
Проблема сиротства в Украине – не нова. В последние годы, как утверждает статистика, детей-сирот стало намного меньше. Но все же обеспечить каждого малыша семьей так и не удалось – в национальной базе усыновления тысячи имен. Более того, многие из них обездолены дважды: у них нет не только семьи, но и здоровья.
Как стало известно ForUm’у, 90% меленьких украинцев, ждущих новых родителей, тяжело больны, имеют инвалидность. Многих потенциальных родителей это пугает. Но! Именно этих детей усыновляют за рубеж – граждане США, Италии, Испании, Франции и Израиля. По данным статистики, в 2011 году иностранцы усыновили 914 наших сирот.
Страхи усыновителей
Как рассказывает начальник отдела по работе с документами иностранных граждан департамента по усыновлению и защите прав ребенка Минсоцполитики Виктория Яловская, в Украине в вопросе усыновления сложилась определенная тенденция.
Украинские пары усыновляют деток, как правило, здоровых. А вот иностранцы готовы взять «тяжелого» ребенка и поставить на ноги. Почему так? Заместитель директора Департамента консульской службы МИД Украины Кирилл Калита говорит, что причина банальна: за границей почти у всех таких детишек намного больше шансов на выздоровление. По его словам, уровень финансового обеспечения и медицинской помощи в этих странах выше, чем в Украине.
«Пока мы не можем этого сделать (оказать необходимую медпомощь. – Авт.), мы будем их отдавать (за границу. – Авт.)», – сетует Калита.
У чиновника и своя версия того, почему именно американцы больше всего хотят усыновлять маленьких украинцев. Калита говорит, что причина кроется в огромном количестве граждан США – население Штатов намного больше, чем стран Европы.
Упрямая статистика
По статистике, только за прошлый 2011 год иностранцы, преимущественно в возрасте до сорока лет, усыновили 970 наших детей: из них 519 малышей уехали в США, в Италию – 294, в Испанию – 40, во Францию – 37, в Израиль – 23.
Но есть и случаи возвращения детей на родину. Их немного: два-три в год. Один из последних таких произошел с 17-летней девочкой из Борисполя. В МИД говорят, что причиной послужил языковой барьер. «Девочка не знала иностранного языка. И ей было трудно приспособиться к условиям жизни в новой семье. Одолевал некий страх. Поэтому девочка вернулась в родную страну», – пояснил Калита и добавил, что часто именно из-за этого неохотно берут детей старше пяти-шести лет.
Однако, как рассказывает начальник отдела организации усыновления детей гражданами Украины Департамента по усыновлению и защите прав ребенка Минсоцполитики Ольга Олифер, иностранные граждане охотно берут в свои семьи по несколько украинских детей. «Хотя и украинцы в последнее время стараются брать братиков и сестричек. Например, недавно усыновили сразу нескольких детей в Черкассах», – отмечает она.
Кроме того, украинцы предпочитают усыновлять маленьких детей – до пяти лет. Таких усыновлений 90%, отмечает Олифер. «Так, за прошлый год было усыновлено детей до 3-х лет – 1535, в возрасте 3-5 лет – 393, а старше 5-ти – 186», – говорит она. Кроме того, по ее словам, украинские пары чаще всего хотят усыновить девочек. «Но, несмотря на это, 52% усыновленных – мальчики. Потому что приходят и видят, что мальчиков на учете больше», – рассказывает чиновница.
«У нас усыновляют детей семейные пары, это приблизительно 80%, и 20% – одинокие граждане, в основном женщины», – говорит она.
Всего за 2011 год украинцы взяли в свои семьи 2114 детей. Олифер напомнила, что в 2009 году эта цифра составляла 2374, а в 2010-м – 2247. Чиновница признает, что в последние годы украинцы стали меньше брать детей на усыновление по причине кризиса. «Все мы люди», – сетует она. Однако Олифер отмечает позитивную тенденцию уже в текущем году.
По словам чиновницы, сейчас в Украине ждут усыновления 27 тысяч детей-сирот. Тем не менее, она уверена, что вскоре эта цифра изменится в сторону уменьшения. Согласно оперативным данным чиновницы, за январь текущего года усыновлено 189 детей, из них 129 – украинскими гражданами, и только 60 – иностранцами. Представитель департамента Минсоцполитики убеждена, что это хороший сигнал: вскоре граждане Украины будут чаще, чем иностранцы, усыновлять украинских детей.
Дети и право на здоровье
Калита рассказывает, что в его практике случались счастливые истории украинских детей, которых взяли на усыновление иностранцы. Так, чиновник вспоминает, что был один ребенок, которому врачи «давали» в лучшем случае несколько месяцев жизни.
«Через пять-шесть лет я смотрю на фотографию этого ребенка, а он – здоров! И ездит на лошади!» – рассказывает он.
И таких удачливых вариантов развития событий Калита может рассказать немало. Так, чиновник подчеркивает, что иностранцы готовы брать на усыновление украинских детей с наличием у них пяти-шести заболеваний. «И могут там их вылечить довольно быстро», – поясняет он.
Опасность заморского счастья
Казалось бы, заграница – рай для малышей! И лечат, и любят, и на ноги ставят… Тем не менее, дискуссии о безопасности усыновления за рубеж не прекращаются. И на то есть множество причин. Усыновитель – человек, а все люди – разные. Совсем недавно разразилось сразу несколько скандалов с американскими усыновителями российских детей, после которых МИД Российской Федерации заявил, что нужно приостановить усыновление гражданами Америки маленьких россиян и ужесточить требования для усыновления детей иностранцами.
И такое решение российских властей вполне оправдано, ведь американские власти зачастую встают на сторону своих граждан, а не малышей-иностранцев. Яркий пример – история о том, как в Штатах приемная мать издевалась над удочеренной российской девочкой Дашей. Трехлетнего ребенка привезли в больницу с глубокими ожогами, сильными ушибами и ссадинами. Следствие установило, что Тереза регулярно била и истязала малышку. Факты насилия подтверждены судом. Однако американка свою вину не признала и не раскаялась, суд приговорил ее к двадцати трем месяцам тюрьмы. А судьба ребенка снова в руках органов опеки…
Украине тоже стоит задуматься о безопасности «заморского счастья». В то же время Калита заверяет, что МИД Украины постоянно контролирует условия, в которых живут усыновленные иностранцами украинские дети.
Чиновник признает, что еще пять лет назад действительно были случаи ненадлежащего обеспечения условий жизни маленьких украинцев за рубежом, что требовало вмешательства со стороны правоохранительных органов. «Сейчас таких случаев нет», – убеждает он и поясняет: граждане иностранных государств приезжают в консульства и посольства, чтобы отчитаться о ситуации с условиями пребывания в их семьях усыновленных детей из Украины.
Отбор родителей
В свою очередь Яловская отмечает, что в Украине иностранцам запрещено усыновлять детей младше пяти лет. Исключение – если ребенок нуждается в срочном лечении.
Более того, нельзя выступать усыновителями и одиноким гражданам других государств. «Это было одной из главных причин, почему Элтону Джону не разрешили усыновить мальчика из Макеевки», – говорит чиновница.
Вопрос отсутствия у желающих стать кандидатами на усыновление украинских детей судимостей и каких-либо нарушений правопорядка тщательно проверяется, отмечает Яловская. Потенциальных кандидатов проверяют и на наличие необходимого постоянного дохода семьи, и на наличие жилья. Как правило, решение на усыновление принимается в течение полутора лет.
А, например, в Италии сначала делается специальный отчет, предоставляемый потом суду, который затем выносит решение, могут эти граждане быть кандидатами на усыновление или нет. После этого они обращаются в Ассоциацию, а далее – в центральный государственный орган Италии. Он, в свою очередь, выдает подтверждающее письмо о том, что эти граждане могут быть кандидатами на усыновление детей из Украины.
«В Италии этот процесс может длиться больше полутора лет. В США – в среднем около года», – рассказывает чиновница. После этого иностранцы могут приехать в Украину. Им дается право лишь на три приема, за которые они должны будут определиться с выбором ребенка. Потом начинается процедура оформления документа на усыновление, которая может занять полтора месяца и больше.
Сероеусыновление
В то же время, как рассказывает Калита, у иностранцев все же возникают проблемы с усыновлением украинских детей – это посредники. Они работают неофициально и не платят никаких налогов. По словам представителя МИД, самая маленькая сумма, уплаченная в процессе усыновления украинского ребенка иностранцами через посредников, составила $22 тыс.
«Это была украинская семья, которая уехала из Украины в 1991 году», – рассказывает он. В среднем усыновление через посредников стоит $40 тысяч, отмечает чиновник.
Конечно, семья для ребенка – это самое главное. Ни в одном детском доме, даже самом лучшем, ему не будет так хорошо, как с папой и мамой. И неважно, на каком языке они будут говорить, любящее сердце не нуждается в переводчике. Но государство все же обязано тщательно выяснять мотивы усыновления украинских малышей и внимательно отслеживать их судьбу на чужбине, активно вмешиваясь даже при намеке на ненадлежащее отношение усыновителей к ребенку. Только такая схема может гарантировать счастливый исход всех историй усыновления.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом