Отношение журналистов, экспертов и простых украинцев к тем или иным руководителям госорганов в Украине субъективно. Одних наделяют одиозными связями, другим всю жизнь припоминают второстепенные детали биографии. При этом на второй план часто отходит анализ реальных достижений и просчетов того или иного руководителя на своем посту.
 
В полной мере это ощутил на себе председатель Национального банка Украины (НБУ) Сергей Арбузов. Когда 23 декабря прошлого года парламент утвердил его кандидатуру вместо Владимира Стельмаха, лишь немногие всерьез анализировали его программное выступление. Все разговоры велись исключительно на тему, из-за чего и когда он ушел из политического лагеря Виктора Ющенко, и какие у него взаимоотношения с новой президентской командой. В вину новому руководителю тогда поставили отсутствие длительного опыта госслужбы (Арбузов только полгода занимал должность первого заместителя главы НБУ) и управления крупным банком (до 2010-го он работал председателем правления небольшого донецкого УкрБизнесБанка).

Впоследствии в число любимых вопросов к Сергею Арбузову попал также вопрос о наличии у него премьерских амбиций. Поводом для подобных предположений стала утечка в СМИ содержания письма Нацбанка в адрес Кабинета министров, в котором регулятор указал правительству на существующие сложности с платежным балансом страны.

Прошел год, и недоверие сменилось явным уважением и поддержкой действий новой команды Нацбанка со стороны банкиров, представляющих финучреждения разной величины и происхождения капитала. Сегодня мало кто оспаривает то, что центральному банку удается обеспечивать курсовую стабильность.

Свою нелюбовь к публичности глава украинского центробанка неоднократно объяснял так: поверхностные пресс-конференции не дают возможности для серьезных споров и объективных оценок. Именно поэтому к любому своему интервью Арбузов относится серьезно — после нашего разговора он несколько раз перезванивал и уточнял свежие статданные.

— Сергей Геннадьевич, сколько, по ожиданиям НБУ, составляет прогнозный дефицит сводного платежного баланса на 2012 год? Что это означает для динамики обменного курса?

— Ситуация с платежным балансом Украины на 2012 год является неопределенной и будет зависеть от многих факторов. В первую очередь от возобновления программы МВФ, успешности преодоления долгового кризиса в развитых странах (прежде всего еврозоны), изменений условий поставок газа из России. В базовом сценарии мы прогнозируем, что приток капитала будет достаточным для финансирования дефицита текущего счета.

Не забывайте, что в следующем году в Украине пройдет Евро-2012. Опыт других стран показывает, что проведение таких грандиозных спортивных соревнований позитивно влияет на динамику притока капитала. Уверен, что Украина в этом плане не станет исключением.

Что касается роста дефицита текущего счета в нынешнем году (семь миллиардов долларов за январь-октябрь) и его влияния на обменный курс, то даже при самых негативных сценариях у Нацбанка, во-первых, достаточно резервов для сглаживания резких колебаний курса гривни. Во-вторых, чистый приток капитала в Украину от нерезидентов (13,8 миллиарда долларов с начала года) стабильно превышает переводы в их пользу. Наконец, мы учли опыт прошлых лет и стараемся избежать тех ошибок, которые усугубили кризис 2008–2009 годов. Например, за счет мер по удержанию капитала в стране и инструментов привлечения новых ресурсов.

— Центральный банк уже заявлял о расширении годового коридора колебаний гривни к доллару США и намерении продолжать либерализацию валютного рынка. Какие инициативы в этом направлении готовит НБУ?

— В 2011 году проведена серьезная либерализация валютного рынка, начиная с отмены сбора в Пенсионный фонд с операций купли-продажи валюты и заканчивая разрешением субъектам валютного рынка проводить между собой валютные операции на условиях «своп» и «форвард». Мы также разрешили банкам выступать в течение дня как покупателями, так и продавцами каждого вида иностранной валюты и осуществлять собственные операции в границах установленных лимитов открытой валютной позиции без наличия обязательств.

Но мы не планируем на этом останавливаться. В первой декаде декабря в НБУ начала работу техническая миссия МВФ. Она предоставит рекомендации по усовершенствованию законопроекта «О деривативах», который уже подан в парламент народным депутатом Игорем Прасоловым. В рабочую группу вошли представители парламента, НБУ, комиссии по ценным бумагам, участники рынка, эксперты Европейского банка реконструкции и развития и USAID. Перед ними стоит непростая задача. Чтобы запустить рынок деривативов, необходимо решить много вопросов и прежде всего создать рыночную инфраструктуру для обеспечения гарантированных расчетов.

Что касается официального курса гривни к доллару США, то сегодня он определяется на основе средневзвешенных котировок на межбанковском валютном рынке с возможным отклонением на два процента в ту или другую сторону. Одно время нас сильно критиковали за расширение амплитуды колебаний. Но, как показала практика, в этом году курс колебался в диапазоне от –0,54 до +0,04 процента, то есть значительно меньше предельно допустимого уровня. Позволяя курсу гривни достаточно свободно двигаться, мы одновременно сглаживаем резкие колебания путем проведения валютных интервенций и с помощью других инструментов, которые есть в нашем распоряжении.

— По данным НБУ, за девять месяцев нынешнего года чистый выкуп валюты банками составил 17 миллиардов долларов. Будет ли регулятор заставлять финучреждения продавать эту валюту?

— Не совсем корректно говорить, что валюту выкупали банки. Они делали это по заявкам своих клиентов. Часть валюты клиенты разместили на своих текущих депозитных счетах. Сегодня на корреспондентских счетах банков собрано валюты в эквиваленте 75 миллиардов гривен. БОльшая часть этой валюты принадлежит клиентам, банки не могут продать ее без клиентской заявки. Поэтому и принуждать коммерческие банки к этому Национальный банк не будет.

Другое дело, что регулятор видит тенденцию к росту доли валюты в депозитных портфелях банков. И это тогда, когда кредитный портфель финучреждений растет в основном за счет гривни. Последними изменениями в порядке обязательного резервирования мы ясно дали понять, что будем стимулировать привлечение депозитов в национальной валюте. В том числе и за счет роста разницы в нормативах резервирования для вкладов в национальной и иностранной валюте.

Рефинансирование — банковская тайна

— Можете ли вы сообщить о структуре золотовалютных резервов Украины? Сколько в них в настоящее время составляет доля доллара США?

— Структура золотовалютных резервов страны определяется инвестиционной декларацией, которую ежегодно утверждает правление НБУ. Золотовалютные резервы государства размещены в различных валютах, которые признаются МВФ в качестве резервных. Основными валютами являются доллар США, евро и английский фунт стерлингов. Традиционно доля доллара составляет около 50 процентов.

Более детально структуру золотовалютных резервов можно будет увидеть в годовом отчете НБУ в разрезе валют, инструментов, доходности. Мы его опубликуем на сайте. Заверяю вас, что Нацбанк постоянно работает над усовершенствованием структуры и диверсификацией золотовалютных резервов.

— Намерен ли центральный банк повысить прозрачность проводимых тендеров по рефинансированию? Будет ли публиковаться список банков, получивших рефинансирование?

— А в чем вы видите недостаток этих процедур? В соответствии с требованиями предыдущей программы stand by мы усовершенствовали нормативные акты НБУ по вопросам проведения тендеров по рефинансированию. И сегодня они отвечают лучшей международной практике. А что касается обнародования перечня банков, получающих поддержку ликвидности, то это информация относится к банковской тайне. Кстати, и в развитых странах мира тоже.

— Этой осенью ставки на межбанковском кредитном рынке резко подскочили и порой достигали 30–40 процентов годовых по «ночным» кредитам. Является ли это, на ваш взгляд, следствием жесткой позиции регулятора или просчетов отдельных банков в управлении ликвидностью?

— Я думаю, что основная причина дефицита гривневой ликвидности (здесь я хочу сделать акцент именно на валютной структуре ликвидности) — просчеты банков. Больше года имела место избыточная ликвидность банковской системы во всех валютах. И в любой момент финучреждение без особых затрат могло «закрыть» на межбанковском рынке разрыв ликвидности в одной валюте, если у него имелась другая, проведя сделку своп.

Незначительные изменения в порядке резервирования пассивов, которые мы осуществили летом, забирали из системы на спецсчет НБУ около трех с половиной миллиардов гривен. А вот через валютный канал путем продажи валюты из резервов за это время было абсорбировано почти 30 миллиардов гривен! При этом мы не меняли политику рефинансирования (короткие кредиты до 90 дней под залог облигаций внутреннего государственного займа). И гривня оказалась в цене. Но имея валюту, банк, как и раньше, может привлечь гривню через своп.

Вопрос в ставке, которую нужно платить за гривневый ресурс. Так что тот, кто запасся национальной валютой, мог неплохо заработать. Но НБУ не заинтересован в высоких ставках, поэтому с 30 ноября мы изменили порядок резервирования на спецсчете, и теперь там банки должны хранить не сто процентов обязательных резервов, а 70. Таким образом, система получила около четырех миллиардов гривен, что сразу же снизило ставки.

Каково ваше личное отношение к росту процентных ставок по кредитам и депозитам, которое наблюдается в последние месяцы. Это неизбежное явление? Что это означает для экономического роста?

— Повторюсь, Нацбанк не заинтересован в высоких ставках. При прогнозе инфляции в семь с половиной процентов ставка 18 процентов годовых выглядит не совсем логично. Но спрос рождает предложение. И мы видим, что банки повышают ставки по гривне, на которую появился сегодня спрос, и практически не изменили их по валюте.

Безусловно, для экономического роста необходим рост кредитования. И мы работаем с правительством над вопросом государственного стимулирования кредитования ключевых секторов экономики. Прежде всего это сельское хозяйство и ипотека, которые могут способствовать экономическому росту.

Сегодня мы активно обсуждаем с Кабинетом министров различные варианты бюджетной поддержки агросектора. Возможно, будут заложены компенсаторы кредитных платежей, предусмотрены специальные налоговые условия. Мне кажется, этот рынок достоин внимания банков, и мы готовы к диалогу с финучреждениями, желающими поддержать агросектор.

На финальную стадию также выходит процесс создания специализированного агентства по рефинансированию ипотечных кредитов на базе государственных банков. Для стимулирования населения, нашего главного инвестора, мы совместно с правительством разработали линейку инструментов, которые позволят гражданам не только сберечь, но и приумножить свои средства. Это депозитные сертификаты НБУ и валютные облигации внутреннего госзайма для населения, а также выпуск золотых инвестиционных монет.

— Каковы ожидания НБУ в отношении динамики процентных ставок по годовым кредитам и депозитам в национальной валюте в 2012 году?

— Цена на ресурсы будет зависеть от соотношения спроса и предложения на финансовом рынке. Другими словами, чтобы кто-то мог взять кредит по низкой цене, кто-то другой должен согласиться дать ему деньги по такой цене. А это возможно только в том случае, если кредитор уверен, что его деньги не будут обесценены в результате инфляции. Именно поэтому мы уделяем такое большое внимание обеспечению стабильно низкой инфляции. И нам это удалось: в ноябре зафиксировано снижение потребительской инфляции в годовом измерении до 5,2 процента, тогда как еще в июне было 11,9 процента.

Да, эти меры имели временный побочный эффект в виде повышения процентных ставок. Однако по мере улучшения инфляционных ожиданий и усиления доверия к гривне население станет активнее вкладывать свои свободные средства в банковские продукты. Динамика ставок по депозитам и кредитам будет нисходящей.

В целом мы не ожидаем роста ставок по гривне ввиду сохранения нашего прогноза инфляции в рамках однозначного числа. А вот по валютным депозитам предполагаем снижение, связанное с уменьшением валютных кредитных портфелей. Законом финучреждениям запрещено кредитовать население в иностранной валюте. Нацбанк также установил определенные ограничения на кредитование корпоративных клиентов, у которых нет валютной выручки. Так что банки не заинтересованы в росте валютных пассивов.

Чистка балансов, чистка системы

— Какой уровень просроченной задолженности по кредитам зафиксирован на сегодняшний день по банковской системе? Насколько он снизился за последний год?

— С начала этого года просроченная задолженность по кредитам уменьшилась более чем на пять процентов, до 80 миллиардов гривен. По состоянию на 1 декабря она составляет менее десяти процентов кредитного портфеля банков.

Хочу отметить, что снижается общий размер «плохих» кредитов. На это был направлен целый спектр мер правового и регулятивного характера. Банки получили необходимый инструментарий и активизировали свою работу в этом направлении. На сегодня они очистили свои балансы от безнадежной задолженности на сумму около 25 миллиардов гривен.

— На дискуссионной секции банковского форума Адама Смита, которую проводил «Эксперт», банкиры спрогнозировали, что часть европейских финансово-банковских групп покинет украинский рынок. Это будет реакцией на общеевропейский долговой кризис. Вы согласны с этим мнением? Какова будет доля нерезидентского банковского капитала в Украине через год?

— Действительно, кризис заставил многие европейские банковские группы пересмотреть стратегии своей деятельности за пределами родины и отказаться от бизнеса с высоким уровнем риска. Таковым для некоторых из них оказался розничный бизнес в Украине. Кроме того, учитывая необходимость консолидации и усиления позиций, некоторые банковские группы, например греческие, приняли решение о слиянии, что, естественно, отразится и на структуре собственности их украинских дочерних структур.

На мой взгляд, высказывания о том, что европейские банки покидают украинский рынок, на данный момент безосновательны. Мы регулярно проводим встречи с топ-менеджерами этих фининститутов, обсуждаем происходящие изменения, стратегию и перспективы их деятельности. У нас есть взаимопонимание. Многие из них подчеркивают, что Украина по-прежнему остается интересным рынком.

Уверен, что многих из них интересует вопрос, будет ли Национальный банк отменять постановление №109 (согласно ему, в расчет лимита валютной позиции не включается сумма сформированных резервов. — «Эксперт»). Так вот, с начала 2012 года начнется реализация поэтапного графика включения в расчет валютной позиции резервов, сформированных под активные операции банков в иностранной валюте. Этим мы выполним как свои обязательства перед Международным валютным фондом, так и обещания, данные банкирам во время наших многочисленных встреч.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3591