На днях Президент Украины Виктор Ющенко призвал журналистов активно защищать свободу слова, которая, по его мнению, сегодня подвергается притеснениям.

Ющенко призвал журналистов найти в себе мужество и не молчать: «Не думайте о своей зарплате, должности».

Президент подчеркнул, что он видит сегодня признаки притеснения свободы слова, которые начались, по его словам, на протяжении последних двух-трех месяцев. Ющенко подчеркнул, что без свободы слова и без свободного выбора граждан не может быть демократии, а, следовательно, и независимой Украины.

«Это не может быть предметом компромисса», - сказал Президент, отметив, что если журналисты сейчас промолчат, то через несколько дней начнут получать «темники», что потом крайне негативно отразится не только на них, но и на следующих поколениях.

По его мнению, решается вопрос, какой дорогой будет идти дальше Украина – дорогой демократии к Европейскому Союзу или «авторитарное развитие событий будет вести нас к колонии».

Требование Президента защищать свободу слова, не думая о зарплате и должности, безусловно, заслуживает понимания. Однако украинские реалии таковы, что частенько журналистов, говорящих правду и отбрасывающих «редакционную политику», попросту увольняют. С рупором «свободы слова» в руках, детьми и семьей за плечами, можно оказаться на улице. Могут ли украинские журналисты питаться Святым Духом и работать за «бесплатно», защищая правду? И есть ли государственные механизмы, которые обезопасили бы работников масс-медиа от не всегда приятных последствий этой правды? Об этом ForUm узнал у экспертов и у заслуженных «акул пера».

Глава Комитета ВРУ по вопросам свободы слова и информации, депутат от Партии регионов Анна Герман возмутилась призывом Виктора Ющенко. «Имея президентскую зарплату и семью, которая не переживает, как прожить завтрашний день, Ющенко думает, что в Украине все так живут. Но многим журналистам приходится туго. Они вынуждены не один раз идти на компромиссы из-за того, что боятся потерять работу, потому у них есть дети, которые тоже хотят есть. Дети журналистов хотят ходить в хорошую школу, как ходят президентские дети. Им тоже нужно покупать на зиму сапоги, пальто и шапочки. Они тоже болеют. А вы знаете, сколько сегодня стоят качественные услуги врачей. Поэтому когда Президент так беспечно призывает журналистов не думать о своей зарплате, и о том, как они должны жить, он обязан понять, что никто Божиим духом жить не может», - заявила депутат.

Нардеп подчеркнула, что люди должны получать за свой труд достойную зарплату. «Если бы журналисты получали хорошую, официальную заработную плату, они бы чувствовали себя более защищенными в обществе. В этом должна была быть большая роль Президента. Ющенко не дал свободе материального фундамента. А голодная свобода очень хрупкая, ее легко сломать финансовыми механизмами», - отметила Герман.

По словам народной избранницы, необходимо сделать так, чтобы зарплаты авторитетных журналистов, которые работают в серьезных изданиях, были приравнены к зарплатам высоких государственных чиновников. «Тогда журналист будет бояться использовать какую-то «джинсу», будет дорожить своим рабочим местом. Он будет защищен. Ведь сейчас журналисту платят копейки, а остальное дают в конвертах. Если ты не хочешь слушаться и писать все, что тебе говорит работодатель, ты будешь получать только официальные копейки. А как ты на них проживешь? Поэтому журналисты поставлены в такие условия, когда они обязаны идти на какие-то компромиссы. Они обычные люди, которым нужно кормить свои семьи. Тут Президент должен опуститься со своих высоких «небес» на грешную землю, и пожить так, как живет обычный журналист хотя бы один месяц. Тогда он больше не будет говорить о том, что журналисты не должны думать о хлебе насущном», - подытожила Герман.

С ней согласился бывший журналист, заместитель главы Комитета ВРУ по вопросам свободы слова и информации Александр Голуб. «Ющенко может себе позволить не думать о зарплате, а вот журналист – вряд ли. Совершенно понятно, что голодный журналист не будет объективным. Этот призыв Ющенко оторван от реальной жизни, как и Президент от тех реалий, в которых живет страна. Журналист работает не просто за «свободу слова», а за зарплату», - подчеркнул он.

А вот журналистка, депутат от НУ-НС Ольга Герасимьюк категорически не согласилась с мнением своих коллег. По ее словам, журналист, живущий по принципу «отработал день – в кассу и домой» должен зарабатывать на хлеб где-то в другом, менее ответственном месте.

«Профессия журналиста отличается от любой другой профессии тем, что это, прежде всего, серьезная миссия, а не простой труд, дающий кусок хлеба. Журналист должен осознавать, что все, что он скажет или напишет, может «взорвать» общество или, наоборот, помочь ему. Человек, живущий по принципу «отработал день – в кассу и домой» должен зарабатывать на хлеб где-то в другом, менее ответственном месте», - заявила депутат.

По ее словам, никогда нельзя оправдывать человека, который согласился написать неправду по той причине, что ему нужно кормить своих детей, а за неправду ему заплатят, а за правду уволят. «Этот человек, пойдя на такой договор, купит своим детям еду, но соврет и им, и их маме, и своей маме – и предоставит им сытую жизнь во лжи, которую сам распространяет. Если сегодня для кого-то требуется вот так, на пальцах, объяснять данный предмет, значит и вправду свобода слова в реальной опасности. Назад – в 2003 год…», - пояснила народная избранница.

Она также добавила, что вопрос, как быть перед угрозой увольнения за несогласие продавать совесть, не новый. «Журналистам должен быть присущ государственный взгляд. Нужно понимать, зачем ты в медиа. У меня ответ определен - ради страны, в которой я хочу жить. У кого ответ другой, я уверена, ему лучше зарабатывать на хлеб и на оплату коммунальных услуг в другой сфере», - заявила депутат.

Рассказала она и о временах, когда цензура была обычным делом. «Я начинала свою журналистскую деятельность, когда рядом в кабинете сидел конкретный Василий Петрович, цензор по профессии. Не мифический Темник, невидимый узурпатор. Это был натуральный Цензор. Ему нужно было сдавать статью, он ее вычитывал, и не дай Бог, ты что-то не то написал или буквы по диагонали складывались в какой-нибудь намек на что-то крамольное. Но настоящие люди всегда находили возможность не продавать свою совесть», - подытожила Герасимьюк.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1623