В Украине может появиться закон о противодействии буллингу. Травля детей теперь будет наказуема. Административную ответственность будут нести родители детей-обидчиков или агрессоры. Парламентарии рассчитывают на принятие законопроекта на одном из ближайших заседаний. И юристы, и психологи согласны с необходимостью принятия антибуллингового закона, однако уверяют, что сам документ ничего не решит.

Превентивная мера

В сентябре парламентский комитет по вопросам науки и образования рекомендовал принять Верховной раде законопроект о противодействии буллингу №8584. Документ, соавторами которого являются 17 народных депутатов разных политических групп и фракций, вводит в правовое поле новый термин «буллинг», под которым следует понимать «нравственное, или физическое насилие, агрессию в любой форме, или любые другие действия, совершенные с целью вызвать страх, тревогу, подчинить человека своим интересам, имеющие признаки сознательного жестокого обращения».

Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУАП), дополнив его статьей 173-4, которая устанавливает ответственность за буллинг, а также сокрытие случаев буллинга работниками учебных заведений. В зависимости от тяжести нарушения, следует штраф от 340 до 3400 гривен. Платить его будут или родители нарушителей или сами обидчики, достигшие 16-летнего возраста (с этого момента граждане подлежат административной ответственности).

Документом также предусмотрены правки в закон «Об образовании», которыми уточняются механизмы противодействия детскому насилию и агрессии. В частности, руководителей образовательных учреждений обяжут контролировать ситуацию с буллингом и проводить с детьми профилактические беседы.

Разработчики законопроекта ссылаются на исследование ЮНИСЕФ  от 2017 года, согласно которому 67% детей в Украине в возрасте от 11 до 17 лет сталкивались с травлей и агрессивным поведением в течение последних трех месяцев. Почти 24% опрошенных детей стали жертвами буллинга, из них 48% никому не рассказывали об этих случаях, говорится в пояснительной записке к документу.

Один из соавторов законопроекта, глава комитета Рады по вопросам науки и образования, Александр Спиваковский (БПП) рассказал РБК-Украина, что де-факто проблема буллинга существует в учебных заведениях страны давно и де-юре она до сих пор не определена. «Естественно, закон должен отвечать на вызовы, которые стоят перед обществом. К сожалению, в школах существует травля, и суды очень часто не принимают решений по фактам буллинга, а следователи не имеют законной базы для действий. Поэтому мы внесли такой законопроект», - уточнил депутат.

Несмотря на то, что о введении ответственности за буллинг на уровне закона заговорили лишь сейчас, количество резонансных случаев насилия, совершаемого детьми, ежегодно растет. В апреле прошлого года вся страна узнала о двух пятнадцатилетних школьницах, которых жестоко избили сверстницы в центре Чернигова. Несколько десятков подростков следили за избиением, снимали видео и потом выложили его в Интернет. По данному факту полиция открыла производство по статье 296 УК (хулиганство). Самой старшей нападавшей на момент совершения преступления уже исполнилось 18 лет, и ей грозит до четырех лет лишения свободы. Судебное разбирательство до сих пор продолжается. 

Еще один резонансный случай произошел уже в сентябре этого года – ученик восьмого класса киевской школы №94 на уроке ударил учительницу стулом и восемь раз ранил ее ножницами. После того, как происшествие стали обсуждать в интернете, в соцсетях заговорили о том, что пострадавшая педагог сама была буллером - якобы она часто унижала своих учеников.

«Буллинг в школах достигает ужасающих масштабов. Травля приводит к разрушению личности ребенка и последующим сложностям в дальнейшей адаптации к социуму. А, если ребенок слаб духом, то это может привести и к попыткам самоубийства, поскольку ребенок начинает думать, что никому не нужен. Это страшно», - рассказал РБК-Украина Александр, учитель одной из киевских школ, не пожелавший назвать свое полное имя.

Юрист, управляющий партнер юридической фирмы Braxton Павел Мороз говорит, что законопроект, предложенный парламенту депутатами – пока единственная законодательная инициатива, которая вводит инструменты борьбы с таким явлением.

«Авторы документа предлагают ввести административную ответственность за буллинг. Это необходимо сделать как можно быстрее, потому учебный год уже начался, и десятки детей уже могут подвергаться травле. Дети должны понимать, что шутки должны иметь пределы, и никто не должен становиться жертвой чьих-то издевательств. Возможно, с годами мы сможем говорить уже о введении других инструментов. Но этот первый шаг - это необходимость», - пояснил юрист.

Что немаловажно, по словам Мороза, законопроект соответствует Конвенции ООН по правам ребенка. Он уточнил, что в других государствах действуют законные механизмы борьбы с буллингом. Одной из первой стран, которая ввела в законодательство нормы о предотвращении буллинга и наказании за него, стали США.

«Еще в начале 90-х оказалось, что 40-80% детей школьного возраста в Штатах были жертвами травли. Проблема оказалась настолько серьезной, что ее решение вышло за пределы полномочий местной власти и перешло в полномочия власти штата. Первый так называемый антибуллинговый закон был принят в штате Джорджия. Постепенно во всех штатах США были приняты схожие законы, а последним штатом, который поддержал такую инициативу, стала Монтана в апреле 2015 года. В каждом штате официально было проведено статистическое исследование проявлений буллинга в течение 2005-2013 годов. И затем, по результатам проанализированной информации, каждый штат заключал соответствующую программу борьбы с травлей», - рассказал Павел Мороз.

Общие программы поддержки безопасности в школах США установлены в федеральном акте «О безопасных и свободных от наркотиков школах и обществе» и в законе о начальном и среднем образовании. В 2013 году в США приняли федеральный закон о безопасности в школах, который вносит изменения в закон о начальном и среднем образовании, требующий принятия специальных кодексов поведения в школах.

