Алчевск становится главным ньюсмейкером страны не реже двух-трех раз в год. Город, в котором шесть месяцев назад на открытии нового цеха металлургического комбината президент Украины «был свидетелем самой большой национальной инвестиции», стал эпицентром крупнейшей аварии в системе теплоснабжения за все годы независимости. 22 января самая густонаселенная часть (около 60 тысяч жителей) Алчевска была отключена от теплоснабжения — из 840 многоэтажек города без тепла остались 337 домов, восемь школ и 13 детсадов.

В ночь с 21 на 22 января диспетчеры котельной «Восточная» зафиксировали стремительное падение давления в обратной трубе, что дало повод заподозрить достаточно крупный порыв тепломагистрали. На место предполагаемой утечки теплоносителя выехали дежурные бригады коммунальных служб города. Сотрудники котельной увеличили забор воды на подготовительный участок для обеспечения необходимого давления, однако уже где-то к шести часам утра исчерпали все мощности водоподготовительного участка и стали склоняться к мысли о необходимости остановки котлов из-за критически низкого давления в системе. К этому времени аварийные бригады еще не смогли точно установить место порыва магистрали. Утро 22 января было небывало студеным — температура опустилась ниже —35°С. К 11 утра было отдано распоряжение остановить работу котлов «Восточной».

До 1972 года в Алчевске (на то время — Коммунарске) имелась одна крупная котельная — «Заводская» и шесть небольших ведомственных. Авария 29 января 1972 года на «Заводской», также оставившая практически весь город без тепла, устранялась силами предприятий всего Союза. В 1982 году город получил новую котельную — «Восточную». Ведомственные котельные были физически после 1996 года. В итоге с120-тысячный город отапливался всего двумя котельными, причем «Восточная» располагается за городской чертой, но питает теплоносителем 23 города… Как выразился губернатор Луганщины Геннадий Москаль, «это памятник советской гигантомании», и «все население большого города стало заложниками двух куч металлолома, работающих 39 и 26 лет соответственно».

Люди утверждают: близкие к городскому голове Николаю Кириченко, летом прошлого года он предупреждал центральные власти, что местная «коммуналка» может не выдержать испытания зимой. Якобы Ющенко выразил готовность пойти навстречу нуждам города. Известно, что в августе президент анонсировал громкий проект по созданию специальных льготных условий для населения Алчевска. Однако дальше разговоров, насколько можно судить, дело не пошло. Во всяком случае, сворачивание разрекламированной программы произошло явно не по инициативе местных властей.

Как бы там ни было, 8 ноября 2005 года Алчевский горисполком запретил установку автономного отопления, ссылаясь на «техническую невозможность». По информации Луганской ОГА, на совещании по поводу готовности городов области к отопительному сезону «все города, в том числе и Алчевск, заверили, что к холодам готовы».
 
 

По словам мэра Кириченко, 22 января он в девять часов утра звонил генеральному директору бюджетообразующего предприятия города ОАО «Алчевский металлургический комбинат» (АМК) Тарасу Шевченко с просьбой помочь с выделением спецтехники для производства вскрышных работ — тракторы коммунальных служб не смогли разрыть промерзший грунт. Впоследствии, на внеочередной сессии горсовета 27 января, мэр заявил, что взаимопонимание с руководством АМК достигнуто не было, уйдя от прямого ответа на вопрос депутатов об его отказе от помощи комбината. Сам же гендиректор АМК на встрече с депутатским корпусом горсовета 26 января заявил, что в день аварии в 9.00 и в 14.00 звонил с предложением оказать техническую помощь городским коммунальщикам, но получил отказ. Кто из них лукавит — покажет время, однако факты свидетельствуют о том, что к 11 часам утра 22 января был отдан приказ об остановке котельной «Восточная». Приказ о спуске воды из городских теплосистем должен был быть отдан либо сразу же после приказа о выключении котельной, либо не позднее чем через три часа с момента остановки котлов до полного остывания теплоносителя в системе.

Руководство АМК приказало направить спецтехнику на место аварии ближе к концу дня 22 января якобы вопреки заявлениям городского головы о возможности самостоятельного устранения последствий аварии. Спустя несколько дней после случившегося Г.Москаль заявил, что приехал в Алчевск по собственной инициативе, несмотря на уверения Кириченко в том, что в этом нет необходимости. К 2.00 23 января утечку на тепломагистрали устранили, а с 4.00 котельная была запущена. Однако в большинстве многоэтажек домовые системы теплообеспечения оказались уже перемерзшими — приказ на слив воды из системы поступил лишь в 17 часов 22-го. Что, впрочем, не помешало заместителю председателя Луганской ОГА по вопросам ЖКХ Олегу Титамиру заявить, что ситуация под контролем. Главный коммунальщик региона (и по совместительству руководитель краевой организации Народного союза «Наша Украина») явно выдавал желаемое за действительное.

К сожалению, так и не удалось выяснить реальные причины остановки 23 января второй городской котельной «Заводская». Официальная версия — «пробой силового кабеля» — вызывает у специалистов недоумение, так как оперативное устранение подобной аварийной ситуации (да еще в условиях уже остывающего города) вряд ли потребовало бы более получаса, тем более что она питалась от метзаводской электроподстанции. Тем не менее «Заводскую» также остановили на сутки.

