Прошло почти сорок дней, как на Грибовицкой свалке возле Львова случился пожар, а под «лавиной» из мусора погибли трое спасателей и пропал коммунальщик. За все это время в регионе так и не нашлось места под новую свалку. Большинство отходов свозят в Киев, поскольку мусор из Львова отказались принимать почти все местные  свалки, а также  Волынь и Прикарпатье.

Пока чиновники корпят над решением проблемы, мэр Львова уже пообещал: «Если все пойдет четко по плану, и никто не будет мешать, то, примерно, за три года город получит мусороперерабатывающий завод».

Свалку хотели строить у заповедника, рядом с монастырем и водозабором

Одним из ключевых пунктов «плана»  по созданию мусороперерабатывающего завода, который «проталкивала»  львовская мэрия, было «отхватить» у Минобороны 50 га земли на Яворовском полигоне, где часто проводят международные военные учения, а  украинские бойцы проходят подготовку перед отправкой в зону боевых действий.

Но, как оказалось, эта территория расположена в тесном соседстве с Яворовским национальным природным парком, что относиться к международному биосферному резервату «Расточье» под эгидой ЮНЕСКО.

«Место, где хотели бы сделать свалку, называется «волчья впадина». Рядом находится водозабор, который поставляет в сутки по 8-12 кубических метров воды для всего Шевченковского района Львова, где проживает около 150 тыс. человек. Учитывая, что грунты в том месте – это известняки и песок, то через полгода все нечистоты будут в воде, которую пьют львовяне», – рассказывает один из местных жителей Василий Петрович.

Кроемее этого, в четырех километрах от этого места находится Креховский монастырь. «И если вспомнить про «розу ветров», а они у нас, как правило – западные, то монастырю, из-за запаха со свалки, придется менять свое прямое предназначение», – говорит местный житель.

Вдобавок, еще и «военный аргумент»: в той «волчьей впадине» лежат десятки или сотни невзорвавшихся боеприпасов, которые остались после военных учений еще со времен СССР. Поэтому, даже один окурок из кучи мусора, или самопроизвольное возгорание, могут привести к неуправляемым «боевым действиям»

К счастью, депутаты горсовета не поддержали идею свалки возле военного полигона. Чиновники ЛОГА предложили львовской мэрии около десятка участков под мусорный полигон, но их местонахождение держат в секрете из-за угрозы блокировок. так что, судьба новой свалки для Львова пока не определена.

Места под свалку нет, а деньги на новый завод  только «в воздухе»

Строительство нового мусороперерабатывающего комплекса, как сообщают во львовской мэрии, может обойтись примерно в 45 млн. евро. Паралельно, рекультивация Грибовицкой свалки будет стоить почти 30 млн. евро. Занимать деньги на столь дорогостоящую стройку львовские власти собираются в «Европейском инвестиционном банке», на 25 лет.

«Любой инвестор, который привлекает средства, делает это под проценты. Банк же предоставляет деньги под 1% годовых на 25 лет. Ни один инвестор никогда не проведет рекультивацию существующего полигона, поскольку это не приносит прибыль», – отмечает Андрей Садовый.

К получению огромного кредита уже начало готовиться ЛКП ТФ «Львивспецкомунтранс» – известная фирма-перевозчик бытовых отходов. За это решение проголосовали 37 депутатов горсовета из 64.

«Этому предприятию предоставлено разрешение на подписание соответствующих заявок и документов, в том числе – на заключение соглашения о передаче средств займа согласно условиям, определенным Финансовым соглашением», – подтверждает львовская мэрия.

Как нам объяснил депутат львовского горсовета Маркиян Лопачак, возможность полученяи этого кредита не являеться результат прямого сотрудничества Львова с «Европейским инвестиционным банком».

«Этот банк государству Украина выделяет 400 миллионов евро на «точечные» муниципальные проекты. Такое сотрудничество продолжается около двух лет. И Львов, в том числе, может брать участие в «конкурсе» на получение денег для рекультивации и создания мусороперерабатывающего комплекса», – говорит Лопачак.

По его словам, многие города, таким образом, могут подавать заявки для получения кредита на свои проекты. Так, что, вопрос о получении Львовом  денег – только в процессе изучения.

Что будет, если свалку не найти

Если из города вовремя  не вывозить отходы, то это  может привести не только к распространению дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа, но и лептоспироза, холеры, и даже  чумы. Не стоит забывать про крыс и мух, которые, «отъедаясь» возле неубранных мусорных баков, будут размножаться и разносить всякие болезни.

«Срок хранения бытовых отходов в холодный период, при среднесуточной температуре – 5° и ниже, должен быть не более трех суток. В теплую погоду, при среднесуточной температуре выше +5° – не более суток», – информирует Львовский областной лабораторный центр Госсанэпидслужбы Украины:

Многие из  отходов не разлагаются, или разлагаются очень долго. Стеклянные бутылки, например, разлагаются до миллиона лет, консервные банки – 100 лет, кожаные изделия – 50 лет, шерсть и окурки – около 5-ти лет. Человек в день выбрасывает от 0,6 до 1, 2 кг мусора, а за год производит 350-450 кг отходов.

«Владельцы мусорных контейнеров для отходов обязаны их мыть и обеззараживать дезинфицирующими средствами не реже одного раза в 10 дней летом, или раза в месяц в остальное время года. В жилых домах с мусоропроводами также должны быть условия для их еженедельной чистки», – добавляют эпидемиологи.

Кроме этого, доставкой отходов, по словам специалистов, должны заниматься только специально оборудованные транспортные средства – мусоровозы и ассенизационные машины.

К счастью, пока во Львове нет ни крыс, ни опасных болезней, а местные власти даже подали заявку на проведение во Львове конкурса «Евровидение» в следующем году. Вот только, не понятно, что будет с городом, когда количество отходов заполнит все одолженные и временные «приюты».

 

Татьяна Самотый, Сегодня

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом