Ученые смогли выяснить, какая из двух картин «Святой Иероним и ангел», написанных в антверпенской студии Антониса Ван Дейка между 1618 и 1621 годами, является оригиналом, а какая - копией с него.

Одно из изображений святого Иеронима с ангелом находится в Национальном музее Швеции, второе - на долгосрочном хранении в роттердамском музее Бойманс - ван Бенинген. Полотно из Стокгольма находилось в собрании королевской семьи с 1746 или 1747 года, когда было заказано королем Адольфом Фредериком. Нидерландский Ван Дейк, в свою очередь, долгое время находился в частных собраниях и оставался практически неизвестным до 1972 года. Соответственно, дебаты о том, какой из двух «Иеронимов» был написана раньше, длились почти 40 лет.

В феврале 2009 года оба полотна впервые были «сведены вместе» в Стокгольме, для того чтобы их можно было сравнить друг с другом непосредственно. После этого специалисты из обоих музеев взяли образцы краски, а также провели рентгенографию и инфракрасную термографию полотен. Картина из Роттердама оказалась в лучшем состоянии; на стокгольмской в ходе предыдущих реставраций были повреждены лица персонажей и складки одеяния Иеронима, сообщает «Лента.ру».

Однако на картине из Голландии были обнаружены детали, присутствовавшие первоначально, однако затем закрашенные художником (так называемые пентименто). Так, выяснилось, что сначала плащ Иеронима доставал до земли, и видны были лишь ступни отшельника. Кроме того, Ван Дейк изменил и изображение ангела. Эти соображения, вкупе с более свободными мазками кисти, позволили считать картину из Бойманса - ван Бенингена оригиналом.

Тем не менее, пока остается неясным, каков был вклад Ван Дейка в копию из стокгольмского музея - принимал ли художник участие в ее создании или же картину целиком нарисовали его ученики, взяв более раннего «Иеронима» за образец.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1578