Так получилось, что «безвизовый» вопрос на сегодняшний день является едва ли не «окном в Европу». Такие мысли вполне понятны, поскольку уж больно многим нашим соотечественникам хочется оказаться в цивилизации. Однако, разочарую. Получить безвизовый режим нам мешает, в первую очередь то, что власть не смогла выполнить даже те минимальные условия, которые выдвигаются Евросоюзом по отношению к любой стране, которая хочет это сделать.
Хороший пример для нас – получение такого режима Сербией, Македонией и Черногорией. Это страны, которые имели не меньшие проблемы с той же нелегальной миграцией, чем Украина. Но, тем не менее, там политическая элита смогла сосредоточиться вокруг задач, которые нужно было решить, и поставила перед собой соответствующую цель.
У нас думают, что получить безвизовый режим с ЕС – это какая-то дипломатическая задача: что его можно пролоббировать или выторговать в обмен на что-то, или получить каким-то техническим путем. На самом деле, существует несколько десятков ключевых критериев, которые выдвигает Евросоюз к любой стране. Я имею в виду то, что если страна находится в визовом списке, но хочет из него выйти и стать безвизовой, то существует свой алгоритм, который должен быть известен и нашим чиновникам в том числе.
Расскажу подробнее об этих критериях. Во-первых, гражданам должны быть выданы биометрические паспорта. Украина – единственная из стран региона, которая до сих пор не перешла на такой стандарт. И Россия, и даже Молдова это уже сделали. Не говоря уже о Сербии и прочих странах.
Во-вторых, у нас нет ни современного миграционного законодательства, ни национальной миграционной службы. А должен быть такой отдельный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами контроля миграционных потоков. У нас же эти функции разбросаны между разными министерствами, которые перетягивают на себя «одеяло» и борются за разные полномочия.
Хотя, с другой стороны, на бумаге эта служба уже создана. Но в связи с борьбой за власть была заблокирована Президентом.
В-третьих, у нас нет даже концепции государственной миграционной политики. В этом мы тоже уникальны. Такая концепция была подана Кабмином в конце прошлого года, но парламент провалил ее в апреле этого года. Потом она пришла в ВРУ повторно, но депутаты до сих пор ее так и не рассмотрели.
В-четвертых, существует вопрос по ратификации целой серии конвенций Совета Европы, связанных с борьбой с торговлей людьми, с защитой персональных данных, а также с документами о взаимной правовой помощи.
Немаловажно, что одним из факторов отмены визового режима является уровень коррупции. Конечно же, невозможно побороть в стране всю коррупцию. Но это можно сделать хотя бы в тех сферах, которые непосредственно относятся к миграции и визовой политики. Например, в сфере выдачи паспортов или изготовления фальшивых визовых документов – справок о доходах, недвижимости, банковских счетов. Существует целая индустрия производства этого фальсификата. А у нас ни одного уголовного дела по этому спектру вопросов вообще не возбуждено, не говоря уже о доведении его до суда. Естественно, ЕС на это смотрит и делает выводы.
В принципе, никто не обещал, что безвизовый режим будет прямо сейчас. У Президента, который об этом часто говорит, тут, очевидно, не хватает компетентности, так как он одной рукой может лоббировать этот вопрос со своими зарубежными коллегами, а другой – блокировать создание миграционной службы, без которой никто не будет говорить о безвизовом режиме. Я думаю, он это делает не со зла, а из-за того, что ему никто не объяснил, что существует такая связь. В парламенте то же самое: все те, кто не хотят голосовать за эти конвенции и законы, вряд ли толком знают, зачем они нужны. Поэтому могут себе позволить такую роскошь.
Нам сейчас нужно не столько давить на европейские страны, которые, в принципе, при таком состоянии дел даже не будут рассматривать этот вопрос. Необходимо перенести акцент давления на украинскую власть, чтобы показать ей, что она должна это сделать, если всерьез озабочена темой свободы передвижения.
То есть, украинцам не нужно терпеть и ждать. Без давления чиновники не будут шевелиться. Конечно, они же по дипломатическим паспортам получили безвизовый режим, и им уже хорошо. А для того, чтобы они начали двигаться, нужно им все время напоминать и требовать, как в свое время делали общественные организации в той же Сербии и других странах.
Я думаю, в принципе, здесь нет ничего невозможного. Если взяться за дело, то эти вопросы можно решить года за три. Но, учитывая, как у нас все делается, то, я думаю, в лучшем случае мы получим безвизовый режим лет через семь-восемь.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом