Похоже, что у президента Украины Петра Порошенко, спикера ВР Владимира Гройсмана и премьер-министра Арсения Яценюка вот-вот должен появиться повод для дополнительной головной боли. Поскольку вечером 21 марта стало известно, что в центре Киева может возникнуть еще одна горячая точка

Рвануть, судя по всему, должно в доме номер 6 по улице Лысенко, где находится управление Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД).

Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается после знакомства с текстом заявления и.о. генерального директора Укрзализницi (УЗ) Максима Бланка, которое он озвучил на своей странице в Facebook, написав следующее:

“В ближайшее время государство вернет контроль над взбунтовавшейся ЮЗЖД, даже если придется применять силовой вариант. Никто не станет терпеть в столице проявлений сепаратизма – дорога не подчиняется ни приказам Госадминистрации железнодорожного транспорта, ни указаниям министерства, ни решениям Кабмина»…

Заявление, несмотря на воскресный вечер, тут же процитировали многочисленные СМИ, включая и интернет-ресурсы  террористических организаций ЛНР, ДНР а также «Новороссии». Для которых эта новость стала более чем радостной.

Ибо по большому счету, руководитель одной из важнейших отраслей украинской экономики просто так подобные заявления делать не может.

Поэтому давайте пока отнесемся к словам Максима Бланка всерьез, и еще раз внимательно прочитаем написанное.

Ключевых месседжей здесь несколько:

Первый: «Взбунтовавшаяся ЮЗЖД» в связке со словом «сепаратизм». Т.е. какие-то мятежные паровозы с флагами типа ДНР и ЛНР… Уже страшно… Но верится в это слабо.

Второй: «Государство вернет контроль» в связке со словами «применять силовой вариант». Т.е. танки, пушки, самолеты, спецназ и ГРАДы под оперным театром… Еще страшнее…Но в это верится еще меньше.

Третий: «Дорога не подчиняется ни приказам Госадминистрации железнодорожного транспорта, ни указаниям министерства, ни решениям Кабмина»… А вот здесь, прежде чем давать отмашку на зачистку мятежников, и верховному главнокомандующему, и силовым министрам вместе с главой СБУ есть смысл разобраться подробнее.

Тем  более, что на утро понедельника на официальных сайтах АП, ВР, КМ, МВД, МО или СБУ никакой информации, подтверждающей слова господина Бланка о силовом варианте решения внутриведомственного конфликта не появилось.

И первый промежуточный вывод таков: Максим Бланк вслед  за Людовиком XIV и королевой Елизаветой решил, что государство – это он.

Но вернемся к фактам.

Итак, заявлению о применении силы против «взбунтовавшейся ЮЗЖД» предшествовал пакет приказов по УЗ, подписанный вечером 19 марта, которыми Максим Бланк за своей подписью, без предупреждения уволил все руководство самой крупной украинской железной дороги.

Во главе с и.о. руководителя ЮЗЖД, чьи полномочия были накануне подтверждены судом, отменившим постановление Кабмина о назначении на этот пост одного из чиновников УЗ, назначенного все тем же г-ном Бланком.

При этом г-н Бланк не удосужился назначить ни одного специалиста на место уволенных руководителей.

Основанием же для увольнения стал пятый пункт 41 статьи КЗОТ. Что, по мнению юристов, на самом деле никаким основанием не является, и имеет для уволенных весьма позитивные судебные перспективы. В том числе и потому, что в этом самом пятом пункте не предусмотрены административные меры по отношению к организациям типа УЗ-ЮЗЖД.

Но поскольку массовая кадровая зачистка вносила хаос и неразбериху в работу 50-тысячного трудового коллектива, и автоматически ставила под угрозу бесперебойность и безопасность железнодорожных перевозок (в том числе и военных) в девяти областях Украины, включая Киев, то ЮЗЖД отказалась исполнять приказы г-на Бланка, назвав их преступными.

