Древние люди выдумывали легенды и мифы, чтобы объяснить непонятные, а порой и откровенно пугающие аспекты враждебного окружающего мира. За несколько тысячелетий существования человечества мало что изменилось – неизвестность по-прежнему порождает полуфантастические истории. Это утверждение, как ни странно, правомерно и по отношению ко множеству страшилок о Киевском метро. Пассажиры подземки, которые видят лишь ее малую часть, слагают легенды о том, что остается за кадром. Вероятно, поэтому истории о призраках самоубийц, гигантских крысах, заброшенных станциях и возможных катастрофах уже давно прижились в обществе. В том, есть ли хоть доля правды в страшилках о метро, и чего действительно стоит бояться под землей, разбирался ForUm.
 
Привидения и гигантские крысы
 
«Знаете, слухи о привидениях, о двухметровых крысах и каких-то других чудовищах я тоже слышала, и даже читала статью в очень серьезном издании. Правда, потом оказалось, что это был первоапрельский выпуск. Я уже больше 30 лет работаю в метрополитене. По роду своей деятельности я каждые три месяца должна обойти всю свою линию в ночное время, когда нет движения поездов, посмотреть на техническое состояние своего «хозяйства». Так вот, метрополитен – это город под городом. Здесь каждый участок, каждый сантиметр тоннеля оборудован специальными устройствами, которые должны регулярно осматриваться. У нас нет заброшенных мест, даже в шахтах есть освещение и сигнализация», – рассказывает начальник дистанции движения Святошинско-Броварской линии Киевского метрополитена Ирина Гетманенко.
 

По ее словам, потусторонние сущности в метро не встречаются. А вот вполне живые посторонние искатели приключений пытаются проникнуть в тоннели регулярно. «Бывают попытки проникновения так называемых диггеров в метрополитен. В связи с этим мы, насколько это возможно, оборудовали все наши сооружения охранной сигнализацией, особенно те, что выходят на городские объекты, например, вентиляционные шахты в парках и на улицах. В случае проникновения эти люди очень часто приносят нам убытки и неприятности. Но еще больше вреда они доставляют себе», – считает Ирина Ивановна.

Один из самых известных случаев был связан с диггером, который сорвался с высоты в одной из шахт. Тогда молодой человек выжил, но стал инвалидом. Также доставляют немало хлопот сотрудникам метро и другие любители экстрима – зацепперы. Они катаются на сцепках между вагонами, что иногда заканчивается весьма плачевно – травмами, увечьями и даже смертью.
 
 
Городские легенды также «населяют» тоннели метро гигантскими крысами. Впрочем, несмотря на отсутствие мутантов, обычных грызунов в метро все же опасаются – ведь они могут повредить важные кабели.
 
 
«Крыс у нас нет. Самым большим животным, которое я наблюдала на территории метрополитена, была полевая мышка на открытой трассе. Для борьбы с крысами и прочими грызунами есть специальная служба дезинфекторов. Если где-то появляются хотя бы следы крыс, проводится специальная обработка - дератизация. По тоннелям крысы у нас не бегают. А ночью, после снятия напряжения с контактного рельса, метро превращается в очень оживленное место, потому что многие наши службы проводят работы именно ночью», – говорит Ирина Гетманенко.
 
Ужас машинистов
 
Из сугубо практических соображений слабонервных в машинисты метро не берут. Эти люди не только отвечают за безопасность сотен пассажиров, но и первыми обязаны прийти на помощь попавшим в беду. И в этом случае истории о том, что самоубийц и случайно оступившихся граждан с путей обязаны вытаскивать именно машинисты, правдивы.
 
 
«Да, машинисты вытаскивают пострадавших. Машинист – это первый человек, который обязан оказать помощь пострадавшему. Именно он и сотрудники милиции вынимают человека, если можно это сделать без специальной техники. Даже если работает аварийная бригада, машинист помогает – это его работа. Если пассажир падает на пути либо под поезд метрополитена, машинист обязан остановить состав, где бы ни произошел этот случай, и дать заявку на снятие высокого напряжения с контактного рельса. Если человек зажат колесными парами, поезд в движение не приводится до приезда аварийных бригад метрополитена и МЧС. Потом мы поднимаем поезд, достаем пассажира, естественно, вызываем медицинскую бригаду. В среднем, все действия у нас отнимают час времени», – рассказала подробности спасательных операций Ирина Гетманенко.
 
 
В самом оптимальном случае человек падает в так называемый лоток – углубление на пути в районе платформы. Тогда говорят, что он счастливчик и «родился в рубашке». Но это не уменьшает последствий стресса, который испытывает машинист, увидевший кого-то падающего на рельсы. Может, в этом и кроются истоки легенд о неприкаянных душах самоубийц, вынужденных существовать под землей?
 

Заброшенные станции и тоннели
 
Станции «Львовская брама», «Теличка», а также многочисленные «секретные» тоннели окутаны флером тайны. И баек о них рассказывают едва ли не больше, чем о крысах-переростках. Правда, мало кто знает, что заброшены эти объекты лишь формально, а то, что туда не пускают пассажиров, еще ничего не означает. «На «Львовской браме» есть платформа, технические помещения, там производятся ремонтные и технологические работы. Это недостроенная станция, у которой, к сожалению, пока нет выхода на улицу. Если решится вопрос с завершением строительства этой станции, мы с удовольствием будем принимать пассажиров», – объясняет Ирина Гетманенко.
 

Точно в таком же режиме работает и станция «Теличка» между «Выдубичами» и «Славутичем». А вот заброшенный тоннель действительно есть, и расположен он практически в самом сердце метро. «Когда строилась станция «Театральная» и прокладывался новый тоннель, то кусок тоннеля, который функционировал прежде, законсервировали. Но он только условно законсервирован. Там тоже есть устройства, специальные ограждения, периодически этот тоннель осматривают. Это раньше был действующий перегон «Крещатик» – «Университет». А когда построили «Театральную», его оградили с двух сторон железными воротами, оборудовали сигнализацией. Когда-то, очень давно, этот тоннель пытались взять в аренду и выращивать там шампиньоны. Но оказалось, что в метро нет достаточной влажности, и шампиньоны там расти не могут», – смеется Ирина Гетманенко.

Бункеры и возможные катастрофы
 
Интерес к тайнам подземки также периодически подогревают писатели-фантасты и режиссеры фильмов-катастроф. Так, в популярных романах Дмитрия Глуховского после апокалиптического катаклизма метро превращается в единственное пристанище выживших, своеобразный бункер цивилизации. И в какой-то мере такой сценарий спасения действительно возможен.
 
«Еще в советские времена метрополитен строился как убежище. Раньше мы готовились к атомной войне, потом был Чернобыль… До сих пор метро может выполнять функцию укрытия населения. Мы к этому готовы, проводим специальные занятия, учения. В случае возникновения в городе какой-то чрезвычайной ситуации, мы можем принимать людей, правда, не в убежища, а просто на станции. Все это отрабатывается в учебном порядке, но, конечно, не хотелось бы, чтобы хоть когда-то пришлось воспользоваться этими навыками», – рассказывает Ирина Гетманенко.
 
Неприкосновенного запаса продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости в метро не держат – там есть только минимум противогазов и огнетушителей, необходимый для рабочей смены.
 
 
К слову, страшилка о том, что подземку может залить водой, как в нашумевшем российском фильме «Метро», в Киеве осуществиться не может. Просто потому, что под Днепром ни одна из линий не проходит, а маленькие подземные речки могут максимум спровоцировать незначительную течь, спасибо проектировщикам, работавшим над герметизацией тоннелей. Но, как ни странно, спровоцировать потоп на станции в столичной подземке может ливень. Например, подвержены такой напасти станции «Вырлица» и «Позняки». Раньше в такой же ситуации была и станция «Дарница», но там руководство метрополитена добилось строительства новой дренажной системы и специальных ступенек, которые спасают от подтоплений.
 

Что ж, иногда развенчание мифа бывает интереснее самого мифа. Впрочем, «выключить» народное воображение и тягу к мистификациям невозможно, да и неинтересно станет. И кто знает, какими еще легендами обрастет Киев и его метро?

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4310