Сегодня Соглашение об ассоциации с ЕС, пусть и не парафированное Радой, уже свершившийся факт. Россия готовится закрыть свой рынок для украинских товаров, пусть даже ему особо ничего не угрожает. И она это сделает! Очень может быть, что часть украинской промышленности действительно найдет замещение в Европе, но не вся. У кого будут самые большие проблемы?

Табу Порошенко

В середине июня президент Украины Петр Порошенко на очередном заседании СНБО запретил отечественному военно-промышленному комплексу (ВПК) сотрудничать с Россией. Таким образом, именно с 16 июня Украина фактически прекратила любые поставки вооружения в Россию, хотя указ об этом был подписан еще в апреле и.о. президента Александром Турчиновым.

В ответ на запрет украинскому ВПК сотрудничать с Россией, сосед отреагировал предсказуемо.

«Порошенко запретил кооперацию с РФ в сфере ВПК, – написал Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ в своем Twitter. – Поздно. 10 июня Минпромторг внес в ВПК план полного импортозамещения военной продукции».

Россию не смущает даже то, что подобное замещение потребует больших средств. По данным агентства «Роскосмос», чтобы компенсировать негативные последствия от разрыва кооперации с предприятиями украинского оборонно-промышленного комплекса, необходимо 900 млн и около пяти лет новой индустриализации.

 «Если Россия поднапряжется, то она в состоянии производить все комплектующие, – рассказал Александр Гольц, российский военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал».  

У украинского ВПК все проще: «Потери Украины от приостановки военно-технического сотрудничества (ВТС. – Авт.) с РФ не превысят 300 млн долл. в год, – сообщилВалентин Бадрак, директор Центра ис-следования армии, разоружения и конверсии (ЦИАКР). – Доля ВТС с РФ в общем объеме экспорта вооружений Украины на сегодняшний день не превышает 15%. Так что политический аспект здесь более важен, чем экономический».

Но при этом, по словам Бадрака, сворачивание ВТС с РФ больно ударит по целому ряду отраслей: ракетно-космической, самолетостроению, авиадвигателестроению и двигателестроению для ВМС. Украина, например, поставляет около 30% урана для ядерной отрасли РФ. И найти покупателей вне РФ в этой ситуации будет большой проблемой.

Именно судьба предприятий в этих отраслях промышленности станет головной болью государства. Иначе Украина просто потеряет свой уникальный космический, авиационный и ядерный потенциал. Теоретически те же двигатели для самолетов – продукция двойного назначения. То есть сотрудничество с Россией можно и не приостанавливать. Так, запорожское предприятие «Мотор Сич» продолжает производить и продавать в РФ вертолетные двигатели, которые могут использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Но найдется ли политическая воля, чтобы это сотрудничество продолжалось?

Пятая часть – банкроты

Вторая проблемная отрасль – машиностроение. Невоенное, обычное. Ситуация там вызывает пессимистические прогнозы. Уже имеется рекордное падение производства – 17,3%. Причина – все та же торговая война с Россией. Если новых рынков сбыта предприятия отрасли не найдут прямо сейчас, то по прогнозам экспертов, потери составят до 12 млрд долл. в год. Это более чем серьезно.

У химпрома и металлургии прогнозы более оптимистичные: на спад в этих отраслях непосредственно влияет АТО (значительная часть предприятий этих отраслей находится непосредственно в зоне боевых действий). Как только противостояние завершится, они начнут наращивать производство.

Тем не менее, по разным прогнозам, от 5 до 20% предприятий вынуждены будут закрыться. Прежде всего, это коснется угольных шахт Донбасса, части металлургических предприятий. В химпроме цифра потенциальных банкротов составляет 10 – 20%. Вместо них государство должно будет за счет привлечения инвестиций построить другое производство, на котором будут заняты бывшие шахтеры, металлурги и т.д.

Сразу после возобновления АТО Петр Порошенко заявил, что такая программа будет. Также прогнозируется, что около 50% госпредприятий в этих отраслях будут приватизированы в течение ближайшего года-двух.

Наилучшие перспективы – у аграриев. И государство намерено заниматься этой сферой всерьез. «Основная задача, которая стоит перед Украиной, – это захватить лидерство на рынке продовольствия. Теоретически можно прожить без газа и нефти – на солнечной энергии и биотопливе. Без новых автомобилей можно прожить, но точно нельзя прожить без еды», –  заявил премьер-министр Арсений Яценюк.

Но и здесь вопрос упирается в деньги. Для того чтобы развивать АПК, Украина должна стимулировать экологически чистые производства в сельском хозяйстве. Это возможно только на базе небольших фермерских хозяйств.

«Государственные субсидии, которые направляются в сельское хозяйство, должны идти не на крупные производства, а к фермерам, – убежден Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ Украины. – До сих пор огромные субсидии – до десяти млрд грн в год – шли неизвестно куда. В итоге, коррупционеры-латифундисты просто истощали наши земли, увеличивая производство и вывоз зерна в азиатские страны, а не в ЕС, потому что оно некачественное».

Работать дома

Вывод: Украина в шаге от превращения в аграрную страну. В промышленности дела плохи, причем чем более высокотехнологичную продукцию производит та или иная отрасль – тем хуже прогноз. Эксперты советуют с подобным выводом не торопиться. Никуда промышленность не денется, скорее, изменятся лишь собственники.

«Да, это глобализация, такие процессы сейчас идут во всем мире. Такого рода евроинтеграция предполагает, что в Украине появятся новые производственные объекты, где будут использованы новые технологии, но работать будут украинцы, которым не нужно будет ехать на заработки в ЕС. В свою очередь европейские бизнесмены очень хотят заполучить дешевую рабочую силу, так как по их расчетам заработная плата в Украине в несколько раз ниже, чем даже в Польше, значит, можно сэкономить и получить больше дохода. Бизнес есть бизнес», – отмечает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом