В свое время первый президент Советского Союза Михаил Горбачев встал на одну историческую плоскость с 31-м президентом США Гербертом Гувером. Что же объединило этих двух исторических персонажей, кроме введения сухого закона? Тот факт, что эти главы государств в начале своего президентского (в случае с Горбачевым — генсековского) пути имели сумасшедшую поддержку электората, но всего за одну каденцию свели ее к мизеру.
Получив в 1-м туре всего 6% голосов (согласно данным «Национального экзит-пола»), Виктор Ющенко имеет шансы не только попасть в один список президентов-«неудачников» вместе с Гувером и Горбачевым, но и возглавить его. В конце декабря 2004 года по результатам повторного второго тура президентских выборов Виктору Ющенко доверили свои голоса 51,99% украинцев.
Небольшое число глав государств, получив большую квоту доверия от народа, «разбазаривали» ее по дороге ко второму сроку. Кроме упомянутых Гувера и Горбачева, можно привести примеры поляка Леха Валенсы или другого украинца — Леонида Кравчука. Но столь резкого падения народного доверия, как Ющенко, похоже, не переживал ни один лидер демократической страны.
Если бы Ющенко был «учеником» перечисленных исторических персонажей, сейчас с уверенностью можно было бы говорить, что он многому у них научился. Так, бывший электрик Гданьской судоверфи Лех Валенса как никто умел рассориться с единомышленниками. В результате «Солидарность» и правая идеология, которые представлял Валенса, дискредитировали себя, а сам президент за полгода до президентских выборов 1995 года показывал рейтинг поддержки избирателей… 10%. Но, в отличие от украинского президента, знаменитый поляк вовремя понял свои проблемы. Феноменальный рывок Леха Валенсы позволил ему за считанные месяцы резко поднять свои политические «котировки» и проиграть выборы с приличным результатом — 48% голосов.
Герберт Гувер — интересная «база» сравнения для Ющенко. Между ними можно провести достаточно много параллелей. И Гувер, и Ющенко пришли к власти на волне экономического подъема в своих государствах. В 1929 году реальный валовой внутренний продукт Соединенных Штатов впервые в истории превысил $100 млрд. (это достижение удалось повторить только в 1937 году). В Украине же в 2004 году рост ВВП составил рекордные за всю историю независимости 12,1%, пишет «Дело».
Ожидания украинцами демократических изменений, активной борьбы с коррупцией и надежды, что «бандиты будут сидеть в тюрьмах», дополнялись большими иностранными инвестициями в стремительно растущую украинскую экономику. Следует отметить, что и Ющенко, и Гувера в народе воспринимали как очень сильных экономических реформаторов. Гувера вообще считали вундеркиндом (он был талантливым инженером-изобретателем).
Устоявшаяся в профессиональной среде репутация Ющенко как отличного банкира (ввел гривню и держал ее относительно стабильной до августовского кризиса 1998 года) также магически действовала на население. Такие прекрасные стартовые позиции давали надежду на то, что президентство и «старого оленя» (так в народе называли Гувера), и «пасечника» (прозвище Ющенко) будет долгим… Однако их президентскую судьбу постигло фиаско, совпавшее с финансовым кризисом.
Гуверу был нанесен удар Великой депрессией в самом начале президентской каденции, тогда как Ющенко до начала кризиса руководил страной уже четыре года. И на этом начинаются существенные различия между двумя горе-президентами. Если Гувера можно назвать «деятельным» президентом-неудачником, то Ющенко — бездеятельным. Об этом говорят символы этих двух людей. Именем Гувера названа бетонная дамба в нижнем течении реки Колорадо. На Ющенко же висит ноша несделанного — «не посаженных в тюрьмы» бандитов, не реализованного толком «Мистецького Арсенала», не созданной Единой поместной церкви…
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом