Антимонопольный комитет Украины расследует факт изменения тремя крупнейшими мобильными операторами: «Киевстар», Vodafone Украина и lifecell, – расчетного периода в тарифных планах с календарного месяца на 4 недели. В результате чего мобильные операторы легким взмахом руки «выжали» из 365 астрономических дней дополнительную «месячную» оплату (365 ÷ 28 = 13).

Сказать, что это крайне возмутило потребителей – не сказать ничего: соцсети стали на «дыбы»! Корреспонденты справедливо негодовали. Действительно, если бы операторы просто традиционно подняли стоимость пакетов, заранее предупредив людей (увы, такова наша жизнь – все дорожает со временем), было бы не так обидно. А вот придумывать столь «изящные» способы прикрыть непопулярное решение – это уже за гранью. Хорошо, что ситуация не прошла мимо внимания антимонопольных органов.

«Антимонопольный комитет Украины начал расследование вопроса повышения платы за услуги подвижной (мобильной) связи путем установления расчетного периода оплаты – 4 недели», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Отмечается, что мобильные операторы сократили срок действия ряда тарифных планов (преимущественно подписных). По условиям, скажем, тарифа «Киевстар 4G Онлайн», размещенным на официальном сайте ЧАО «Киевстар», плата за пакет услуг 75 грн снимается раз в 4 недели. Согласно условиям тарифа «Vodafone Super Net Start», базовая стоимость пакетов услуг на 4 недели составляет 65 грн. Аналогично, тариф «Хайп» ООО «Лайфселл» составляет 75 грн на 4 недели.

«В связи с этим операторам направлены требования АМКУ для выяснения правомерности таких нововведений и доведения их содержания до абонентов», – сообщили в Антимонопольном комитете. (По правилам АМКУ, инициировать расследования они могут даже по анонимной жалобе. Но, в этой истории, наверное, и жаловаться не пришлось – работники Комитета такие же пользователи услуг мобильных операторов, как и все остальные граждане. – Авт.).

Пока не понятно, какие доказательства своей бизнес-правоты соберут мобильные операторы в ответ на запрос антимонопольщиков, и видят ли те монопольный сговор в их действиях (хотя это видно даже невооруженным глазом!). А тем временем в сетевом общении с потребителями, отделы коммуникаций компаний отбивались от разъяренных клиентов рассказами о распространенной мировой практике (может біть и так, но ни одного примера приведено не было). И вообще, это лучше, чем повышать стоимость услуг мобильной связи в целом. «Путем изменения периодичности снятия абонплаты операторы уберегли абонентов от резкого повышения тарифов», – пытались апеллировать пиарщики компаний. Не так болезненно, ага... Люди покупали/выбирали тарифы с помесячной тарификацией, а затем неожиданно, не спрашивая особо согласия, их перевели на оплату каждые четыре недели. Публичная оферта, а что вы хотели! (Предложение не конкретному лицу, а всем, кто захочет купить предлагаемый товар. – Авт.)

Тут уместно вспомнить из народного:

– Пап, а ты чего боишься?

– Темноты и маркетологов.

– Ну, маркетологов-то понятно, а темноты почему?

– Кто знает, сколько в ней маркетологов...

Ради справедливости, заметим. Маркетинговые манипуляции мобильных операторов с недельной тарификацией – не такой уж и оригинальный способ выкачать из клиента по максимуму. Такая теперь практика сохранения нервов покупателей – не цены увеличивать, а уменьшать объем товара, чтобы создавалось впечатление, будто цены остаются постоянными.

Когда сметаны в упаковке поллитра было, теперь почему-то 350 г. Майонез и масло, стартовав с гордых двухсот грамм, стыдливо «остановились» на отметке 160-180 г. Молоко в бутылках - уже по 900 и 850 мл. Крупы и сахар – 900, 920 г. А уж подсолнечное масло – производители прямо не знают, как еще привлекательнее его расфасовать по бутылкам – 970 мл, 920, 830, 760 мл вместо традиционного литра! Таково уж свойство циклических экономических процессов – инфляция, дороговизна. Но «недовес» на упаковке и не скрывается. А мелкий шрифт – это такое. Поэтому ничего противозаконного – денег хочется всем. Но, только представьте, сколько лишней упаковки и тары летит в помойку!..

Почему Антимонопольный комитет в этих случаях не инициирует никаких проверок? Да потому, что никакой «монопольный» или иной закон производители продуктов питания, собственно, не нарушают. У потребителя в розничной торговле остается широкий выбор между производителями и торговыми марками. Более того, уже немало предпринимателей даже выстраивают бизнес на выгодной «честности»: «Настоящий литр/килограмм – только у нас!».

А с мобильными операторами ситуация несколько иная. Дело в том, что рынок мобильной связи в Украине сегодня – это классическая олигополия. На нем доминируют три компании – «Киевстар», Vodafone Украина (конечный бенефициар – Россия) и lifecell (Турция). Каждая из этих компаний способна влиять на рыночные цены собственными действиями. Что уж говорить об одновременном введении каких-либо «нестандартных» приемов, как вот 13-я оплата. И хотя олигополия в отличие от монополии предполагает определенную конкуренцию, в данном случае ею и не пахнет. Из всего разнообразия предложений (пакетов) мобильных операторов потребитель сегодня имеет возможность выбирать более-менее приемлемый набор услуг того или иного качества и стоимости. Однако при переводе всех пакетов на единый принцип 4-недельной тарификации (все к тому идет), выбор украинского потребителя услуг мобильных операторов существенно сужается – почти до отсутствия выбора. А это уже монополия, со всеми вытекающими из нее последствиями.

И еще одно замечание. В стране, где принято выплачивать зарплату и пенсию помесячно (зарплатные авансы в расчет не берем), внедрение 4-недельного цикла оплаты за «стратегические» услуги связи грозит как минимум разрушением привычного порядка расчетов. И отнюдь не способствует платежной дисциплине граждан. Так кому и зачем нужна эта анархия?

Оксана Полищук, Укринформ

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

389
Теги