
Виктор Ющенко, подписываясь 16 января под письмом о желании Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в Североатлантическом Альянсе, адресованным Генсеку НАТО Яапу де Хооп Схеферу, не мог не предполагать, чем может обернуться для него самого и отечественного политикума подобная инициатива. Зная, насколько «натовская» тема болезненна и взрывоопасна для украинского общества, Президент, тем не менее, решил сыграть на этой чувствительной струне, приобщив к игре на национальных нервах премьер-министра Юлию Тимошенко и спикера Верховной Рады Арсения Яценюка. И если Гаранту уже не впервой уклоняться от критических стрел по «натовскому» поводу, а Тимошенко могла оправдаться подчинением президентской воле, то росчерк пера молодого председателя парламента произвел детонирующий эффект, подорвавший и так напряженную атмосферу в ВР. В итоге: блокирование трибуны Рады, паралич законодательного процесса, неопределенность в дате начала второй сессии. И, как следствие – принятие важных для жизнедеятельности страны законов, среди которых – «О Кабмине», депутатской неприкосновенности, деятельности местных органов власти, отложено на неопределенный срок.
Отметив, сколько времени и сил было потрачено политиками из коалиционного и оппозиционного лагеря на раздутие очередного натовского скандала, нельзя не пропустить главного: инициатива официального обращения к главе Североатлантического Альянса исходила из Секретариата Президента. Стало быть, сам Виктор Ющенко, ставя первым свою подпись под обращением, намеренно ввел политикум в очередной конфликт. «Но ведь паралич работы Верховной Рады – не в интересах гаранта!», - подумают многие. Да, на первый взгляд это действительно так, ведь процесс принятия президентских законопроектов затянулся до неприличия, равно как зависли и кадровые вопросы правительства и парламента. И Виктор Андреевич наоборот должен был любыми путями стимулировать работу законодательного органа. Тогда зачем глава государства совершил прямо противоположное действие?
Похоже, идея отправки резонансного письма Яапу де Хооп Схеферу родилась в головах президентских аналитиков и политтехнологов не случайно. Скорее, данное послание стало лишь удобным поводом для того, чтобы парализовать законодательную деятельность в стране с тем, чтобы у политиков появились причины заговорить о возможности проведения досрочных выборов. Кому, кроме оппозиции, нужны перевыборы, спросите вы? Ответим: Виктору Ющенко.
Ни для кого не секрет, что переформатирование законодательной власти, произошедшее в Украине в начале осени 2007 года, имело целью отнюдь не направить развитие нашего государства в демократическое русло, как о том заявлял Президент. Для последнего досрочные выборы были единственной возможностью приостановить непрекращающееся наступление на президентские позиции со стороны антикризисной коалиции, и ее главной движущей силы – Партии регионов. Гаранту и его команде удалось провернуть титаническую по своим масштабам операцию, результатом которой стал отход от исполнительной и законодательной власти той самой антикризисной коалиции. Однако, дальнейшие события пошли не по сценарию Банковой – вернуть в кратчайшие сроки утраченные впоследствии вступления в силу политреформы образца 2004 года позиции главе государства не удалось. Вспомните: главным требованием Ющенко, на котором он неоднократно делал акцент, было незамедлительное утверждение в Раде президентских законопроектов, часть из которых как раз были направлены на восстановление прежних полномочий Президента.
Однако, уже прошло четыре месяца со дня проведения внеочередных выборов, и три – с начала работы Верховной Рады шестого созыва, а воз президентских законодательных инициатив и «ныне там». По хронологии законопроекты, которые Виктор Ющенко просил Раду рассмотреть как безотлагательные, поступили в секретариат парламента еще в середине января 2008 года. Несмотря на заявления Юлии Тимошенко о том, что правки гаранта к закону о Кабмине демкоалиция (и, в частности, БЮТ) примет без сучка и задоринки, движения в этом вопросе нет. Загвоздка, по всей видимости, произошла из-за того, что Банковая и Грушевского, 12 никак не утрясут кадровые вопросы. И паузу держит как раз БЮТ, без которого НУ-НС может решить судьбу президентских законопроектов только двумя путями. Первый: пойти на компромисс с оппозицией в лице Партии регионов. Способ, надо признать, практически нереальный, даже несмотря на отличительную для украинского политикума черту договариваться с оппонентами по таким вопросам, по которым, казалось бы, достичь согласия невозможно априори. Второй: создать в парламенте конфликт, разрешить который можно было бы только одним способом – очередным роспуском и переизбранием Верховной Рады. Причем, сделать это, по возможности, чужими руками.ерховной Рады.ло бы только одним способом - роспуском тря на отличительную для украинского политикума черту договариваться даж И вот тут-то тема НАТО пришлась как раз кстати.
Смотрите: едва стало известно, что триумвират Президент-премьер-спикер подписали и отправили Генсеку Североатлантического Альянса известное обращение, пошла прогнозируемая реакция: парламентская оппозиция в лице Партии регионов заблокировала трибуну ВР и внесла предложение продолжить работу только после того, как парламентарии дадут оценку поступку Арсения Яценюка. Напомним: в многочисленных комментариях оппозиционеры настаивали на том, что председатель Рады не мог по собственной инициативе подписывать обращение – ведь он, по мнению комментаторов, выразил волю всех 450 депутатов. Которая, однако, далеко не так однозначна. Как бы то ни было, но работа парламента забуксовала, и даже два согласительных совета лидеров депутатских фракций не дали ответа на вопрос – когда же возобновится работа законодательного органа?
Тут же вновь поднялась тема проведения всеукраинского референдума по вопросу присоединения Украины к НАТО. И если фракции меньшинства (в частности – коммунисты) вполне ожидаемо заявили о том, что готовы вернуться к конструктивной работе только после проведения плебисцита, то позиция Секретариата Президента, которую озвучил Виктор Балога, наверняка стала в некотором роде неожиданностью. Так, глава СП сообщил, что будет инициировать обсуждение возможности проведения всеукраинского плебисцита относительно вступления Украины в НАТО и ЕС во время очередной встречи Президента, председателя Верховной Рады и премьер-министра. «У народа стоит спросить о его мысли относительно членства страны и в Североатлантическом, и в Европейском союзах, чтобы получить четкий общественный вывод относительно евроатлантического курса официального Киева. Результат этого общегосударственного опроса должен быть учтен при принятии соответствующих государственных решений», - заявил он. И тут же выдал, что проведение плебисцита по вопросу вступления в НАТО и ЕС целесообразно, но только тогда, когда Украине пришлют официальное приглашение к вступлению в одну из упомянутых структур. Как известно, ни в НАТО, ни в Евросоюз нас не позовут еще довольно долгое время. «Ведь результат референдума имеет силу закона, который не нуждается в утверждении государственными органами. Будет одновременно радостно и смешно, когда украинский народ выскажется за членство в организации, где нас пока не готовы принять», – обратил внимание Балога. И тут же предложил поддержать инициативу Яценюка о проведении национального совещательного опроса по «натовской» теме, который, конечно же, никогда не будет иметь той же силы, какую имеет референдум. Тем более, что подобные опросы уже проводили различные политические силы, и их результаты были крайне неутешительны для сторонников вступления Украины в упомянутые структуры. В то время власть показательно не восприняла этих результатов, так что рисковать, и организовывать по этому поводу даже опрос – не в ее интересах.
Для чего же и, главное, кому нужна тема плебисцита? Ответ прост – тем, кто не заинтересован в его нынешних результатах, которые, при крайне низкой осведомленности населения о реалиях членства в НАТО, наверняка окажутся отрицательными для лоббистов присоединения к ПДЧ. Тогда еще один вопрос – зачем же была затеяна возня с письмом к Яапу де Хооп Схеферу и последующим параличом работы ВР? Ответ очевиден – для того, подтолкнуть политиков к мысли, что порядком затянувшаяся пауза в работе Рады сможет стать поводом для ее внеочередного разгона. На основании пункта 3 статьи 90 Конституции, гласящей, что «полномочия парламента могут быть досрочно приостановлены Президентом, если на протяжении 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться». И мысли эти, надо отметить, уже зародились и даже были озвучены представителями различных партий. Стало быть, дым досрочных выборов, который, как известно, без огня не бывает, уже показался на политическом горизонте Украины.
А идея плебисцита стала такой себе ширмой, скрывающей истинные намерения и поступки главного игрока отечественной политики. Ведь у Виктора Ющенко, по сути, снова не осталось иного выбора, как перезагрузить политическую систему страны, поскольку Юлия Тимошенко оказалась несовместимым с гарантом «девайсом». Устранить который можно только при помощи единственного инструмента – перевыборов Верховной Рады на основании третьего пункта 90 статьи Конституции. И делать это Виктор Андреевич намерен чужими руками. Руками оппозиционных парламентариев. Хватит ли у них мудрости противостоять соблазну именно таким образом поквитаться с лидером БЮТ и вернуться во власть? Вопрос, конечно, интересный. Но что-то подсказывает, что одновременно с перевыборами в парламент могут случиться и досрочные выборы Президента. Манипуляции Банковой не могут продолжаться долго…
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом