Ровно год назад Украина ввела трехнедельный карантин, и, как остальной мир, не знала, чего ожидать от будущего. А за день до этого Всемирная организация здравоохранения признала вспышку СОVID-19 пандемией...

И вот через год, несмотря на появление вакцин и начало массовой иммунизации, у нас до сих пор нет ответа на главный вопрос - а когда же наконец это все закончится? По предварительным прогнозам ВОЗ, это может произойти в начале 2022 года, хотя сам коронавирус никуда не исчезнет. А врачи пока прогнозируют, что только летом можно будет яснее представить, какое будущее нас ждет. Это станет понятно благодаря наращиванию объемов вакцинации, а также лучшему знанию того, как будет вести себя вирус.

А пока мы были и остаемся свидетелями того, как быстро может меняться мир. Так же это было после чумы, испанки, обеих мировых войн... Кажется, не осталось ни одной сферы, которую бы не затронули эти перемены.

Что принесла нам и миру пандемия и какие из изменений, скорее всего, станут необратимыми?

Эффективность власти проверяется пандемией. Финиш глобализации

Политолог, профессор кафедры международных отношений Национального авиационного университета Максим Яли выделяет несколько основных трендов посткоронакризисного мира.

«Первый – это ускорение перехода человечества в виртуальный мир. Не только досуга, возможности которого каждый день увеличиваются качественно и количественно, но и работа так же перемещается в онлайн-режим. Не говоря уже об образовании.

Второй - это рост разрыва между доходами сверхбогатых и бедных слоев населения по всему миру.

Третий - концентрация крупнейших заработков у представителей IT-сектора и цифровых гигантов - Google, Amazon, Facebook, Microsoft. Загорелись новые «звездочки», такие как Zoom. Фармкомпании, производители вакцин, медицинского оборудования и элементарных средств защиты обеспечены контрактами на годы вперед, и им не хватает мощностей. А значит их прибыль будет только расти. Ну а первенство Маска и его компании подтверждает еще один тренд - ускорение процесса выхода коммерческой деятельности на орбитальный уровень освоения околоземного пространства.

Четвертый - неуверенность в завтрашнем дне, стресс, злость, вследствие резкого падения уровня доходов у представителей целых классов, как следствие тотальных карантинов. Это не могло не вылиться в социальные волнения.

Пятый - это сворачивание глобализации, сокращение перемещений и контактов между людьми как на глобальном, так и на локальном уровнях. Сокращение контактов и времени общения в оффлайне. Туризм стал одной из наиболее пострадавших от локдаунов сфер экономики, убытки которой составили десятки миллиардов долларов, потому что он затрагивает множество смежных сфер», - резюмирует Максим Яли.

Между тем, в политике успех / провал в преодолении коронакризиса стал важнейшим фактором оценки власти. Прежде всего в тех странах, где уже проходили выборы.

«Дональд Трамп, который еще в начале прошлого года был фаворитом президентских выборов в США на фоне растущей экономики и минимальной безработицы, за несколько месяцев локдауна растерял все свои политические баллы и успехи, а вместе с ними и шансы на переизбрание. Немалую роль в этом сыграло и голосования по почте на выборах, которым из-за риска заболеть ковидом в прошлом году воспользовалось небывалое количество американцев. В авторитарной России, тотальный страх населения использовали как удобный момент для проведения поправок в Конституцию и «обнуления» сроков Путина. Авторитарные лидеры попытались укрепить собственную власть», - отмечает политолог.

А еще, добавляет он, что нефтегазовая сфера и флагманы сырьевых экономик, обремененные чрезмерными геополитическими амбициями, за время пандемии в полной мере ощутили хрупкость своего положения и понесли колоссальные убытки. «Их роль в мировой экономике продолжит снижаться по мере перехода глобальной экономики на альтернативные источники энергии», - убежден Яли.

Вскоре пандемии будут контролироваться технологиями

Руководитель R & D Центра Winstars Technology LLC и глава «Винницкой IT-Ассоциации» Дмитрий Софина безапелляционно утверждает: той жизни в мире, которая была до 2020 года, больше уже не будет. Он напоминает, что последние 30 лет число людей на нашей планете возросло с 4,4 до 7,8 миллиардов, а по прогнозам Комиссии ООН по народонаселению и развитию в 2050 году нас должно стать 9,7, а к 2100 году - около 11 млрд. При этом основной рост пока приходится на страны Африки. А учитывая экологическую ситуацию в крупнейших по населению регионах, мы будем получать все больше и больше новых вирусов. Поэтому он называет три технологических инструмента, развитие которых ускорила нынешняя эпидемия и которые станут еще актуальнее с ростом численности человечества.

Первый – это современные технологии контроля за движением людей, позволяющие прогнозировать и выявлять движение заболевания и блокировать целые районы и города еще до момента массового распространения. Ведь лучшая защита - это отсутствие контактов. «Азия, которая чаще сталкивается с сезонными новыми вирусами оказалась лучше подготовлена, чем западный мир со своими либеральными и демократическими принципами. Поэтому мы видим дилемму. С одной стороны мы можем полностью контролировать движение людей через считывание данных с мобильных приложений, и при обнаружении больного с помощью обработки больших данных (Big Data), можем выявить всех, кто был с ним в близком контакте, и остановить их движение в пределах конкретных районов . Но с другой стороны человечество теряет право свободного передвижения. Поэтому биометрический паспорт в виде мобильного приложения и принудительные карантины при переезде из точки А в точку Б - это наша реальность и в будущем «, - считает Дмитрий Софина.

Второй инструмент - развитие современных технологий и гаджетов в направлении сбора данных о состоянии человека. «Эти данные можно собирать через браслеты или «чипы», пугающие ортодоксов и других любителей теории заговора, но они смогут дать возможность фиксировать факт заражения человека еще до момента, когда сам человек это поймет. Страх распространения инфекции приведет к тому, что у людей будет только один выбор - либо проживать в своем гетто без права передвижения между регионами, или использовать специальные гаджеты, контролировать биологические процессы в организме и извещать о риске заболевания», - продолжает руководитель IT-ассоциации .

Третий - введение алгоритмов Искусственного Интеллекта в разработку лекарств и вакцин против новых вирусов и штаммов. «Это не решает проблему окончательно, но ускоряет их появление, а значит снижает динамику распространения и количество смертей (единственный вирус который был уничтожен человечеством, это оспа, но, возможно, в будущем мы встретимся с ее новой версией). Алгоритмы искусственного интеллекта ускоряют процесс обработки данных и подбора оптимальных решений. С момента появления квантового компьютера мы сможем обрабатывать эту информацию в десятки, если не в сотни раз быстрее. То есть искусственный интеллект + квантовый компьютер позволят ускорить производство лекарств и вакцин», - говорит Дмитрий Софина.

Затем он приводит два пути развития человечества, которые, скорее всего, будут идти параллельно:

1. Карантин и формирование общего иммунитета. Это при остановке экономики и огромной смертности. Одновременно - технологические инноваций с целью создания вакцин и минимизации контактов (онлайн коммуникация и т.д.), создание районов и предоставление возможности передвижения между ними только после карантина и с подтвержденной вакцинацией - это то, что сейчас мы видим.

2. Тотальный контроль, биопаспорт, «чипизация» (в контексте сбора состояния здоровья) с принудительной изоляцией в специальных «капсулах» или «зонах». Это позволит человечеству развиваться и строить новую экономику, с опцией мгновенного обнаружения болезни и предотвращения ее распространения, но одновременно - отнимет свободу у человека через механизм тотального контроля и это, к сожалению, можно будет использовать и в других целях.

«С каждой новой пандемией - они еще будут - каждый из этих вариантов будет все больше и больше проявляться. Это, можно сказать, новая форма государственного управления вместо классических демократии и автократии. Но это наша реальность и будущее», - заключает Дмитрий Софина.

Ненужных знаний не бывает: наука важнее шоу-биза

Александр Коляда, генетик, научный директор молекулярно-генетической лаборатории Diagen, говорит, что пандемия привлекла внимание общественности к биобезопасности, фармакологии, биологии, дала огромный толчок в этих направлениях. И в результате технологии, над которыми ученые работали десятки лет, за этот год очень развились. Но одновременно с этим мир осознал ценность фундаментальных исследований - то есть тех, которые направлены на накопление знаний о закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи, и не являются прикладными.

«Мне трудно представить, какую часть науки не задела нынешняя пандемия. Оказалось, что то, над чем работали многие на десятки лет, смогло помочь. О некоторых научных работах говорили, что они совершенно не актуальны, мол, зачем заниматься изучением вирусов у летучих мышей? А теперь мы видим, насколько ценны эти знания. То же касается и исследований эффективности защиты масок, дезинфекторов и так далее...

То есть раньше мы ценили исследования, которые были максимально близки к практике, а фундаментальные вещи обычно были на аутсайдерских позициях. Теперь это изменилось, и очень хочется, что этот тренд ценности фундаментальных исследований сохранился, потому что рано или поздно они могут сыграть свою роль», - говорит Коляда.

Также он добавляет, что мы теперь гораздо больше узнали о вирусах, ученые стали лучше разобрались в генетике вируса. «Думаю, что украинская биомедицина получила очень много полезных знаний, потому что много времени пришлось уделить респираторным вирусам, на которые раньше не обращали особого внимания. Они всегда были рядом с нами, но никто не изучал, а не тестировал, а не диагностировал. Теперь с накоплением опыта должна улучшиться ситуация и с гриппом в Украине, так и врачи, и люди будут более осведомлены.

Да и коронавирус никуда не исчезнет - мы научимся более грамотно ему противостоять, сдерживать эпидемию», - отмечает ученый.

Мир наконец перенес свое внимание от звезд шоу-бизнеса, политиков - на науку и медицину, поняв, что без их знаний можно существенно пострадать - и физически, и экономически. «Трудно забыть перенесенные чемпионаты мира, концерты, праздничные события, изоляцию. Поэтому надеюсь, что все запомнят: человечество спасли медики и ученые, которые изобрели вакцины, тесты, исследовали вирус и круглосуточно работали в больницах. Как оказалось, в трудные времена люди обращаются к врачам и ученым, а не к политикам и звездам», - заключает Коляда.

Вспомните «испанку»: то же будет сейчас

Комментируя влияние пандемии на медицину, иммунолог, доцент кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии НМАПО имени П.Л. Шупика Федор Лапий проводит аналогию с испанкой, которая в 1918 году и в начале XX века оказала большое влияние на модернизацию системы оказания медицинской помощи. Тогда стало понятно, что странам нужно объединяться для того, чтобы преодолевать подобные вызовы, угрожающие всем.

«Если говорить о необратимых изменениях, которые мы получили в связи с пандемией COVID-19, то это получение новых вакцин - векторной и мРНК-вакцины. Технология их производства была известна и раньше, но для развития любых технологий необходимы инвестиции. Вызов, который получило человечество, подтолкнул эти инвестиции, и мы получили эффективную безопасную векторную вакцину на платформе вирусного вектора, и мРНК-вакцину на платформе нуклеиновых кислот. Это касается не только создание вакцин против других инфекционных болезней, но и многих методов терапии в медицине. Их развитие подтолкнула пандемия и это - необратимо», - убежден господин Лапий.

С другой стороны, он отмечает и негативные последствия пандемии для медицинской и научной среды. «Мы стали пользоваться различными способами связи - видеокоференции, видеовебинары, что вроде экономит время, но одновременно уменьшает практическую пользу от конференции. Теряется непосредственное личное общение, знакомство, которое можно получить при посещении оффлайн мероприятий. А именно это очень важно, когда мы говорим о медицине и научном мире, ведь без знакомства между коллегами не рождаются проекты и идеи, не передается опыт», - резюмирует иммунолог.

***

Это лишь незначительная часть часть тех изменений, которые человечество переживает в непростое время пандемии СОVID-19. Без сомнения, такие преобразования мира еще долго будут описывать в научных диссертациях, книгах, документальных и художественных фильмах. А для нас всех, пожалуй, главное - не бояться этих неизбежных изменений, а сделать все, чтобы как можно лучше приспособиться к новой реальности.

Юлия Горбань, Укринформ

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

153