Не говоря уже о том, что зачищая руководство УЗ, г-н Бланк не учел еще и того, что согласно ст. 5 Закона Украины «Про державну таємницю» работа, связанная обеспечением государственной тайны, возлагается на конкретных руководителей, которые перед получением допусков к работе, проходят обязательные соответствующие проверки. Т.е. увольняя руководство ЮЗЖД, Бланк не просто выгонял с работы без предварительных претензий и предупреждений топ-менеджеров, но и создавал дополнительную коллизию. С чем руководство ЮЗЖД, которое напрямую отвечает за безопасность вверенных участков, согласиться ну никак не могло. В том числе и потому, что кадровый хаос играет на руку российскому агрессору, поскольку в свою очередь может породить хаос и на транспорте.

При этом нужно обратить внимание на то, что на 19 марта ни отдельно взятое профильное министерство Инфраструктуры, ни Кабинет министров в целом никаких приказов и распоряжений по этому вопросу не выносили.

20 марта порядка полутора тысяч железнодорожников вышли на митинг под зданием Администрации президента, требуя привести в чувство руководство УЗ. Уволенных менеджеров во главе с председателем Украинского профсоюза железнодорожников принял заместитель главы АП Дмитрий Шимкив, который заверил, что АП предпримет все, для того, чтобы разобраться в ситуации, для чего затребует объяснительные документы, как в Кабмине, так и в министерстве. При этом участники митинга заверили г-на Шимкива, что коллектив ЮЗЖД сделает все, что дорога продолжала работать в штатном режиме.

По странному стечению обстоятельств в то же время, когда зам главы АП общался с сотрудниками ЮЗЖД, на пресс-конференцию вышел заместитель министра инфраструктуры Владимир Омельян, который заявил, что поводов для волнений нет, что больше никого увольнять не будут, а на место первого заместителя начальника дороги, т.е. по факту и.о начальника уже якобы назначен начальник службы перевозок ЮЗЖД Виталий Таргонский. И даже показал издали какую-то бумагу, назвав ее приказом. Однако буквально через пару часов на сайте ЮЗЖД был вывешен скан заявления Таргонского, написанного им от руки, в котором тот категорически опроверг слова заместителя министра о своем якобы назначении, заверив вышестоящее руководство в том, что никто его о подобных инициативах не уведомлял.

Для чего крупному министерскому чиновнику потребовалось врать в прямом эфире, пока неясно. Скорее всего, это лишь одно из звеньев, которыми министерство инфраструктуры лихорадочно пытается соединить лопнувшую цепочку схемы, связанной с конкурсом по назначению генерального директора УЗ.

Когда, напомним, провалилась затея вывести в финал конкурса представителей Рината Ахметова и Виктора Пинчука, при любом из которых г-н Бланк сохранял за собой место первого заместителя.

Что в свою очередь давало возможность не только для консервации старых распильных схем, но и подготовки передачи УЗ в частные руки. О чем сам Бланк заявил, выступая перед сотрудниками ЮЗЖД, когда рассказывал о том, что поскольку государство не в состоянии поддерживать УЗ, то, значит, нужно запускать на дорогу частный капитал.

Здесь требуется небольшое отступление, потому что абстрактное «частный капитал»  на самом деле имеет более чес конкретные имена.

В первую очередь это касается бизнесмена Рината Ахметова и народного депутата Игоря Еремеева.

Одной из показательных историй, связанных с Ахметовым, это недавний перевод 170 миллионов грн. Керченскому стрелочному заводу, принадлежащему Ринату Ахметову. Хотя  аналогичную продукцию производят и заводы на материковой части Украины.  Необходимость размещения заказа на временно оккупированной территории не объяснялась.  Хотя по факту речь шла о финансировании российской экономики. Поскольку Керченский стрелочный завод оккупационная администрация Крыма  сперва 27 февраля как бы национализировала, но уже 2 марта «передумала» и оставила завод в собственности Ахметова.  При этом глава оккупационного «правительства» Аксенов, заявил, что предприятие уже перерегистрировано в Краснодарском крае, как субъект предпринимательства РФ.

