Результаты прошедших выборов способствуют головокружению от успехов: партии Президента и премьера, похоже, получают в парламенте контрольный пакет на двоих. Однако процентами голосов и предвыборными лозунгами сыт не будешь. Как показывает неумолимая статистика, дела в Украине идут все хуже и хуже. И власти не слишком-то стремятся что-то с этим делать, скатываясь в популизм.

Рекордные потери

Убытки банковской системы по итогам января-сентября этого года оказались рекордными: по опубликованным в минувшую пятницу данным НБУ, все банки страны в совокупности потеряли 10,6 млрд грн. Такого громадного убытка Украина не видела даже во времена последнего кризиса 2008-2009 годов. Но что опаснее всего — половина этого убытка сформировалась в одном только сентябре.

Эксперты давно предупреждали, что украинская банковская система близка к коллапсу, и далеко не в последнюю очередь - благодаря нынешнему руководству Нацбанка, в частности Степану Кубиву и сменившей его в июне Валерии Гонтаревой. Печать Нацбанком десятков миллиардов гривен стала одной из причин инфляции (два других ключевых фактора — устроенная руками НБУ девальвация и резкое повышение Кабмином коммунальных тарифов). Все это вместе с устроенной Нацбанком «резней» на банковском рынке с введением временных администраций в двадцать с лишним банков привело к оттоку трети депозитов. А вместе с падением экономики и вызванным этим ростом просроченных долгов это вылилось в громадные убытки.

Поскольку ситуация в октябре никак не улучшалась, очевидно, что и в этом месяце банки потеряют еще миллиарды гривен. С такими темпами неизвестно, что останется от украинской банковской системы до конца года. И что делает в этой ситуации НБУ? Заявляет, что будет уменьшать объемы выдаваемых стабилизационных кредитов, о чем заявил на днях первый заместитель председателя Нацбанка Александр Писарук.

Странное решение, особенно если учесть, что банки, включая и весьма крупные, как, например, «Дельта банк», испытывают немалые проблемы с выплатой денег своим клиентам. Что интересно, Писарук заявил, что регулятор будет поддерживать только платежеспособные банки. Но если они и так могут выполнять свои обязательства, зачем им помощь? Такие стабилизационные кредиты нужны как раз тем, кто попал в сложную ситуацию. Помогать банкам таким образом куда дешевле и проще, чем выдавать потом миллиарды Фонду гарантирования вкладов для расплаты со вкладчиками этих банков — после того, как те обанкротятся. Похоже, что нынешнее руководство НБУ твердо решило уменьшить количество банков в Украине и делает для этого все возможное.

Капиталы вылетают из страны

Стремительно ухудшается состояние не только финансовой системы, но и всей экономики страны. При «злочиннiй владі», когда финансово-экономическим блоком Камбина управлял тогдашний первый вице-премьер Сергей Арбузов, в январе-сентябре был зафиксирован профицит платежного баланса в $1,5 млрд. То есть по всем видам финансовых операций, включая расчеты за товары и услуги, инвестиции, денежные переводы, приток денег в Украину был больше оттока.

Однако в тот же период прошлого года, когда страной уже управляли победившие силы добра в лице премьера Арсения Яценюка, взявшего на себя кураторство экономическими министерствами, в январе-сентябре 2014 года платежный баланс Украины был сведен с дефицитом в $4,9 млрд. То есть деньги из страны утекают очень быстрыми темпами. Что и неудивительно: если «правительство камикадзе» никаких обещанных реформ не проводит, но в стране происходит глубокая девальвация национальной валюты, растут тарифы и идет гражданская война, деньги будут утекать.

С начала года только объем иностранных инвестиций в Украину сократился на $2 млрд, тогда как год назад страна получила $336 млн. И чем дальше это будет продолжаться, тем быстрее капиталы страну покинут. И тем сильнее будет девальвироваться гривня: ведь спрос на нее остается, а из страны она вымывается, несмотря на миллиарды помощи со стороны МВФ и прочих иностранных спонсоров.

Разумеется, не сбылись надежды Яценюка на то, что девальвация поможет экспортерам. Поставки товаров за рубеж за три квартала этого года только сократились на 9,1%, причем ситуация в сентябре была такой же плохой, как и в августе. И это несмотря на начавшиеся с августа экспортные поставки очень хорошего урожая этого года. Увы, но успехи сельского хозяйства, поднявшегося благодаря работе предыдущего состава правительства, не могут замаскировать провалы в остальных отраслях — в первую очередь в машиностроении и металлургии. Европа так и не смогла стать для Украины альтернативой потери российского рынка.

Гонтарева увидела доллары

Власти продолжают рассказывать, что все на самом деле хорошо, просто граждане почему-то не хотят замечать улучшений. Вот, например, на прошлой неделе глава НБУ Валерия Гонтарева, на очередной встрече с руководителями крупнейших банков Украины, заявила, что ей стали заметны «признаки стабилизации ситуации на рынке наличной иностранной валюты». Похоже, что ей удалось-таки купить в кассе какого-то банка $200, что для большинства украинцев до сих пор – серьезная проблема.

