Пожалуй, основной особенностью уходящего политического года стало продолжение процесса переформатирования системы исполнительной власти. Заложенные в изменениях к Конституции, на которые в революционном пылу 2004 года согласились представители «партий Майдана», положения гласили, что уже в 2006 году Украина должна была из президентско-парламентского стать парламентско-президентским государством. Те же положения предполагали усиление позиций Кабинета министров и его главы, и, соответственно, ослабление роли Президента страны. Однако, еще в 2005 году стало понятно, что Виктор Ющенко не собирается воплощать в жизнь конституционную реформу, которую он и его сторонники поддержали во время президентских выборов-2004.

Не принес изменений и 2006 год. Нежелание гаранта реформировать политический уклад государства стал одной из причин, по которой от майданного триумвирата «Наша Украина», БЮТ и СПУ летом минувшего года откололись социалисты. А практически удавшаяся попытка завершить реформу, когда зимой нынешнего года антикризисная коалиция совместно с БЮТ сначала проголосовала закон «О Кабмине», и, затем, преодолело президентское вето на него, тоже провалилась. Тогда Виктору Ющенко сперва удалось затянуть процесс легитимизации упомянутого закона (в чем немаловажную роль сыграл Конституционный суд), а потом гарант и вовсе пересек поползновения желающих сократить его полномочия путем разгона Верховной Рады.

И вот, на исходе третьего года демократических преобразований мы можем констатировать: основная реформа образца 2004 года не только не завершена, но и вряд ли кто сможет с уверенностью сказать, будем ли мы в ближайшем будущем жить в парламентско-президентском государстве. Должность премьер-министра, которая уже почти как год должна была де-юре и де-факто стать главной в стране, до сих пор таковой не стала. Поэтому, кто бы ни возглавил Кабмин после досрочных выборов, дополнительных рычагов власти у главы правительства все равно не было бы. По сути, пост премьер-министра остался техническим, номинальным. Кроме контроля над деятельностью руководителя Кабмина со стороны Президента, могут появиться еще два органа надзора: СНБО и оппозиция. Таким образом, нынешний премьер, Юлия Тимошенко, оказывается в своеобразных клещах, и проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику не сможет.

Оппозиционный «дресс-код» для премьера

Довольно существенным ограничителем деятельности Кабмина вполне может стать оппозиция в лице Партии регионов. Вернее, сформированное ею теневое правительство. Конечно, такой институт в нашем государстве законодательно не закреплен, как до сих пор не имеет легитимной основы само парламентское меньшинство. Однако, инициатива регионалов контролировать правительство Тимошенко путем предложения альтернативных решений, в определенном смысле не лишена рационализма. Взять, к примеру, зарегистрированный вчера в Верховной Раде проект государственного бюджета на 2008 год, который был разработан нынешним Кабмином. Напомним, что презентуя финансовые выкладки этого документа Юлия Тимошенко сообщила, что, в частности, дефицит бюджета на следующий год составит 18,5 млрд грн. В то время как проект главного финансового документа страны, подготовленный правительством Виктора Януковича предполагал дефицит в 16 с лишком миллиардов. Естественно, что данный момент, как собственно, и увеличенную доходную часть бюджета, теневое правительство вниманием не обошло. Так, в сообщении пресс-службы Партии регионов говорилось, что «в проекте бюджета предполагается получить от приватизации 11 млрд. гривен. Кроме того, прогноз дополнительных поступлений от приватизации – 12 млрд. гривен. Это абсолютно нереальные цифры, так как Украина за все годы независимости не получала таких средств от приватизации, которые кто-то хочет получить за один год». Регионалы настаивают, что это – не голая критика бюджета оппонентов, так как оппозиция может в любой момент внести на рассмотрение свой вариант, разработанный еще Кабмином Януковича. Надо понимать, что бюджет – далеко не последний повод для оппозиции публично контролировать деятельность Тимошенко и ее правительства.

Крепкие президентские «объятья»

Известно, что один из основных законопроектов, которые коалиция демократических сил должна была принять практически сразу же после своего формирования и до избрания руководства парламента и правительства, был «заточенный» под Президента закон «О Кабмине». Важность введения в действие этого законопроекта неоднократно подчеркивали Виктор Ющенко и глава Секретариата Президента Виктор Балога. Однако, с момента формирования парламентского большинства прошел уже месяц, а ни один из презентованных коалицией проектов законов не был вынесен в повестку дня Верховной Рады. Естественно, это не могло не беспокоить главу государства. Он понимал, что в случае избрания на пост главы правительства Юлии Тимошенко последняя наверняка постарается затянуть процесс принятия разработанных Банковой поправок к закону «О Кабмине», или, чего доброго, предпримет попытку легитимизировать принятый Радой V-го созыва закон.

Надо полагать, что опасения Ющенко усугубились после резонансных выступлений ЮВТ сначала в ранге кандидата на должность премьер-министра, а затем – и в качестве действующей главы Кабмина. На этой неделе Президент предпринял два шага, свидетельствующие о том, что он постарается ограничить попытки Тимошенко делать политический капитал на старой – новой для нее должности. Шаг первый: назначение на должность секретаря СНБО одной из лидеров Партии регионов, Раисы Богатыревой. Если рассматривать это событие в аспекте возможного противостояния по линии Президент-премьер, то вероятность задействования Богатыревой в качестве политического противовеса Тимошенко весьма реальна. Для этого гаранту надо лишь дать Раисе Васильевне полномочия вроде тех, которыми в 2005 году обладал Петр Порошенко. На это гарант, вероятно, пойдет в случае, если удостоверится, что ЮВТ выходит из-под контроля и стремится отправиться в самостоятельное политическое плавание. Пока же Виктор Ющенко отводит Богатыревой роль надзорного органа, что он косвенно подтвердил во время ее представления на заседании Кабинета Министров в среду, 26 декабря. «Мы договорились, что два раза в месяц будут проходить формальные, протокольные заседания СНБО с участием премьер-министра и спикера Верховной Рады. На этих консультациях мы будем формировать будущий план на 7 дней» - так обрисовал Президент нынешние функции Совбеза. Понятно, что за формальностью этих заседаний стоит четкий и жесткий контроль деятельности главы правительства. Это, в частности, подтвердила и вторая «контрольная» инициатива Ющенко, о которой он заявил во время заседания последнего Кабмина. На этом мероприятии Виктор Андреевич намеренно играл роль первой скрипки. Его многочасовые пассажи, публичные ограничения монологов премьера, и высказанное под конец заседания желание как можно чаще присутствовать на правительственных «летучках» имели под собой одно обоснование – Ющенко отчетливо дал понять, что в стране главный – он, а премьер-министр лишь посредник между Президентом и парламентом. Между тем, во время итоговой Интернет-конференции гарант пытался оправдать свое намерение посещать заседания Кабмина не чем иным, как желанием организовать конструктивное сотрудничество. «Если есть вопрос, по которому позиция Президента важна, чтобы потом это не ветировать и не возвращаться через месяц-полтора, нам лучше провести это заседание совместно, сделать общий акцепт и дать всем сигнал, что это наша общая позиция», - уточнил он. И подчеркнул: «Я свое присутствие вижу так: мы формируем повестку дня по тем или другим вопросам, выделяем дни, когда будет заседать правительство по данному вопросу, и я прихожу на рассмотрение этого вопроса. Рассмотрели за 10-15 минут, президент удостоверил, что он является участником этого решения, дает поддержку, и дальше этот вопрос идет или в парламент, илив другие учреждения».

Похоже, что одним из вопросов, который может уже в ближайшее время столкнуть лбами Ющенко и Тимошенко, станет тема пересмотра цены на российский газ. Известно, что Юлия Владимировна не раз подчеркивала, что установленную на недавних российско-украинских переговорах стоимость за тысячу кубометров «голубого топлива» можно пересмотреть в сторону снижения. Метод Тимошенко: убрать газовых посредников. Президент России Владимир Путин уже высказался против этого намерения, отметив, что не видит проблемы в существовании посредников, по крайней мере, с российской стороны. Примечательно, что и Ющенко не считает, что нынешняя цена в $179, 5 за тыс/м3 газа неадекватна. «Если посмотреть на цены, по которым живут страны на Востоке Европы, меньше $190 за тыс/м3 нет ни в одной стране. Нужно выйти на модель европейской цены. Это тот путь, который мы прошли в вопросе нефти. Никто сейчас не задает вопросов о цене на нефть, так как там работают исключительно рыночные основы», - уточнил гарант. Проще говоря, если Тимошенко будет настаивать на упразднении посредников, Президенту не останется ничего другого как вынести этот вопрос на заседание СНБО, где поддержка его позициям практически гарантирована. И цена на газ – далеко не единственный вопрос, решить который в свою пользу Ющенко сможет, задействовав Совбез. Наверняка, эти «клещи» главы государства будут срабатывать каждый раз, когда ЮВТ попытается принять непопулярное в понимании Президента решение.

Казалось бы, зачем Тимошенко лезть в петлю, действовать в суженных рамках? Пожалуй, для Юлии Владимировны такое положение даже выгодно. Во-первых, сейчас она во власти, пускай и ограниченной притязаниями со стороны Президента. Во-вторых, в случае неэффективности деятельности своего Кабмина ЮВТ всегда сможет кивнуть на Ющенко: дескать, это гарант все мои общественно полезные планы рубил на корню. В этой связи ее возможная отставка по каким-либо причинам станет прекрасным основанием для похода на президентские выборы в качестве основного конкурента ныне действующему главе государства. Одной из таких причин, на взгляд автора, может стать отнюдь не провалы в экономике, а отказ БЮТ и его лидера, в частности, голосовать за президентские поправки к закону «О Кабмине». В результате Тимошенко будет иметь все основания утверждать, что Виктор Ющенко не желает завершения конституционной реформы, лелея надежду до конца своего срока наслаждаться широкими президентскими полномочиями.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5002