
Свою первую рабочую поездку после назначения на должность премьер-министра Юлия Тимошенко совершила в Донецк. Глава правительства решила на месте разобраться с причинами ряда аварий на АП «Шахта им. А.Ф.Засядько», а также ознакомиться с решением последствий трагедии в ходе встреч с семьями погибших шахтеров и трудовым коллективом предприятия.
Официальная дата визита – воскресенье, 23 декабря – была согласована еще накануне. Но судьба, которая последние два месяца неблагосклонна к ведущему угольному предприятию, обострила ситуацию очередной трагедией. В первые часы воскресного дня в виду нарушения мер безопасности во время монтажа монорельсовой дороги был смертельно травмирован электрослесарь. Поэтому Тимошенко как никогда была настроена на сложный разговор…
Премьер-министр приехала в столицу Донбасса не одна - ее сопровождал новый состав Кабинета министров. Обращаясь к шахтерам, глава правительства отметила, что основные беды нашей промышленности, а углепрома в особенности, связаны именно с непостоянством правительства. «У нас правительство имеет среднее время жизни 10 месяцев. За этот срок чиновники в кабинетах не успевают обжиться, не говоря о том, чтобы разобраться в проблемах и принять решения. И эта текучка власти привела к тому, что вряд ли какая-либо другая отрасль находится в таком плачевном состоянии, как угольная», - заявила премьер. Этот посыл адресовался не только горнякам, но и расположившимся в президиуме и первом ряду актового зала шахты им. Засядько новоизбранным членам правительства. Судя по настрою, Тимошенко уверена, что она и ее команда пришли надолго, и если ей в первое краткосрочное «пришествие» не удалось разрубить Гордиев узел проблем, то сегодня она настроена на долгосрочную перспективу и победу. На это она настраивает и свою команду. И, прежде всего, нового министра угольной промышленности Виктора Полтавца, который с особым вниманием слушал информацию выступающих, проектируя свой подход вывода из кризиса отрасли.
Но правомерно ли говорить о всеобщем кризисе? Создается впечатление, что обобщающие мессиджи об упадке, загнивании углепрома – это не более, чем ширма, которой чиновники отгораживаются от решения конкретных проблем. При этом, налицо и положительный опыт хозяйствования отдельных угольных предприятий.
Да, сегодня центральная донецкая шахта находится в сложной ситуации. Но, нельзя забывать о достижениях первой и единственной среди угледобывающих предприятий Украины шахт, взятой в аренду у государства. Взятой в 1992 году на свой страх и риск, так как отечественный углепром не имел примеров такой формы хозяйствования. Как отмечает директор АП «Шахта им. А.Ф. Засядько» Игорь Ефремов, за эти годы практически была построена новая шахта. Сегодня это одно из крупнейших предприятий страны, выдающее на-гора до 4 млн. тонн угля в год - больше, чем все остальные шахты Донецка, вместе взятые.
Шахта является одним из основных градообразующих предприятий Донецка. По информации Донецкого городского головы Александра Лукьянченко, благодаря финансовой деятельности АП, во все государственные фонды перечисляется более 200 млн. грн., а в городской бюджет – более 50 млн. грн.
Не будем углубляться в детали относительно статданных по шахте им. А.Ф. Засядько - они все хорошо известны. Отметим лишь, что только за последние 10 лет предприятие построило для своих рабочих 17 домов, общей площадью более 16 тыс. кв. м. – это 432 квартиры. Заработная плата выплачивается полностью и своевременно без единого случая задержки, по итогам года сотрудники получают так называемую 13-ю зарплату, о которой иные предприятия уже не помнят со времен Советского Союза. И все эти и иные достижения были сделаны за свой счет! С тех пор, как шахта находится в аренде, предприятие не получало от государства ни копейки бюджетных денег, вкладывая исключительно собственные средства.
Трагедии последних двух месяцев не только приковали внимание к шахте, но заставили критически пересмотреть работу лидера углепрома. Конечно, ценность человеческой жизни бесспорна. Но, согласитесь, нельзя одним махом перечеркнуть все былые достижения трудового коллектива предприятия. Не стоит забывать, что не получая от государства ни копейки, арендное предприятие только за последние 5 лет вложило в усиление безопасности труда более 600 млн. грн. Относительно сегодняшней шумихи вокруг донецкой шахты складывается впечатление, что как будто и не было этих последних пятнадцати лет передового опыта хозяйствования.
Но мы говорим о шахте им. Засядько не для того, чтобы защитить предприятие от нападок, а с целью продемонстрировать, что рассуждать о кризисе углепрома надо не «взагалі», а касательно отдельных хозсубъектов. Конечно, это арендное предприятие, фактически находясь на балансе государства, все-таки представляет негосударственную форму собственности. А крики о кризисе больше раздаются в адрес государственного сектора отрасли.
На сегодняшний день Министерству угольной промышленности Украины подчинено 60 шахт и шахтоуправлений Донецкой области, которые входят в состав 11 государственных предприятий по добыче угля и одной угольной компании. При этом, анализируя работу госпредприятий региона, нельзя огульно констатировать «загнивание» отрасли. Вспомним, например, как в этом году «выстрелило» угольное объединение «Макеевуголь» - типичное для Украины госпредприятие, которое на протяжении всего периода работало в единых с другими типичными госпредприятиями условиях.