Вероятно, оттого-то и «успокоились панические настроения среди населения»: люди окончательно поняли бесперспективность своих попыток и теперь покупать валюту сразу идут  на черный рынок. Со своей стороны руководители банков заявили о «положительном эффекте в результате проведенных Нацбанком интервенций для подкрепления иностранной валютой касс банков». Понять их радость можно, ведь валютные «аукционы невиданной щедрости» для «приближенных» банков все еще устраиваются. НБУ продолжает продавать по $300-500 млн еженедельно. С такими темпами нынешних резервов ему хватит примерно до января. Впрочем, выборы в парламент завершились, можно уже и не демонстрировать народу искреннюю заботу о нем. Так что стоит ожидать, что Нацбанк перестанет разбрасывать доллары с вертолета: такое себе может позволить американская Федеральная резервная система.

Более того, несмотря на статистику, которая ясно говорит: украинская банковская система находится при смерти, все не так плохо, уверяет Нацбанк. «Даже в таких условиях у нас есть несколько иностранных инвесторов, которые рассматривают возможность и будут приобретать украинские банки», — заявил заместитель Гонтаревой Александр Писарук.

Если под иностранными инвесторами понимаются украинские же олигархи, которые покупают банки привычным образом — через оффшорные прокладки, то вполне может быть, что иностранные сделки и будут. Европейским же банкам, например, не до того: более жесткое регулирование ЕС, вступившее в силу в последние годы, вынуждало их распродавать по дешевке украинские банки еще до всякого Майдана. И совершенно непонятно, с чего бы это им стал интересен украинский рынок сейчас: ни в Украине, ни в Европе, где вот-вот будет зафиксирована третья за шесть лет рецессия, ничто не способствует оптимизму среди инвесторов.

Даже и российским банкам, которые еще недавно быстро наращивали свою долю рынка в Украине, сейчас не до того — из-за санкций у них нет денег даже на развитие в самой России. Что уж говорить об Украине: уже скоро год, как она находится в состоянии «холодной войны» с Россией, так что российский бизнес здесь не ждут. А кому бы еще были интересны украинские банки, даже представить сложно. Возможно, инвесторам из Африки?

Вклады за счет банкротств

Не унывают и новые руководители Фонда гарантирования вкладов. Правда, рисуя благостную картину, в показателях они расходятся. Например, заместитель директора-распорядителя ФГВ Андрей Оленчик заявил на прошлой неделе, что Фонд намерен подать иски к собственникам и руководителям лишившихся лицензий банков на 45,7 млрд грн, а его непосредственный начальник Константин Ворушилин сходу признает, что получить по этим искам можно в лучшем случае 10-15 млрд грн.

И это самая оптимистичная оценка. По большому счету, из 26 банков, признанных неплатежеспособными в 2014 году, всерьез можно рассчитывать на какие-то активы «Брокбизнесбанка» и банка «Форум». Все остальные банки – мелкие, никаких денег и активов на продажу там просто нет, что признает и Ворушилин. Распродавать придется оргтехнику, автомобили, мебель и прочую канцелярию. На этих кнопках много не заработаешь. А значит, придется Фонду гарантирования вкладов и дальше просить деньги для выплаты вкладчикам в НБУ и у правительства.

Подачка на обогрев

Прямо перед выборами власти решили показать свою отзывчивость и внимание к нуждам граждан. В стране дефицит газа, поэтому топить будут плохо? Граждане, покупайте электрообогреватели, мы дадим вам льготы, как бы обещает премьер Яценюк.

Льготы — это увеличение ежемесячного лимита потребления электроэнергии населением, которое использует электроотопительные установки, с 3600 кВт/ч до 5000 кВт/ч. Кроме того, для таких граждан будет использоваться и специальный тариф — 23,7 коп. за 1 кВт/ч (с НДС). Все это «счастье» будет действовать с 1 октября этого года по 30 апреля следующего года. Как объясняют этот шаг чиновники, такая благость вводится  «в связи со сложной экономической ситуацией в стране насущным является вопрос экономии природного газа и осуществление мероприятий по его замещению… Принятие этого решения будет способствовать поощрению бытовых потребителей к установлению электроотопительных установок вместо тех, что работают с использованием природного газа».

Спасибо и на этом, дорогое правительство. Несложно подсчитать, во сколько обойдется бытовому потребителю такой способ обогрева: 1185 грн ежемесячно, в пределах установленного лимита. Если же зима выдастся холодной, то, соответственно, расход электроэнергии вырастет, а с ним и размер оплаты. Вряд ли многие люди смогут себе такое позволить, учитывая значительный рост расходов на остальные коммунальные услуги. И это не считая еще нескольких тысяч гривен на покупку и установку котлов. И даже деньги решают не всё: во многих «сталинках» и «хрущевках» со старой электропроводкой все это оборудование просто не сможет работать: будут вылетать предохранители, а если таких потребителей будет достаточно много — и целые подстанции, не рассчитанные на такую нагрузку.

Непонятно, кстати, откуда эта электроэнергия возьмется. Вообще-то производство ее сокращается, по итогам января-сентября — на 4,7%. Более того, с каждым месяцем ее все меньше и меньше — в сентябре производство упало уже на 13,7%. И это при том, что выработка электроэнергии атомными электростанциями за год увеличилось на 17,3%, о чем не преминул с гордостью сообщить Арсений Яценюк на последнем заседании правительства. Премьер, кстати, отметил, что «мы включили все, что можно включить» — ведь из-за войны на Донбассе остановилась львиная доля всех украинских шахт, а те, что еще работают, не могут отгрузить свой узел: из-за войны разрушены железнодорожные пути, и все сообщение между востоком и остальной частью Украины работает еле-еле. Так что подарки от Кабмина, похоже, останутся бумажными. Зато можно продолжать радоваться победе на выборах друг над другом.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом