
19 февраля в Армении прошли выборы президента, победу на которых уже в первом туре одержал бывший премьер Серж Саркисян с 52,82 % голосов. Выборы вроде были признаны легитимными представителями международных организаций, все вроде бы нормально – но возмутились сторонники занявшего второе место с 21% Левона Тер-Петросяна, к слову, первого президента Армении. На площади Свободы в центре Еревана вырос палаточный городок, который, выражаясь языком официоза, "был ликвидирован полицией".
С юридической точки зрения правоохранители действовали правильно. После того, как парламент страны одобрил указ пока еще действительного президента Роберта Кочаряна о введении режима ЧП, митинги и демонстрации на 20 дней оказались под запретом. Причиной введения режима стали столкновения между сторонниками Тер-Петросяна и полицией. Однако на практике исполнение указа превратилось в грандиозное побоище с человеческими жертвами. Причем битва велась с применением не только подручных средств и слезоточивого газа, но и самого что ни на есть боевого оружия – стрельба велась, в том числе, трассирующими пулями. Все погибшие – гражданские лица, со стороны стражей свыше 30 раненых. Большинство ранений с обеих сторон как раз осколочные и пулевые.
Трудно сказать, как будет развиваться ситуация дальше, тем более, по нашей информации, Левон Тер-Петросян дал отбой своим сторонникам, желая избежать дальнейших жертв. То есть, в принципе, власть может гордо сама себе отрапортовать о победе над собственным народом. Явление для Армении в общем-то не новое: беспорядками отмечены практически все президентские выборы за годы независимости, однако на этот раз власть, принимая во внимание опыт "цветных революций", поступила предельно жестко.
Настораживает другое. В стране, претендующей на статус европейской, митинг оппозиции разгоняется самым что ни на есть авторитарным способом. Мол, повозмущаются и забудут. Слава Богу, подобного не произошло у нас в конце 2004 года – то ли побоялись международного резонанса, то ли... собственного народа. Впрочем, скорее другого: в Ереване протестовали всего несколько тысяч человек...
"В стране богатеют 30–40 семей"
Ашот Меликян, председатель армянского комитета по защите свободы слова:
– Хотя принято говорить, что выборы президента прошли без нарушений, залог победы Сержа Саркисяна – это, в первую очередь, админресурс, по крайней мере, на половине избирательных участков. Страна живет почти без источников альтернативной информации, а режим чрезвычайного положения, введенный на днях, и вовсе усугубил ситуацию. Кстати, под это дело могут закрыть доступ к оставшимся оппозиционным сайтам. По сути дела, введена цензура, причем в указе есть упоминание о том, что информация должна проверяться специальным органом, но что это за орган – не указано...
Демонстранты на улицах жгли главным образом машины правоохранителей. Люди выливают таким образом накопившееся недовольство политикой властей. Скажем, такой пример: в центре Еревана отчуждались большие участки земли, а жители сносимых домов получили смехотворные компенсации. Власть постоянно трубит об экономическом росте, но это на доходах простых граждан означается мало – фактически богатеют 30-40 семей. Бывший президент Левон Тер-Петросян оказался наиболее подходящей фигурой для поддержки недовольными на выборах, поскольку официальную "оппозицию" скорее следует назвать карманной, после того как ярый оппозиционер Богдасарян поддержал действующую власть.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом