Если бы существовала такая наука, как герметическая политология (по типу масонских герметических наук), то один из разделов ее можно было посвятить магическому воздействию числа 7 на политическую жизнь. Седьмой год любого века несет в себе попытку установления новых правил – преимущественно насильственным путем, прикрываясь разговорами о всеобщем благе. Как тут не вспомнить Третьеиюньский переворот в России в 1907 году, русско-франко-австрийские конфликты 1807 года или события 1607 – одного из кульминационных в истории московской смуты? При этом седьмой год любого века мистически влияет на судьбы разных народов – в этом году рождаются великие диктаторы и поэты…

Но довольно о мистике. Существуют реалии. Герметическая политология еще не написана. И вряд ли когда-либо будет создана. Мы живем в Украине. В начале ХХI века. И имеем дело с реальным 2007-м – уходящим в историю – годом.

Чем он запомнится в первую очередь?

2007 год для Украины был годом нестабильности. В первую очередь – политической нестабильности. Президент на протяжении года пытался доказать, что право и закон не суть одно и то же, и что право должно доминировать над законом. То есть, декларировал то, что было предано осуждению еще в XVIII – XIX веках, когда представители европейской и североамериканской цивилизаций объявили о принципах диктатуры закона и примата закона. Президент совершил два шага – через два века – к пережиткам средневековой логики и поставил право над законом. Что из этого вышло – помнят все: 2 апреля, роспуск парламента, перевыборы…

2007 год показал, что Ющенко не желает быть гарантом Конституции. Он очень уж хочет быть Отцом нации. Гарант Конституции обязан следить за неукоснительным соблюдением всех писанных правил и законов в государстве, не нарушая их и не давая нарушать их другим. Отец нации должен требовать почитания для себя лично, читать молитву перед тем, как сесть за стол со всем семейством, передавать некие исторические знания потомкам, шлепать по попам непослушных, расставлять по углам, но при этом помня, что все они – его чада неразумные. Именно это и демонстрировал Президент на протяжении года.

2007 год стал годом смены власти в Украине. Формально это выражалось в уходе одной коалиции и приходе иной, сформировавшей свое правительство во главе с Юлией Тимошенко. Реально же в стране вместо ярко выраженного двоевластия в начале года сформировалось троевластие: Кабинет Министров – Секретариат Президента – оппозиционный Кабмин. Каждый – со своими властными возможностями, каждый – со своим аппаратом и своим влиянием на ситуацию в стране.

2007 год стал годом завершения Оранжевой революции в Украине, которая продлилась – как и первая буржуазная революция в России – два с половиной года. Завершилась Оранжевая революция тем же, что и тогда: в 1907 году царь распустил Думу и поставил точку в революционных процессах. На смену революции пришла столыпинская реакция. В 2007 году Президент распустил Раду. На смену революции пришло нечто новое. Но вот станет ли Юлия Тимошенко «Столыпиным в юбке»? И не слишком ли опасно быть Столыпиным в киевских условиях?

Свидетельством тому, что революция – слава Богу – завершилась является кризис политических проектов, «рожденных революцией». Оба лагеря – и оранжевый, и бело-синий – терпят серьезные трудности организационного и идеологического характера. В 2007 году Партия регионов – некогда монолитная и единая – предстала в иной ипостаси: она была одним им источников нестабильности, время от времени выбрасывая на-гора некие интриги и скандалы. Уже только ленивый не говорит о конфликте бизнес-группы ПР с номенклатурной группой внутри партии, условно Ахметова и Януковича. И пока Ринат Леонидович совершает ритуальные танцы вокруг Президента, о перечисляя средства в Фонд Екатерины Ющенко «Украина – 3000», то получая орден «За заслуги» для Бориса Колесникова, то пост Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины для Раисы Богатыревой, Виктор Янукович пытается создать основы для цивилизованного существования оппозиции в стране.

В то же время окончательно разделился оранжевый лагерь – на собственно оранжевых и на «белых с сердечком». Многие моменты в политической жизни Украины в 2007 году свидетельствовали об отсутствии доверия друг к другу со стороны как Президента, так и нынешнего премьер-министра. Виктор Ющенко и его окружение неоднократно подчеркивали свое недовольство Юлией Владимировной и вынужденное терпение ее на должности премьера. К чести нового премьера, она продемонстрировала выдержку и спокойствие – в отличие от прошлогодней истерии – и не дала втянуть себя в провокации по отношению к Президенту.

2007 год стал годом воплощения правительством программ социального развития страны, годом актуализации принципов социальных приоритетов и социальной ответственности бизнеса. Впервые правительство Украины поставило во главу угла не темпы экономического роста, а методы трансформации экономических показателей в реальные социальные выплаты. Роль министра социальной политики возросла – Михаил Папиев стал одним из основных правительственных ньюсмейкеров. Наметились серьезные реформы в социальной отрасли. Однако нестабильность в политике отразилась и на правительстве – его лихорадило предвыборной лихорадкой.

2007 год стал годом, продемонстрировавшим, что народ Украины может обходиться и без политиков. В стране были парализованы все институты власти. Рада не работала, правительство было ограничено в своих действиях, Секретариат Президента занимался интригами… А трамваи ходили, народ выходил на работу, темпы экономики увеличивались, народ жил не хуже, чем раньше – для многих этот гот стал годом повышения благосостояния. Не один гражданин задумался: а на кой они нам нужны – это самые политики? Без них спокойнее! Махновщина трансформировалась в новые формы: теперь гуляйпольскую вольницу принято именовать «развитием структур гражданского общества».

2007 год стал годом кризиса элит в Украине. Старые элиты все больше теряют авторитет. Новые еще не нарисовались на горизонте.

2007 год не стал годом прорывов на международных направлениях. В отношениях с ЕС мы не продвинулись ни на шаг – вопреки заявлениям ведущих политиков. Более того: Шенгенская зона придвинулась к границам Украины, и мы потеряли ту самую «не заграницу», которой для нас была Польша. Вопреки обещаниям европолитиков, шенгенские визы не стали более доступными – еврочиновники всячески расставляют преграды перед украинцами, желающими прикоснуться к сокровищам европейской цивилизации. На не любят даже румыны (о чем свидетельствует провальный и позорный визит Президента в Бухарест), зато мы любим румын (даже безвизовый режим для них установили). В ВТО мы не вступили. В НАТО – тем более. С Россией – отношения неопределенные – по крайней мере, цена на газ еще более выросла.

2007 год стал годом определенности для России (хотя бы понятно, кто будет следующим президентом РФ) и годом неопределенности для Грузии. Вообще 2007 год стал годом кризиса популизма на постсоветском пространстве – и события в Украине, и события в Грузии, и события в Киргизии, и трансформации режима Лукашенко в Беларуси, и изменения во внутренней и внешней политике Туркменистана после Ниязова, при Бердымухаммедове – тому свидетельство. Приход к власти в Украине Юлии Тимошенко, в 2005 году выступавшей в роли ультрапопулистского деятеля, на фоне всеобщего кризиса популизма вселяет надежду на то, что в последующем она предстанет как более конструктивный политик. Смог же отказаться от популизма как основы политики ее друг, президент Франции Николя Саркози?

2007 год остается в прошлом, в истории. Наступает год 2008. Восьмерка – символ баланса, равновесия, умиротворенности. Будем надеяться, что она даст нам возможность слегка отдохнуть. Перед годом 2009-м, годом новых политических катаклизмов и потрясений. Годом новых президентских выборов.

С Новым годом, дорогие друзья!

Кость Бондаренко,

Институт Горшенина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

12264