Похоже, что на этой неделе мы стали свидетелями возобновления так называемой «войны указов», которая разгорелась между Президентом Виктором Ющенко и правительством Виктора Януковича в конце 2006 года. С одним лишь, но весьма существенным отличием: теперь место Януковича заняла прежняя соратница Ющенко по революционному Майдану Юлия Тимошенко. И от этого, наверняка, «боевые действия» будут более кровопролитными – ведь друзья, как известно, дерутся с вдвое большей энергией, чем враги.

Предпосылки для конфликта двухгодичной давности, который, в конце концов, стал одним из поводов для главы государства распустить Верховную Раду, возникли не на пустом месте. Камнем преткновения между Секретариатами Президента и правительства стали статьи принятого парламентом (а, точнее, антикризисной коалицией и примкнувшей к ней фракцией БЮТ) Закона «О Кабмине», которые ввели норму контрассигнации. Именно этой нормой воспользовалось правительство Януковича, когда не стало визировать указы Виктора Ющенко, которыми он останавливал постановления Кабмина о назначении заместителей министра внутренних дел. Тот юридический казус дорого стоил сотворившим его сторонам как в прямом, так и в переносном смысле. И вот, похоже, история повторяется. У нее совершенно другие предпосылки, но мотив, по сути, один и тот же – украинские политики первой категории решили поиграть властными мускулами.

В развитых демократиях действует непреложное правило: когда в результате выборов одна команда сменяет у властного кормила другую, то проигравшая сторона слагает все полномочия. При этом, со своих постов уходят все, назначенные прежней властью чиновники. А освободившиеся кресла занимают представители победившей на выборах силы. Однако, эта норма до сих пор не прижилась в Украине. И судя по всему, пройдет еще не один десяток лет, пока она станет аксиомой. Просто потому, что управленческий век в нашем государстве – короток, и пришедшие на властные посты люди с огромной неохотой покидают насиженные места. Впрочем, новые властители могут задействовать люстрацию, что и попытался сделать в 2005 году Виктор Ющенко. Но затея новоизбранного Президента была обречена на провал по двум причинам. Первая – в большинстве своем свежеиспеченные назначенцы не имели опыта управления, что повлекло за собой локальные кризисы. Вторая – Виктор Ющенко так и не смог, или, как утверждают его оппоненты, не захотел рвать связи с представителями «кучмовской» эпохи. Сейчас он вынужден пожинать плоды своей недальновидности и, прямо скажем, мягкотелости.

Противостояние, возникшее между Президентом и Юлией Тимошенко, было обусловлено нежеланием первого терять свой, и так не слишком-то высокий, публичный рейтинг, а вместе с ним – и шансы на второе подряд президентство. Для ЮВТ же противостоять главе государства и его окружению, как показали события трехлетней давности, - вполне естественное явление. Усугубившееся в 2007-2008 годам близостью президентских выборов, на которые Юлия Владимировна, судя по всему, пойдет, и будет претендовать на победу. Разность интересов – вот что предопределило все нынешние «непонятки», возникшие в отношениях между двумя первыми лицами нашей страны. Заметьте – именно премьер чаще всего заверяет украинцев и мировую общественность в том, что между нею и гарантом нет никаких противоречий, что правительство следует президентским курсом, а парламентская коалиция однородна если не по составу, так по общности интересов и намерений. В то же время глава государства воздерживается от пения дифирамбов руководителю Кабмина. Ющенко отчетливо понимает: похвали он газовую или компенсационную инициативу Тимошенко, и все – пиши - пропало. Ведь ЮВТ обязательно воспользуется президентскими комплиментами для личной выгоды.

В чем же суть нынешнего противостояния, камнем преткновения в котором стала глава Фонда Госимущества Валентина Семенюк? У него есть две стороны: юридическая и политико-экономическая.

Казусы на каждом шагу

Юридические корни упомянутого конфликта лежат как раз в принятом зимой 2007 года закона «О Кабмине», на отмене или существенном редактировании которого Виктор Ющенко настаивал и в прошлом, и в нынешнем году. Известно, что статья 45 данного закона предоставляет премьер-министру право вносить на рассмотрение Верховной Рады представление о назначении председателя ФГИ. Однако, эта статья не дает правительству право прямо увольнять главу Фонда – это может делать только Верховная Рада. Вероятно, когда закон «О Кабмине» в действующей редакции только прописывался, его создатели предполагали, что в вышедшем следом законе «О Фонде госимущества» будет закреплена норма, определяющая, что именно правительству будет предоставлено право назначать и увольнять главу ФГИ. Таким образом, Кабмин получал бы право влиять на политику этого органа, который, кстати, не относится к учреждениям исполнительной ветви власти. Но принятие закона, регламентирующего деятельность Фонда госимущества, фактически заблокировал Президент. На дворе было начало 2007 года, в Кабмине заседала команда Виктора Януковича, и главе государства было не с руки отдавать орган, ведающий имуществом страны, политическим оппонентам.