По своей экономической значимости «Макеевуголь» сродни шахте им. А.Ф.Засядько. Объединение также ориентировано на добычу ныне дефицитного коксующегося угля, также является градообразующим предприятием для полумиллионной Макеевки.
Не будем перечислять вехи развития ГП, констатируем только, что к началу осени 2006 года предприятие пришло с рекордно низким для себя показателем - суточный уровень добычи на шахтах составлял всего 2800 тонн угля. Под вопросом было само существование объединения.
Но год назад произошла смена руководства. Объединение возглавила новая команда менеджеров, которая рискнула вывести предприятие из числа отстающих в лидеры отрасли. Риск оправдался. В июле этого года «Макеевуголь» давал уже 8000 тонн угля в сутки, а в середине ноября – 10000 тонн. Суточный показатель добычи увеличен в 3,6 раза! И это всего за год! В ноябре текущего года при задании 280 тыс. тонн угля фактически добыто 289 тыс. тонн. В том числе 9 тыс. тонн дополнительно к заданию. Ведущие шахты ГП уже отметили, так называемый, шахтерский Новый год, досрочно выполнив годовое задание. Такой рывок (окрещенный местными и отраслевыми СМИ, как «макеевский прорыв») удалось совершить благодаря запуску новых очистных забоев. В 2007-м усилиями трудового коллектива и при непосредственной поддержке Министерства угольной промышленности были сданы в эксплуатацию 10 (!) новых лав. Для сравнения - за весь 2006-й «со скрипом» запущена лишь одна. Что особо примечательно, разработка и подготовка забоев производилась преимущественно за собственные средства. И это в объединении, которое еще год назад находилось на полном иждивении государства и «сосало лапу».
Как сообщил нынешний генеральный директор ГП Станислав Толчин, в работы по сдаче в эксплуатацию новых очистных забоев обошлись в 148 млн. грн., из них 41 млн. грн. дотированы из бюджета, а основная доля - 107 млн. грн.– это собственные источники макеевских угольщиков. Последняя же лава, торжественно запущенная в первые дни декабря на шахте «Бутовская», была полностью проинвестирована собственными средствами ГП - объединение «Макеевуголь», существенно прирастив за год добычу и реализацию угля, смогло изыскать необходимые 51 млн. грн. И это несмотря на подорожание горного оборудования.
Естественно, увеличение объемов добычи привело к росту всех базовых показателей предприятия. За год производительность труда по ГП «Макеевуголь», возросла на 60%, нагрузка на комплексно-механизированные очистные забои (КМЗ) - на 16%. Это позволило снизить себестоимость добываемого угля на 33%. «И сегодня впервые за долгие годы можно наконец-то говорить о сбалансированности экономики объединения. Теперь нам не придется, как раньше, ходить «с протянутой рукой» по министерствам и ведомствам, и мы сможем самостоятельно решать вопросы повышения заработной платы, инвестировать собственные средства в социальные программы», - констатирует Станислав Толчин.
Вот вам пример эффективной работы «клятого» госсектора. Анализируя деятельность ГП «Макеевуголь», думается, сегодня вряд ли у кого-то откроется рот кричать о системном кризисе объединения. Опыт макеевчан показывает, что надо не демагогией увлекаться, а, закрыв рты и стиснув зубы, не обращая внимания на прогнозы «доброжелателей», заниматься делом.
Так может, пришла пора закончить вселенские унижения угольной отрасли, и начать говорить о плюсах и минусах конкретных предприятий, работающих под управлением конкретных команд? Многолетний опыт арендных отношений шахты им. Засядько показывает, что, фактически находясь на балансе государства, предприятие может эффективно развиваться и без госдотаций. При этом решать не только вопросы экономики угля, но и реализовывать ряд масштабных социальных программ. Сегодняшний прорыв госсектора на примере ГП «Макеевуголь» - еще одно доказательство успешного менеджмента по выводу предприятия из сложнейшего кризиса.
P.S. Разговор с гендиректором Станиславом Толчиным состоялся еще до назначения Юлии Владимировны премьер-министром, до формирования нового Кабмина. Но уже есть первая реакция нового правительства, в том числе, и на «макеевский прорыв». В первый рабочий день министра углепрома Виктора Полтавца к нему на прием прорвались лидеры независимых профсоюзов угольщиков Донецкой области. Среди обсуждаемых вопросов, представители горняков также потребовали не допустить кадровых руководящих чисток в связи со сменой руководства отрасли. Новый министр заверил, что правительство не является сторонником этой непопулярной меры. А это значит, у ГП «Макеевуголь» есть реальная возможность реализовать свои планы по дальнейшему наращиванию добычи угля до 11 тыс. тонн в сутки, и к 2011-му году выдавать на-гора около 4 млн. тонн «черного золота» в год – то есть достичь объемов той же легендарной частной шахты им. А.Ф.Засядько.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом