Нынешние власти изо всех сил стараются показать, что дела в стране идут, в общем-то, неплохо. И доллары готовы продавать всеми способами, и от России отгораживаться, и олигархов доить. Но получается все что-то не то. И даже вроде бы простейшие пиар-акции заканчиваются катастрофическими провалами — вроде неудачной попытки Валерии Гонтаревой купить доллары. Печальную правду, увы, скрыть не удается:  дела в стране обстоят плохо, и во многом — из-за действий самих чиновников.
 
Валюты нет даже для Гонтаревой

На прошлой неделе Нацбанк максимально доступным способом и по всем доступным каналам рассказал гражданам о ситуации с валютой в стране. В понедельник, 6 октября, во время проходившего в пресс-центре Нацбанка круглого стола один из журналистов задал вопрос: есть ли доллары в свободной продаже в кассах банков и обменных пунктах? В качестве ответа председатель Нацбанка Валерия Гонтарева предложила журналистам вместе с ней пойти и попробовать купить валюту в ближайшем отделении банка.
 
Таковым оказалось отделение Сбербанка России, расположенное в том же здании, что и пресс-центр НБУ. Однако кассир банка заявила, что валюты в кассе нет. Произошло это в присутствии множества журналистов и видеокамер, зафиксировавших абсолютную беспомощность нынешнего руководства НБУ с его заявлениями о «стабилизации курса»,  «борьбе с валютными спекулянтами», «санкциями против недобросовестных банков».
 
Понятно, что «поход за валютой» был затеян ради пиара главы Нацбанка. Если бы спектакль удался, то, скорее всего, большая часть населения Украины поверила бы в эффективность работы НБУ и несколько успокоилась. Теперь же даже оптимисты понимают: сегодня валюта является громадным дефицитом, ее нет даже для главы Нацбанка, поэтому всем остальным  простым смертным уж тем более необходимо ею запасаться. Соответственно, спрос на нее на черном рынке еще больше возрастет.
 
Эта история имела продолжение в пятницу, 10 октября, когда первый зампред НБУ Александр Писарук сообщил, что представители Нацбанка вместе с милицией начали проводить рейды по банкам в поисках тех, кто валюту клиентам не продает. Улов за неделю вышел более чем скромный — удалось найти всего шесть нарушителей. Удивительно, но любой человек, который захочет купить немного валюты, таких нарушителей найдет в разы больше, и всего за пару часов, — ведь долларов нет нигде. О чем казус с Гонтаревой красноречиво свидетельствует.
 
Параллельные реальности

Нацбанк уже не говорит, как во времена Степана Кубива, что не будет влиять на работу валютного рынка. Напротив, он готов вмешиваться и продавать валюту, чтобы удовлетворить спрос. И, согласно распространенному на прошлой неделе официальному сообщению, как минимум до конца года намерен делать это аж тремя способами: осуществлять валютные интервенции, проводить еженедельные аукционы и даже адресные интервенции в случае «возникновения неотложных потребностей общегосударственного значения» (т.е. напрямую госкомпаниям из золотовалютных резервов, в обход межбанковского валютного рынка, как это было сделано в прошлом месяце «Нафтогазу»).
 
Такими заявлениями Нацбанк пытается скрасить пиар-провал с покупкой валюты Валерией Гонтаревой: если регулятор способен продавать доллары и так, и эдак, у людей должно сложиться мнение, что валюты в Украине хватает. Однако именно это ни в коей мере не соответствует истине.
 
На прошлой неделе первый зампред НБУ Александр Писарук на очередной встрече с руководителями крупнейших отечественных банков рассказал, что на этой неделе будет проведен не один валютный аукцион, а два. Нацбанк вынужден наращивать объемы валютных интервенций для удержания доллара в пределах недавно установленного «индикативного курсового коридора». И хотя руководство НБУ по-прежнему утверждает, что значительная часть валюты, продаваемой банкам на аукционах по «льготной» цене, предназначена исключительно для обеспечения ее свободной покупки населением в кассах банках и в обменных пунктах, насытить наличный рынок подобным образом так и не удается. Перспектива же сделать это выглядит крайне маловероятной, даже если проводить аукционы хоть каждый день. Ведь продают на них валюту исключительно «избранным» банкам, а НБУ упорно не публикует никакой официальной информации об этих «счастливчиках».
 
Фактически в нашей стране сейчас существует две параллельные реальности. Первая – это произвольно установленный и поддерживаемый административными мерами курс 12,95 грн/долл., по которому населению обещают свободно продавать валюту, — но в реальности почти не продают. Соответственно, на межбанковском валютном рынке объемы торгов резко упали из-за отсутствия предложений по продаже валюты – банки не хотят делать это по заниженному курсу. Вдобавок НБУ требует от отечественного бизнеса не давать банкам поручения на покупку валюты по курсу выше 13 грн/доллар. Поскольку по такому курсу никто продавать не хочет, отложенный спрос на валюту, согласно оценкам экспертов, уже превышает 400 млн долларов.
 
Вторая реальность – это черный рынок, на котором без проблем можно приобрести валюту практически в любых количествах. Более того, как учат учебники экономики, в таких случаях мгновенно появляются люди, зарабатывающие на так называемых «арбитражных операциях». Они тратят свое время в поисках обменников, где доллары все-таки есть, покупают свои законные $200 и тут же продают их по реальному курсу перекупщикам с черного рынка. Как свидетельствуют сообщения в социальных сетях, такой вид бизнеса уже успешно освоили киевские студенты: это позволяет им, практически не напрягаясь, зарабатывать по 200 гривен в сутки. И такая ситуация, похоже, не просто устраивает Нацбанк, а является официально проводимой им политикой.
 
Друзьям — рефинанс, остальным — «рука рынка»

Нацбанк на прошлой неделе заявил, что поддержит оказавшийся в предбанкротном состоянии «VAB Банк» «яичного короля» Олега Бахматюка. НБУ договорился, что совместно с его собственником докапитализирует банк, причем на долю Нацбанка придется две трети вносимой суммы и только одна треть — на Бахматюка. Таким образом, банковскому регулятору придется напечатать еще 5-6 млрд грн.
 
Итого банк получит до 9 млрд грн, которые, по словам председателя правления «VAB Банка» Дениса Мальцева, «будут направлены на погашение задолженности перед вкладчиками по текущим обязательствам». Не секрет, что банк задерживает выплаты своим вкладчикам по депозитам и проведение платежей, хотя только при предыдущем главе НБУ Степане Кубиве он получил от Нацбанка почти 2,5 млрд грн рефинансирования.
 
Безусловно, подобные крупные финучреждения необходимо поддерживать ради поддержания стабильности банковской системы. Именно так поступают в США, где почти официально некоторые банки и корпорации объявлены «слишком большими, чтобы разориться». Попытка отступить от этого правила шесть лет назад, когда было позволено обанкротиться не самому крупному инвестбанку Lehman Brothers, чуть не привела к коллапсу не только американской, но и мировой финансовой системы.
 
Американцы извлекли из этого правильный урок. Понимали необходимость поддерживать крупные банки и в Нацбанке -  в то время, когда им управляли Сергей Арбузов и Игорь Соркин. Но не сейчас, в эпоху Кубива и Гонтаревой, когда банки лишаются лицензий десятками — потому что, как объяснил Писарук, 150 банков для Украины — это слишком много. В том числе, например, лишился лицензии и банк Вадима Новинского «Форум», который обанкротился в июне — и то потому, рассказывали тогда источники в банковских кругах и правительстве, что принадлежал он видному «регионалу» и одному из основных спонсоров потерявшей власть Партии регионов. Хорошо хоть политическая позиция Бахматюка не вызывает вопросов у нынешнего руководства НБУ. Но нет никаких гарантий, что так же охотно регулятор поможет, например, тому же Сбербанку, который мало того, что имеет российские корни, так еще и руками своего кассира публично унизил председателя Нацбанка.
 
Эфемерная стена

Отличилось на прошлой неделе и правительство. 8 октября Кабмин решил выделить еще  6 млн евро на реализацию проекта «Стена» на украинско-российской границе. Таким образом, общая стоимость строительства составит 66 млн евро, или почти 1,2 млрд грн по курсу НБУ.
 
Ранее в правительстве заявляли, что первый этап работ по строительству инженерных сооружений в рамках данного проекта планируется завершить до 30 сентября. Этот срок давно прошел, но, кроме графических макетов Минобороны этой «Стены» и выкопанного за деньги бывшего губернатора Донецкой области Сергея Таруты рва на границе, нет больше никаких конкретных доказательств существования новых укреплений. Таким образом, совершенно непонятно, на что были потрачены уже выделенные ранее средства (например, 100 млн грн в августе).
 
И это не говоря уже о том, что сам по себе этот проект представляется весьма сомнительным. Строительство настоящей стены на границе Израиля и Палестины, которое началось более 10 лет назад, уже обошлось более чем в $2,6 млрд, то есть в десятки раз дороже, — и это при том, что протяженность этой стены меньше, чем длина границы Украины с Россией. Более того, на ее содержание Израиль тратит по $260 млн в год. И хотя определенный эффект был достигнут, надежной защитой от атак палестинских террористов она не стала — они давным-давно научились прорывать тоннели длиной в десятки и сотни метров для прохода под стеной. Что говорить об украинской версии такой стены — совершенно непонятно, что можно построить на такие деньги. Особенно с учетом того, что огромный кусок границы останется открытым — на территориях, контролируемых ДНР и ЛНР. А полностью отгораживаться от мятежных районов пока не готова Украина — это будет означать признание победы сепаратистов.
 
Единственное, чем могло бы гордиться правительство, — тем, что само строительство позволит занять многочисленных беженцев, значительная часть которых не может найти работу. Но это явно не панацея. По данным Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, на 1 октября 2014 года было официально зарегистрировано около 344 тысяч вынужденных переселенцев, тогда как Служба занятости готова предложить им лишь около 50 тысяч вакансий. Кроме того, совершенно непонятно, заинтересует ли их эта работа — по объему зарплаты и условиям работы. Ведь, как ни крути, а придется работать в районах, где обстановка крайне неспокойная, — именно поэтому беженцы с Донбасса и уехали. Похоже, что обо всем этом в Кабмине не задумываются. Либо же постоянное «подогревание» темы возведения «Стены» является одним из PR-ходов в развернувшейся предвыборной агитации.
 
Каким-никаким достижением правительства на прошлой неделе могло бы стать решение собрания акционеров «Укрнафты» выплатить-таки государству дивиденды за три года. Все это время компания просто копила деньги, однако из-за жесточайшего конфликта между государством и группой «Приват» Игоря Коломойского принимать решения о дивидендах отказывалась — компании так и не удалось за это время даже провести собрание акционеров.
 
Однако настоящей победой это назвать сложно. «Укрнафта» решила выплатить 1,78 млрд грн в виде дивидендов, хотя сумма нераспределенной прибыли более чем вдвое выше — 3,79 млрд грн. Увы, друг и главный защитник украинского народа Игорь Коломойский вовсе не спешит помочь народу материально, когда речь заходит о реальных деньгах, а не о рассказах о щедром финансировании добровольческих батальонов. А правительство, выходит, попросту согласилось заплатить олигарху за его «помощь». Теперь известна и цена патриотизма Коломойского, и то, во сколько ее оценивает бюджет.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

36722