В городе проходят общественные слушания по переименованию улиц и районов в соответствии с законами о декоммунизации
Результаты этого обсуждения должны учесть депутаты городского совета, которым предстоит принять окончательное решение осенью нынешнего года. Специальная комиссия горсовета, сформированная из представителей общественности, предложила горожанам более 300 новых названий, почти в два раза «перевыполнив план». Под переименование попали не только улицы и площади, имевшие коммунистические названия, но и носящие имена советских полярных исследователей, летчиков и героев войны, писателей и ученых. Многие горожане встретили новые названия в штыки — их настроения далеко не однозначны. Больше всего жителей города огорчила даже не смена привычных названий улиц, а предстоящее переименование самого Днепропетровска — космической столицы Украины. Они считают, что это название стало «брендом», известным во всем мире. Так, социологический опрос, проведенный общественной организацией «Институт человека и города», принес довольно неожиданный результат. Он показал, что 66% днепропетровцев категорически против переименования родного города, а 84% уверены в том, что именно горожане должны решать подобные вопросы путем местного референдума. Руководство Днепропетровска утверждает, что в последнее время жители города буквально засыпали городской совет коллективными письмами и жалобами, а также петициями протеста.
РАЗОРВАТЬ МЕНТАЛЬНУЮ СВЯЗЬ С ТОТАЛИТАРНЫМ И ПОСТСОВЕТСКИМ ПРОШЛЫМ
По мнению одного из разработчиков концепции топонимической реформы, декана исторического факультета Днепропетровского национального университета Сергея Свитленко, переименование должно разорвать ментальную связь с тоталитарным и постсоветским прошлым и возродить целый ряд названий, связанных с правдивой историей края. Историк считает, что следует отбросить имперский миф об основании города российской царицей Екатериной Второй и признать казацкое происхождение Днепропетровска. Подход к изменению топонимики предлагается следующий: новые названия улиц в районе набережной Днепра будут связаны с древнерусским периодом истории Украины, прилегающие к центру города — с украинским казачеством, а центральные улицы — с деятелями украинского возрождения конца XVIII — начала ХХ веков.
Как отмечает глава комиссии по переименованию, «заселение» улиц Днепропетровска украинскими деятелями начнется с крупнейших магистралей: главный проспект, до сих пор носивший имя Карла Маркса, предлагают переименовать в честь украинского историка Дмитрия Яворницкого. Другой крупный проспект — Кирова, должен получить имя Александра Поля, местного предпринимателя и первооткрывателя железных руд, который положил начало промышленной революции на юге страны. «Цель реформы — разработать и воплотить в жизнь новую топонимическую модель города, как областного центра суверенной и независимой Украины», — говорит профессор Свитленко.
При этом члены комиссии предлагают горожанам «европейские» названия улиц — Лондонская, Парижская, Краковская или Берлинская, и не возражают против возвращения дореволюционных названий, но лишь в том случае, если они не противоречат основной концепции. Даже радикально настроенные «переименователи» согласились с тем, что необходимо оставить на карте города имена великих российских писателей Пушкина и Толстого, Чехова и Достоевского, Чернышевского и Герцена, которые «не писали ничего плохого про Украину». Зато они потребовали переименовать одну из центральных улиц города — Ленина или Московскую — на улицу Степана Бандеры. Впрочем, в этом вопросе среди членов комиссии не было единого мнения. Краевед Александр Харлан полагает, что проводя «топонимическую революцию», приоритет все же нужно отдать деятелям, которые жили и работали в Днепропетровске. «Я не против Бандеры. Но есть, например, Василь Кук, который был руководителем националистического подполья в Днепропетровске почти два года. Почему бы его не вспомнить? Если мы перегрузим наш город деятелями общеукраинского масштаба, это будет неуместно», — считает краевед.
Агрессивная позиция некоторых радикалов-общественников вызвала возражения даже среди горячих сторонников Евромайдана. Излишняя напористость «переименователей» уже привела к тому, что жители улицы Вакуленчука отвергли попытку переименовать ее в улицу Шухевича и предложили назвать в честь Леонида Стромцова — легендарного директора Днепровского машиностроительного завода. Восстали против переименования и жители недавно переименованного проспекта Калинина — они не захотели жить на проспекте Сергея Нигояна и ... опротестовали решение горсовета в суде. Теперь комиссия по переименованию предложила им новое название — Чечеловский проспект. Обсуждение в СМИ и Интернете показали, что многие жители Днепропетровска предпочитают нейтральные и даже поэтические названия, против которых никто не будет возражать — например, Солнечная Набережная, Звездный Бульвар, Цветочная или Сиреневая улица. Иногда люди идут на тактическую хитрость и, дабы сохранить привычное название, предлагают переименовать проспект им. Газеты «Правда» просто в проспект Правды — а что тут плохого?
ТЕМА №1 ВО ВРЕМЯ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ
Подобный подход пытаются применить и при переименовании самого Днепропетровска. Так, известный краевед и директор Музея местного самоуправления Максим Кавун предложил «переосмыслить» название города и назвать его уже не в честь большевика Григория Петровского, а в честь Святого апостола Петра или днепровских порогов, у начала которых стоит Днепропетровск. «Идея состоит в том, что остается форма старая — название Днепропетровск, но заменяется семантический смысл. Мы его связываем со святым Петром или еще вариант — «петрос» (это в переводе с греческого «камень»), то есть, у нас находится начало порогов, гранитная Соборная гора, на которой собственно и основан город», — поясняет историк. Идея тут же пошла в массы — ее поддержали тысячи горожан, желающих сохранения привычного названия города. Политические дивиденды быстро оценили и потенциальные кандидаты на пост городского головы Днепропетровска. Местный лидер «Оппозиционного блока», депутат Верховной Рады Александр Вилкул заявил о начале гражданской акции «Сохраним имя родному городу». Теперь по подъездам миллионного мегаполиса хотят многочисленные волонтеры, которые собирают подписи за проведение местного референдума. Сам А. Вилкул грозится дойти до Европейского суда по правам человека, но добиться отмены законов о декоммунизации. Кроме того, он внес в парламент законопроект о местных референдумах, рассчитывая на поддержку дипломатов и общественности стран Евросоюза. Его единомышленники из числа депутатов Днепропетровского облсовета обратились к руководству Украины с заявлением об ускорении принятия такого закона, необходимого в условиях децентрализации.
Активность Вилкула явно встревожила конкурентов. Один из горячих сторонников принятия законов о декоммунизации, народный депутат Борис Филатов также заявил, что уважает выбор своих земляков. Совершенно очевидно, что переименование города станет темой номер №1 во время местных выборов.
Чтобы узнать мнение самих горожан, исполняющая обязанности городского головы Галина Булавка распорядилась провести интернет-опрос на официальном сайте Днепропетровского горсовета. Горожанам предложили все возможные названия, которые были «на слуху» — Днепрослав, Днипро, Сичеслав, Днепропетровск, Днепровск, Днепрополь, Кодак, Новый Кодак и даже Святослав. Безусловным лидером пока является Днепропетровск — 46%. За ним идут Сичеслав — 28% и Днипро — 22%. Остальные названия набирают не более 1% голосов. Этот опрос должен продлиться до конца августа, хотя администраторы сайта уже зафиксировали попытки искусственного «накручивания» голосов. К тому же нужно учитывать, что участие в интернет-голосовании принимают, как правило, люди молодого и среднего возраста, а на выборы сплоченными рядами пойдут пенсионеры.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
Власти Днепропетровска уже попытались подсчитать, во что обойдется переименование миллионного города. Не считая смены документов и печатей, предстоит заменить огромное количество табличек на домах. При минимальной стоимости таблички в 150 грн, стоимость замены получается около 300 миллионов гривен. С учетом того, что рыночная стоимость этой услуги в два раза выше — можно говорить о 600 миллионах. Сменить таблички на домах городская власть обещает с помощью бизнес-структур. «Коммерческие структуры заинтересованы в смене табличек за свой счет, но при условии, что на них будет QR-код, — рассказал на пресс-конференции управделами горсовета Вадим Шебанов. — При этом горожане смогут зайти на сайт и прочитать историю здания, а заодно просмотреть контекстную рекламу. Бизнесу это выгодно, а город сэкономит на табличках». Чиновники заверяют, что никаких серьезных затрат сами горожане не понесут. Тем, кто захочет поставить штамп в паспорте с новым адресом, придется заплатить... всего 89 копеек. По словам представителя ГлавАПУ Светланы Гладкой, решения о смене названия улицы, проспекта или площади отсылаются в Минюст, который вносит изменения во все электронные реестры. «Все документы у нотариусов, справки о покупке недвижимости будут выдаваться с новыми названиями. Самые большие сложности коснутся юридических лиц. Им нужно будет внести изменения в свои документы за определенный период», — признают должностные лица в горсовете.
Само собой, люди не верят заверениям чиновников о «бесплатности» реформы. Они уверены, что переименование города и улиц будет проводиться за их счет. И это многократно усиливает сопротивление новациям. Понятно, что городским чиновникам накануне местных выборов не выгодно вызывать бурю на свою голову. «По опросам видно, что многие горожане против переименования Днепропетровска. Чтобы не будоражить общественность, депутаты горсовета могут принять решение о проведении местного референдума одновременно с местными выборами. Результаты голосования будут переданы в Верховную Раду, и уже там будет приниматься окончательное решение», — поясняют в горсовете.
Тем не менее, многие жители Днепропетровска признают, что проблема переименования имеет смысл. Ведь пять районов города из восьми до сих пор носят архаические советские названия — Ленинский, Красногвардейский, Кировский, Бабушкинский и Жовтневый. А целый ряд улиц, названных в честь 22-го партсъезда, 40-летия Октября или того хуже — имени МОПРа, вызывают удивление у приезжих. «Если за последние двадцать лет в Одессе вернули все «дореволюционные» названия, а в Киеве и Львове половину их, то у нас сложился своеобразный мораторий, — отмечает историк и краевед Максим Кавун. — В Днепропетровске после провозглашения независимости Украины поменяли имена только нескольким крупным объектам. В 1992 г. парк Чкалова переименовали в парк Глобы, а в 2003 г. улицу Кирова назвали в честь Олеся Гончара. Улица Большевистская с 2004-го носит имя директора ЮМЗ Александра Макарова. Наша рабочая группа каждый год предлагала вернуть хотя бы нескольким знаковым объектам их исторические названия. Например, Октябрьская площадь — Соборная, Демьяна Бедного — Успенская и так далее. Однако поддержки в депутатском корпусе мы не находили. Местные депутаты и чиновники считали, что это дело затратное и далеко не первоочередное».
Теперь работа по переименованию идет не только в Днепропетровске, но и во всех населенных пунктах, где проживает более трех миллионов жителей. Сменить названия предстоит городам Днепродзержинску, Щорску и Орджоникидзе, а также самой Днепропетровской области.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом