На днях в Брюсселе состоялся очередной саммит «Украина-ЕС». И хотя скептики предрекали мероприятию то провал, то негативный тон, многие из них вынуждены признать, что все прошло довольно хорошо. Так, экс-глава отечественного МИД Владимир Огрызко отметил ForUm`у: «Встречи на высшем уровне состоялись и длились больше запланированного (2 часа вместо 20 минут) – это хороший знак. Это показатель того, что собеседникам было о чем поговорить. И надежда на подписание Соглашения об ассоциации действительно есть».

Немного позитива

Начнем с того, что Киев и Брюссель подписали совместное итоговое заявление, содержащее 16 актуальных вопросов двусторонних отношений. В котором обе стороны подтвердили преданность подписанию договора об ассоциации (включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли – ЗСТ), «как только будут продемонстрированы решительные действия и ощутимый прогресс в сферах, обозначенных во время предыдущего саммита в 2011 г.», включая продолжение реформ в рамках Повестки дня ассоциации. Президент Европейского совета Герман ван Ромпей заверил, что со своей стороны ЕС готов подписать Соглашение об ассоциации еще даже до ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе. «Это будет признанием европейского выбора вашей страны, и у нас есть историческая возможность сделать рывок в наших отношениях. Я рад, что Украина провозгласила четкие обязательства искать возможности продвигаться вперед в проведении реформ и утверждении демократических ценностей. Эти обязательства также выражены Верховной Радой, с принятием заявления о поддержке евроинтеграционных устремлений. Сейчас мы должны перевести политические заявления в конкретные результаты, и я жду конкретных действий. Мы готовы предложить вам помощь в достижении этой цели. Вы не одни, Украина – уже член европейской семьи», – сказал политик.

Приняты и другие, не менее важные документы. Так, Киев получит на «задачи интеграции» макрофинансовую помощь в размере до 610 млн евро, которая дополнит будущее новое соглашение с МВФ. И это дает сигнал о реальной перспективе договориться с Фондом. В тексте оговорено, что финансовая помощь будет оказана, только если украинская сторона подпишет договор с МВФ и выполнит его требования. Деньги будут выделяться в течение 2 лет, возвращать их можно будет в течение 15 последующих лет.

Также Брюссель документарно подчеркнул чрезвычайную важность газотранспортной системы Украины для Евросоюза, заверив, что продолжит помогать ей в модернизации ГТС как части европейской энергосистемы. Это предполагает и поддержку в получении первого займа по проекту «Реконструкция линейных сооружений газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород (первая линия)», и создание 3-стороннего газотранспортного консорциума. «В таком классическом формате невыгодные для нашей страны договоренности станут невозможными», – акцентирует Огрызко.

Больше того, по словам главы Минэнергоугля Эдуарда Ставицкого, ЕС обещает решить вопрос о диверсификации снабжения страны природным газом. «У нас есть полная договоренность и четкий совместный план, который мы выполним в ближайшее время. Газ будет поступать из Венгрии, Словакии, Польши потенциальным объемом до 30 млрд. м3, что полностью удовлетворило бы наши импортные потребности. Цена такого газа будет соответствовать котировкам спотовых (краткосрочных. – Авт.) рынков», – уточняет министр. Как известно, Киев уже подписал с компанией RWE Supply&Trading (Германия) договор о поставке 5 млрд м3 газа.

Наконец, стороны подписали меморандум о начале диалога по вопросам бизнес-климата. А еще Брюссель поприветствовал успехи Украины на пути либерализации визового режима, в частности, по первой фазе Плана действий, и подтвердил, что рассчитывает на продолжение диалога. Президент Еврокомиссии (ЕК) Жозе Мануэль Баррозу выразил надежду, что соглашение о дальнейшем упрощении визового режима вступит в силу к лету. Он заверил, что в данном вопросе ЕК готова работать быстро и ожидает от Киева третий отчет о выполнении Плана действий, после чего может быть принято решение о переходе ко ІІ фазе плана. Кабмин хотел успеть принять все недостающие законы І фазы еще до недавнего саммита (см. также статью «Шенгенские визы: когда будет проще?»), но этому помешало недавнее блокирование ВР. Впрочем, пока что задержка несущественна и ее можно быстро наверстать, констатирует политолог и экономист Виталий Кулик. «Интересно, что глава российского МИД тут же выразил возмущение сближением Евросоюза и Украины в визовых вопросах, в качестве предлога использовав соглашение о безвизовом режиме для владельцев служебных биометрических паспортов. Москва такого бонуса не получила, и это ее раздражает», – говорит эксперт.

Надо еще поработать

Однако все это не значит, что все разногласия устранены и теперь только и остается, что ждать подписания «ассоциативного» соглашения, европейского газа и пр. Не зря тот же ван Ромпей подчеркнул: «Мы ждем большего и более конкретного прогресса в выполнении условий, необходимых для подписания. Прогресс должен быть обеспечен к маю; определенные шаги осуществлены, но нужно еще работать по основным направлениям, включая европейские ценности, демократию, верховенство закона». Политик сообщил, что призвал Президента Виктора Януковича сделать все возможные шаги для выполнения обязательств по экономическим и политическим реформам. А Баррозу снова предупредил, что нельзя быть одновременно в Таможенном союзе (ТС) и в ЗСТ с ЕС.

По этому поводу Огрызко отмечает: Киев может и не выполнять все требования Брюсселя до мая-2013, но должен продемонстрировать движение в правильном направлении. «Впрочем, не вижу проблемы в том, чтобы принять тот же избирательный кодекс, который уже готов. Или начать реформирование прокуратуры. Почему же дан срок именно до мая? А это технический момент. Чтобы подписать Соглашение об ассоциации в ноябре, еврочиновники должны начать процедуру как минимум в июне», – комментирует дипломат.

Сдержанно оптимистичны и другие традиционные критики евроинтеграционных усилий отечественного МИДа. Например, заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый полагает, что прошедший саммит стал трудным, но успешным и для Украины, и для Европы. «Напомню, он был перенесен с 2012 г., и первый позитив – в самом том факте, что он состоялся. Очевидно, был непростой, но важный разговор между лидерами Евросоюза и украинским Президентом. Думаю, стороны остались довольны обсужденными вопросами, хотя пока что нет одинакового понимания всех целей, критериев и сроков их достижения, – считает аналитик.

С подобными оценками солидарен и руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, по мнению которого, «во-первых, главное, что саммит состоялся – ведь его перенос преподносился чуть ли не как признак кризиса в отношениях с Европой. Брюссельская встреча засвидетельствовала, что обе стороны заинтересованы в активном развитии диалога. Обсуждалось, как быстрее и эффективнее сделать все для того, чтобы включить «зеленый свет» дальнейшим договоренностям с Евросоюзом. Шансы на это достаточно высоки, хотя времени осталось немного – 3 месяца».

А по оценке экс-министра экономики Виктора Суслова, февральским саммитом сделан решительный шаг в сторону ЕС, который можно считать даже рискованным. Дело в том, продолжает специалист, что ТС остается важнейшим торгово-экономическим партнером Украины, а Кремль не будет спокойно смотреть на ее смещение в сторону Запада.

Действительно, если брать 2012 г., то на «евросоюзном» направлении отечественный экспорт товаров и услуг составил 20,9 млрд долл., а в СНГ – 31,3 млрд долл. Но ассоциация с Брюсселем не означает, что этот поток вдруг возьмет и исчезнет, возражает Кулик. Россия во многом зависит от различных украинских поставок, которые привлекает не по «доброте душевной», а ввиду объективной потребности. Да, со временем часть этого импорта можно заместить, но это не скорый и не простой процесс, особенно с учетом экономических связей, длящихся десятилетия. «Поэтому грозные реляции Москвы – во многом блеф, хоть она и обещает защитить свои рынки в случае вступления Киева в ЗСТ с Евросоюзом. Это повод не столько для излишних опасений, сколько для заблаговременной диверсификации рынков сбыта», – заключает Кулик.

Итак, договор об ассоциации вполне может быть подписан на осеннем саммите в Вильнюсе, если не раньше (а затем начнется ратификация всеми странами – членами ЕС). Это позволит реально укрепить и политические, и экономические позиции Украины, ослабляя и «газовую» зависимость от РФ, и внешнеторговую привязку к сфере ее влияния. А простые граждане уже летом смогут почувствовать упрощение визовых процедур и открыть для себя «немного больше Европы».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3397