В результате принятия новой версии законопроекта №4128 верующим Украинской Православной Церкви пока удалось выйти из-под явного рейдерского удара и сохранить возможность эффективной юридической защиты в более-менее приемлемом правовом поле. 

Фото: Верховная Рада / УНИАН 

Такое мнение высказал правозащитник, руководитель НПО «Общественная правозащита» Олег Денисов в комментарии Protiktor.com.

Как считает эксперт, в принятом Верховной Радой Законе о внесении изменений в некоторые законы Украины (о подчиненности религиозных организаций и процедурах государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица) (рег.№4128-д) есть ряд положительных изменений.

«В отличие от законопроекта №4128 – закон №4128-д не предусматривает так называемое «право самоидентификации», когда любое лицо могло голосовать по вопросу изменения подчиненности общины (по вопросу «о переходе»). Теперь закон четко предусматривает, что «религиозная община по собственному усмотрению принимает новых и исключает действующих членов общины в порядке, установленном ее уставом». Таким образом, ни одно постороннее лицо теперь не вправе голосовать на общих собраниях религиозных организаций», – отметил Олег Денисов.

Правозащитник обратил внимание, что согласно закону решение об изменении подчиненности и внесению изменений и дополнений в устав принимаются только общим собранием религиозной общины, которые могут созываться только членами общины.

«Таким образом ни чиновники, ни представители общественных организаций не могут больше составлять списки для голосований, обходить дома прихожан и созывать их на собрания, такие действия могут делать только лица, указанные в уставах религиозных организаций и только в установленном там порядке», – пояснил Олег Денисов.

Важным положением, по его мнению, является пункт о том, что за изменение подчиненности общины должны проголосовать не менее 2\3 от действительного количества членов общины и они должны подписать принятое решение лично.

В результате, отметил эксперт, «общины УПЦ действительно могут рассчитывать, что при условии исполнения этого закона на практике количество рейдерских захватов храмов значительно снизится».

«На практике практически все общины УПЦ уже давно составили реальные списки членов своих религиозных организаций и закрепили их в своих письменных протоколах, что является гарантией того, что люди «со стороны» не смогут присвоить себе членство в общине (тем общинам, которые до сих пор не провели общих собраний членов общины и не отобразили списки своих реальных членов в письменной форме – настоятельно рекомендуется это сделать)», – подчеркнул Олег Денисов.

Правозащитник обратил внимание, что закон №4128-д имеет ряд недостатков, которые могут осложнить положение общин, в особенности в связи с необходимостью «приведения уставов в соответствии с законом на протяжении года», что предусматривает фактическую перерегистрацию общин.

«Однако закон не содержит норм о том, что в случае, если такая перерегистрация не будет проведена – то уставы утратят свою силу, таким образом даже в случае если община по тем или иным причинам не сможет провести перерегистрацию своего устава (в том числе ввиду невозможности выполнить требования закона №5309) – то ее документы не потеряют свою силу», – отметил Олег Денисов.

Также в подавляющем большинстве случаев действующие уставы религиозных организаций УПЦ не противоречат закону №4128-д и не нуждаются в специальном внесении в них изменений, заключил руководитель НПО «Общественная правозащита».

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

105