Что касается депутата Еремеева, то здесь просматривается четкая система. Поскольку, начиная с прошлого года, именно фирма Еремеева «Вог Аэро Джет» исправно выигрывает миллиардные тендеры на поставку УЗ топлива. Причем, по ценам намного выше рыночных.

При этом нельзя не уточнить, что именно с поста генерального директора группы «Континиум», принадлежащей Игорю Еремееву, попал в министерское кресло нынешний глава Министерства инфраструктуры Андрей Пивоварский.

И за время пребывания Бланка в руководстве УЗ, таких историй, в которых фигурируют не только Ахметов или Еремеев, но и, скажем, один из главных спонсоров Арсения Яценюка на выборах – донецкий бизнесмен Леонид Юрушев, из чьих бизнес-структур и попал в руководство УЗ Максим Бланк, можно насчитать не один десяток.

Но самое пикантное в этой истории не это. И даже не то, что во время обысков, которые СБУ проводила у руководителей УЗ в сентябре прошлого года, у Бланка дома обнаружилось около 8 миллионов гривен и порядка миллиона долларов наличными. Тем более, что сам Бланк объяснил наличие сумок с наличными тем, что у него есть некая справка из банка о том, что это его деньги. Хотя для «инвестиционного банкира», к которым относит себя Бланк, такое недоверие к банковской системе более чем странное.

Самое пикантное в этой истории – это то, что официально Максима Бланка на пост и.о. УЗ никто не назначал. Поскольку на сайте Кабинета министров Украины соответствующего распоряжения нет. Хотя генерального директора назначает именно Кабмин. А вместо этого имеется приказ № 8-ОС по УЗ, которым на пост и.о. генерального директора Бланк назначил себя сам. Сославшись вместо распоряжения Кабмина на некие ведомственные документы.

Т.е. получается, что в воюющей стране всеми железными дорогами руководит человек, который не прошел процедуру назначения Кабмина. Имея при этом право и принятия спорных кадровых решений, и распоряжения миллиардными суммами, и возможностью делать заявления от имени государства.

Знает ли об этом премьер-министр Яценюк, доподлинно неизвестно. Если не знает, то это означает, что  главу правительства умышленно вводят в заблуждение какие-то враги из его же окружения. Если знает, то тогда премьер является соучастником противозаконных действий, связанных с работой УЗ. В том числе и в связи со скандалом вокруг временного отстранения от занимаемой должности начальника ЮЗЖД Алексея Кривопишина, из-за чего, собственно, и разгорелся весь нынешний сыр-бор с последующим использованием всех видов тяжелого неконвенционального компроматометания.

Хотя, доля истины насчет силового решения проблемы с «мятежной железной дорогой» в словах Бланка все же имеется. Правда, применять силу, а  точнее, использовать свои гражданские права будет не чиновник со спорной легитимностью, а профсоюзы. Причем, в абсолютно цивилизованном, европейском формате. Поскольку Свободный профсоюз машинистов Украины объявил о готовности провести 4-5 апреля забастовку в виде остановки на один час всего железнодорожного транспорта за исключением военных, санитарных, пожарных и прочих спецпоездов.

Что, кстати, станет для Украины прецедентом. Поскольку до сегодняшнего дня железная дорога в Украине еще не бастовала. А, значит, ни чиновник Бланк, ни министр Пивоварский, ни премьер-министр Яценюк еще не знают, что такое организованный транспортный коллапс. И у них еще есть время поинтересоваться у европейских коллег, имеющих в этом вопросе очень большой опыт.

Пусть они расскажут, что в Европах забастовки пилотов, машинистов или авиадиспетчеров никогда не заканчивались поражением бастующих. А  поскольку Украина движется в ЕС, то чиновникам первого эшелона нужно перестать размахивать дубиной made in USSR, и начинать думать.

 

Татьяна Катойченко, ПІК

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1175