С теми же проблемами столкнулась и Тимошенко, когда попыталась уволить Валентину Семенюк. Юлия Владимировна, отчетливо понимая, что одной статьи закона «О Кабмине» мало для смещения руководителя Фонда, все же пошла на этот рисковый шаг. Причем, свои действия ЮВТ пояснила тем, что правительство принято решение о создании специальной группы, которая будет проводить служебное расследование того, что происходило в ФГИ в последнее время с точки зрения нарушения Конституции, законов, а также признаков коррупционных действий со стороны Семенюк. Премьер также отметила, что Кабмин сотрудничает с ГПУ, в результате чего будут проведены отдельные расследования по всем случаям нарушения закона. Глава правительства объяснила, что Семенюк отстранена от выполнения своих функций на период проведения служебного расследования. А ее функции будет выполнять бютовец Андрей Портнов, который незадолго до этого был назначен первым замом главы ФГИ.

То есть, главным юридическим основанием для такого отстранения для Тимошенко стала, как утверждает «Украинская Правда», норма Закона «О Государственной службе», по которой госслужащего, коим, по трактовке премьера, является Семенюк, можно отстранить от выполнения обязанностей за причиненный моральный или материальный ущерб государству. Под таким ущербом в правительстве, несомненно, понимают приватизацию «Лугансктепловоза», проведенную Фондом госимущества, как определил недавно Верховный Суд Украины, с серьезными нарушениями.

Оперативное вмешательство в это дело Секретариата Президента, который выступил не на стороне правительства, лишь подтвердило предположения о крайне напряженных взаимоотношениях гаранта и премьера. Известно, что глава СП Виктор Балога жестко раскритиковал постановление Кабмина об отстранении Семенюк, отметив, что правительство тем самым нарушило Конституцию. Он также сообщил, что Президент, как гарант Конституции, обязательно отреагирует на такие «своевольные» действия руководства правительства. И был прав – вчера на сайте главы государства появился указ, останавливающий постановление Кабмина об отстранении Семенюк от должности. И мотивировка указа была предсказуемой – в ней гарант перечислил нормы, которые нарушила Тимошенко сотоварищи, когда предприняла попытку уволить главу ФГИ.

Интересно, что реакция на президентский указ в правительстве была неоднозначной. Так, первый вице-премьер Александр Турчинов в интервью одному из телеканалов сказал, что хотя Президент действительно имел право своим указом приостанавливать постановления Кабмина, но он все же считает, что «правительство действовало в рамках полномочий, отстранив Семенюк». А вот Тимошенко напротив, согласилась выполнить указ, как бы между прочим сказав, что ей «очень жаль, что на определенное время мы оставляем очень мощную коррупцию в Фонде госимущества».

Выходит, что премьер осмелилась на такой поступок исходя не столько из правовых, сколько из политических и экономических соображений.

Когда от политики страдает экономика, и наоборот

Согласие Тимошенко исполнять указ Президента все же не означает, что это случится на самом деле. Ведь если Ющенко по каким-то причинам все же оставит Валентину Петровну у руля ФГИ, то Кабмин, пользуясь не отмененной доселе нормой контрассигнации, сможет оставить свое постановление в силе. И привести на пост главы Фонда того же Андрея Портнова. Случится ли так на самом деле – будет видно из того, как Тимошенко и Ющенко построят свои дальнейшие взаимоотношения.

Сейчас они едины в мнении – главу ФГИ менять надо. Но Президент, судя по всему, настаивает на доскональной проверке Фонда, а премьеру, по ее собственному признанию, не терпится навести порядок в процессах приватизации. Причем ЮВТ не уточняет, что под «порядком» подразумевается как скорейшая приватизация стратегически важных предприятий «Укртелеком» и Одесский припортовый завод, так и реприватизация «Лугансктепловоза» и «Днепроэнерго». Стоит отметить, что ЮВТ, пренебрегая мнением Ющенко, все же надеется отдать на торги шесть облэнерго – это можно понять по тому, как Кабмин не спешит корректировать список предприятий, выставленных на приватизацию в 2008 году.

Понятно, что от всех этих метаний, продиктованных по большей мере политическими мотивами, может пострадать экономика Украины. Ведь если список приватизации все же не утвердят, то будет нанесен чувствительный удар по доходной части госбюджета, из которой, как известно, правительство Тимошенко намеревается черпать многомиллионные ресурсы для выплат компенсаций по сгоревшим вкладам Сбербанка СССР. Возможно, из этого «приватизационного» противостояния Виктор Ющенко хочет извлечь политическую выгоду, выбив из рук ЮВТ мощное пиар-оружие, коим являются компенсации. Ведь не зря еще вчера Президент совместно с Минфином учредил проверку хода выплат «Ощадбанком» и влияние этого процесса на инфляцию. Можно предположить – если гарант найдет при проверке какие-либо отклонения, то обязательно использует их для дискредитации премьер-министра. А это в еще большей мере обострит конфликт между Ющенко и Тимошенко, и спровоцирует продолжение «войны указов». Если вспомнить, чем закончилась предыдущая «война», то… нужно готовиться к перевыборам?

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3514