позицию – раз плюнуть, тем более, что своими непоследовательными действиями политики дают множество поводов для того, чтобы в них электорат разочаровался и пристал на сторону оппонентов. Именно на этих колеблющихся и ориентируются те, кто претендует на громкий статус «третьей политической силы». Сейчас свои ходы в данном направлении сделали Юрий Луценко со своей «Народной самообороной» и Игорь Криль со ставшей за рекордно короткий срок притчей во языцех партией «Единый центр». Их перспективы, цели и задачи в качестве пресловутой альтернативной «силы» мы и рассмотрим.

На первый взгляд, политические проекты Луценко и Криля, несмотря на то, что произросли из единого семени, являются антагонистами. По крайней мере, на словах. Тем не менее, платформы у двух политических новообразований, по всей видимости, будут сходными. Так, лидер «Единого центра» Игорь Криль пока не заявил, какого политического берега будет держаться его сила – правого или левого, но если исходить из названия новой партии, то курс, наверняка будет центристским. В то же время от Юрия Луценко, как явного «левого», можно было ожидать, что он постарается привить своей будущей партии социал-демократическую модель. Особенно, если учесть, что в свой политический проект он зовет и «левых» и правых». Однако, сам Юрий Витальевич заявил, что его партия будет центристской, с ярко выраженными «правым» и «левым» крыльями. При этом он подчеркнул, что не собирается становиться альтернативой «Единому центру», а ведь именно ею, в случае избрания центристской модели, партия Луценко и станет.

Между тем, обе партии, так или иначе, претендуют на то, чтобы называться третьей силой. Юрий Луценко, например, прямо заявил, что новая политическая сила, которую организуют на основе «Народной самообороны» с союзниками из «Нашей Украины» во главе с Вячеславом Кириленко, должна «создать платформу для объединения всех, кто по разным причинам не хочет голосовать за БЮТ и для кого абсолютно неприемлемо голосовать за Партию регионов». По его мнению, такая платформа «сможет сдержать амбиции и властные аппетиты двух крупнейших политических сил Украины».

Как видно из приведенных выше заявлений, политическая сила Юрия Луценко не будет (по крайней мере, пока об этом нигде не заявлялось) играть в пользу Виктору Ющенко. Но, скорее всего, эта позиция будущей партии Луценко может быть скорректирована «под Ющенко» – если политическая конъюнктура претерпит перед президентскими выборами 2010 года серьезные изменения. Например, нынешний глава государства, которого некоторые политические эксперты начали заранее списывать со счетов, обзаведется мощной поддержкой отечественной и российской (влияние которой на внутриполитическую ситуацию в Украине хотя и опосредовано, но вполне ощутимо) бизнес-элиты, сделает накануне выборов несколько удачных социальных пиар-проектов (та же программа «Доступное жилье»). Сейчас же Юрию Витальевичу выгодней позиционировать себя и свой новый проект как альтернативное, и, что главное, независимое от Президента образование, способное вступить в серьезную схватку за электорат с БЮТ и ПР.

Претензии «Единого центра» на то, чтобы стать, в силу очевидного упадка «Нашей Украины», подобием конкурента для Блока Юлии Тимошенко и ПР, еще не были четко очерчены его лидерами. Нельзя же расплывчатое заявление одной из участниц «ЕЦ» Леси Оробец о том, что данная партия – не политический проект под выборы, а создана для нужд избирателей, считать официальной позицией. Тем не менее, слова председателя политсовета «ЕЦ» Игоря Криля о том, что его партия станет поддержкой и опорой для Виктора Ющенко на президентских выборах, и, вне всякого сомнения, является пропрезидентской силой, свидетельствуют: создатели «Единого центра» рассматривают его именно как «третью силу». И преследует эта сила две очевидных цели: сопроводить нынешнего Президента на второй срок, и не дать политическим конкурентам из БЮТ и Партии регионов сделать Украину государством, где правят бал две крупные партии. Правда, здесь, в отличие от Луценко, похоже, не собираются бросаться громкими лозунгами. Наверняка «ЕЦ» будет наращивать политическую мускулатуру, пользуясь методами Виктора Балоги, чье соавторство в деле создания новой партии Игорь Криль упорно отрицает. Известно, что политика руководителя Секретариата Президента – не публичная, кулуарная. Так что ожидать громких заявлений или ярких пиар-акций, походов «в народ» от «единоцентровцев» не стоит. Скорее всего, они предпочтут формировать партийные структуры на местах на основе административного ресурса – ведь большая часть губернаторов, в той или иной мере, находится в зоне влияния Виктора Балоги. Насколько такой метод привития любви электората окажется эффективнее луценковского – покажет время. Здесь представителям «ЕЦ» важно учесть ошибки блока «За ЕдУ», и – сделать соответствующие тактические и стратегические выводы, тем более, что времени для этого более чем достаточно.

Тем не менее, нельзя не учитывать еще один немаловажный аспект: по всей видимости, практически одновременное выдвижение в «дамки» проектов «Народной самообороны» и «Единого центра» свидетельствует о том, что в стане Президента всерьез озабочены проблемой отбора электоральных баллов у БЮТ и Партии регионов. Если не брать во внимание заявленную политическую направленность проекта Луценко, и пока незаявленную – Криля, то можно предположить, что задачей партии на основе НС станет размыв электората Блока Юлии Тимошенко, а «ЕЦ» - Партии регионов. Естественно, чтобы составить реальную конкуренцию упомянутым политическим мастодонтам, Юрию Луценко и Игрою Крилю предстоит изрядно попотеть. Но не стоит забывать, что «Москва не сразу строилась…» - у обоих проектов для осуществления данных целей есть все необходимое. Первое – это политические и финансовые ресурсы. Предполагается, что в случае надобности в популяризацию «Единого центра» вложат свои средства, и не только финансовые, много серьезных и прагматичных людей, которые, как сообщил представитель «ЕЦ» Виктор Тополов, «будут членами нашей партии и поддержат ее». Если учесть, кого в течение своей работы в качестве главы Секретариата Президента обхаживает Виктор Балога, то среди «серьезных и прагматичных людей» мы сможем увидеть фамилии богатейших отечественных бизнесменов, владеющих предприятиями, на которых работают тысячи украинцев. А их, по примеру социалиста Владимира Бойко, можно превратить в «благодарных и преданных» избирателей.

Второе и самое главное, что есть у партий, претендующих на звание третьей силы - время. Задача НС и «ЕЦ» - саккумулировать голоса колеблющихся людей, которые по инерции голосуют за БЮТ и ПР, и направить их на поддержку Виктора Ющенко на будущих президентских выборах. Стоит ли Луценко отправляться «в народ» уже сейчас, а Крилю писать и презентовать вразумительную политическую программу партии, в которой бы отразились будущие постулаты избирательной кампании Ющенко? Безусловно, стоит.

Другое, и, пожалуй, главное дело – доверится ли такому способу «влюбить в себя электорат» украинский народ? И такая ли «третья сила» ему нужна? На эти вопросы мы должны ответить сами. И, прежде всего, перед самими собой.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3485