Впрочем, уточнил юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Александр Дементьев, по информации Национального центра статистики образования США, уровень буллинга в американских учебных заведениях в течение 2009-2015 годов не снизился. Учитывая это, Штаты начали вводить уголовные санкции для большей действенности политики антибуллинга.

Отцы, дети и школы

В чем заключается причина распространения случаев буллинга в Украине? В своем исследовании ЮНИСЕФ отмечает, что в основном риску травли в нашей стране подвержены дети, закрытые к общению. Дети из семей с низким уровнем дохода подвергаются травле вдвое чаще других детей, считают в международной организации. Кроме того, более уязвимы к различным формам насилия, по данным ЮНИСЕФ, дети из семей переселенцев из оккупированных регионов страны.

Психолог Елена Шпундра рассказала РБК-Украина, что чаще всего дети-агрессоры формируются в семье, где родители либо сами жестоко обращаются с ребенком, либо вовсе его игнорируют. «Также важно понимать, что буллинг - это болезнь группы, а не одного или двух человек. Кроме двух очевидных участников, агрессора и жертвы, есть неочевидные – «свита» агрессора и свидетели буллинга», - пояснила психолог.

Помимо окружения ребенка, еще одной причиной агрессивного поведения являются социальные сети, в которых дети проводят все больше времени, считает практикующий психолог Светлана Колесник. «Дети оттуда берут много негативной информации. Насилием над другими ребенок хочет показать себя лидером своего окружения. Фактором насилия для ребенка может стать и семья. Ребенок может быть свидетелем или жертвой насилия в семье, и потом переносить поведение в семье в школу. Часто для сына, например, отец является авторитетом в семье. И если ребенок видит, что отец бьет мать, он перенесет это поведение в школу, считая его позволительным», - говорит эксперт.

Она также отметила, что и в благополучных семьях бывают дети-агрессоры. Семья может поначалу и не знать, что ребенок попал под плохое влияние. В таких случаях родителям нужно сотрудничать с психологом, так как самостоятельно этот вопрос решить не могут.  «Школьные психологи, как правило, проводят среди детей профилактику, работают с учителями и родителями. Нужно проводить профилактическую работу в классах. Но один психолог на школу – это мало. Психологи перегружены, и тема буллинга у нас с повестки дня не уходит», - отметила Светлана Колесник.

Далеко не все учебные заведения берут на работу психологов на полную ставку, рассказала изданию частный психолог Екатерина Шевцова. «Очень часто специалист работает в школе лишь несколько дней в неделю. Нужно создавать реальные рабочие места и достойные условия для школьных психологов и отбирать тех специалистов, которые реально разбираются в детской психологии», - уверена она. «Эта проблема особенно распространена в малых школах, где очень часто пост психолога сочетают по совместительству библиотекари, завучи и профессиональных детских психологов в школах недостаточно. Эффективность их работы оставляет желать лучшего», - уверен учитель и классный руководитель Александр.

Впрочем, бороться с травлей в школах в нашей стране пытаются не только при помощи законодательных инициатив. Координатор национальной детской «горячей линии», работающей при Международном женском правозащитном центре «Ла Страда-Украина», Алена Кривуляк рассказала РБК-Украина, что такая линия работает в Украине с 2013 года. С тех пор на линию поступило около 170 тысяч звонков, из которых 3-4% касаются буллинга.

«Три-четыре процента – это вроде и немного. Но из 170 тысяч это - значительное количество. И за каждым стоит чья-то жизнь. С каждым годом количество обращений растет. Дело не в том, что буллинг становится более распространенным. Скорее больше детей узнают о линии, и в общем дети становятся более открытыми. Мы проводим консультации с жертвами буллинга, предоставляем специалистов-психологов. Привлекаем к решению проблем учителей и школьных психологов. На ранних этапах буллинга рассказываем ребенку, как разрешить конфликт словесно. В более серьезных случаях мы обращаемся к правоохранителям. Иногда обращаются к нам родители, которые раньше не замечали буллинга по отношению к ребенку», - рассказала Кривуляк.

Она также уточнила, что в последнее время растет количество жалоб детей на буллинг со стороны учителей. «Опять-таки, к этим случаям стоит относиться по-разному. Родители часто говорят, что подобные заявления вызваны часто тем, что детям не нравится тот или иной учитель. Но мы стараемся серьезно рассматривать каждый случай с целью недопущения ситуаций, как нападение восьмиклассника на учителя в Киеве», - пояснила координатор «горячей линии».

Светлана Колесник уверена, что ответственность за буллинг нужно закрепить в законодательстве. «Когда есть четкое понимание ответственности за свои действия, это может стать предохранителем от агрессии. Также об этом будут знать родители, и они будут больше заинтересованы в том, чтобы воспитывать своих детей», - уверена психолог.

Педагог одной из столичных школ Александр считает, что за буллинг нужно ввести административную ответственность. «Безусловно это нужно, но как сдерживающий фактор. Применение этого механизма необходимо только в случае, если предыдущие методы борьбы с этим явлением не помогли. И нести эту ответственность должны как дети, так и их родители», - уверен учитель.

Юрист Александр Дементьев считает, что законопроект, предложенный парламенту, необходимо доработать, чтобы под определение буллинга не попадали обычные бытовые конфликты в школах. «В законе есть критерий различия буллинга от обычного конфликта. Во-первых, это систематичность травли, во-вторых – количество людей, которые это делают, - пояснил РБК-Украина Александр Спиваковский. -  И это последствия оскорбительных действий. Также этот закон можно применить и против учителя, если такие факты будут доказаны, его можно привлечь к ответственности. Это тоже несложно установить, если были случаи систематической травли ученика учителем».

Олег Грищак, РБК-Украина

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

193