24 января городской голова заявил, что работа обеих котельных восстановлена, однако тепло в квартиры вернуться уже не смогло — число людей, оставшихся в неотапливаемых домах при среднедневной температуре на улице минус 25°С превысило 100 тысяч человек. Благополучный город, донор всей области, оказался в ситуации намного худшей, чем в соседних депрессивных шахтерских поселках.

23 января решением Луганской ОГА на территории Алчевска было введено чрезвычайное положение, был сформирован штаб по ликвидации последствий аварии, который возглавил первый заместитель председателя Луганской ОГА Александр Кобитев. 25 января Геннадий Москаль заявил, что для ликвидации аварии в Алчевске понадобится как минимум еще двое суток. Добавив при этом, что в кабинете Николая Кириченко температура опустилась до минус 12 градусов и подчеркнув, что тепло в мэрию подадут в последнюю очередь.

Кроме Алчевска, чрезвычайное положение было объявлено местными органами власти в Луганске и Сватовском районе. Ежесуточно перебор лимита потребления газа областью составил 4 млн. кубометров, а общий объем потребленного газа сверх лимитов за эти дни — в пределах 45—50 млн. кубометров. В самом Алчевске потребление газа выросло в 1,5 раза, электроэнергии — в 10 раз. В городе был введен почасовой график отключения электроэнергии. Правда, кое-где он был посуточным, а в ряде случаев электричество давали, но в недостаточных объемах. Наблюдались перепады частоты и пониженное напряжение в электросети.

В Алчевск распоряжением президента были командированы глава МЧС Виктор Балога и министр ЖКХ Павел Качур. В тот же день в телефонном разговоре с президентом губернатор Луганской области попросил 15 млн.грн. на ликвидацию последствий аварии. Является ли эта сумма достаточной и насколько оперативно она будет выделена, ответить с абсолютной точностью не берется никто.

Президентом было отдано распоряжение о выделении Алчевску первого транша в размере 2 млн.грн. и командировании специальных бригад МЧС из всех областей Украины. Пришлось им явно не сладко. Если работников «Укрзалізниці» разместили в вагонах, а для их питания подогнали 14 вагонов-ресторанов, то большинство ликвидаторов живут в неотапливаемых зданиях: школах, профкомах, доме ветеранов, где температура такая же, как на улице. Судя по всему, у спасателей имеются проблемы с питанием, и на выручку им приходят местные жители. Почему ремонтникам не созданы условия для нормальной жизни, Александр Кобитев прокомментировать отказался, объявив, что занимается исключительно ликвидацией последствий аварии. В связи с тем, что в городе сейчас находится около четырех тысяч приезжих (с учетом представителей Генпрокуратуры и различных киевских ведомств), возникли сложности с обеспечением населения некоторыми группами товаров. Разбитые для обогрева алчевцев палатки у ликвидаторов пользуются намного большим спросом, чем у населения. Кстати, существенное увеличение числа «обогревательных пунктов» случилось аккурат к приезду президента. Заявлено, что в настоящий момент в Алчевске развернуто и функционирует 15 пунктов обогрева, в которые уже обратилось более тысячи жителей, и в городе уже сосредоточены средства, которые позволят развернуть такие пункты на обслуживание 3 тыс.700 человек. На 1 февраля в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации принимает участие уже более трех тысяч человек и 600 единиц техники.

Президент приехал в Алчевск 30 января, когда морозы фактически уже спали. Виктор Андреевич сообщил, что «алчевский вопрос» до центральной власти «дошел через несколько дней» и заявил: «Центральная среагировала очень оперативно… Если бы Киев знал хотя бы на трое суток раньше, если бы нас не обнадеживали, — до такой беды бы не дошло…»

Тем не менее многие наблюдатели усомнились в существовании у МЧС алгоритма действий моментального реагирования в подобных ситуациях и оперативного информирования главы государства. Ведь каждому ясно: если система заморожена — быть беде. Возникает и другой вопрос: неужели для эвакуации детей из насквозь промерзшего города потребовалось ждать личного приезда президента?

На выездном заседании Кабмина 2 февраля ситуацию с размещением детей в санаториях оценили в радужных тонах, сказав, что детям будет обеспечен полный уход. Эвакуация алчевских школьников в санаторные учреждения Крыма и Западной Украины будет длиться до 7 февраля, оплату проезда детей взяла на себя «Укрзалізниця».

Согласно заявлениям и Виктора Андреевича, и представителей штаба, опустевший город ждут глобальные перемены. Приглашены сотрудники харьковского института, который проектировал и строил Алчевск, дабы вопрос запуска теплосетей решался с научным подходом. В текущем году обещают децентрализировать систему теплоснабжения, реструктуризировать центральные тепловые пункты отдельных кварталов и установить девять мини-котельных, которые снизят риски подобных аварий в будущем и могут решить вопросы с подачей горячей воды.

По имеющимся данным, на утро 3 февраля в Алчевске тепло было подано в 418 жилых домов из 836, пострадавших из-за аварии системы теплоснабжения. По словам Г.Москаля, в большинстве строений необходимо заменить 100% труб и радиаторов. Сколько это займет времени, не берется судить никто. 2 февраля А.Кобитев объявил, что необходимо заменить 100 тысяч секций радиаторов (300 тонн) и в настоящий момент возникла проблема с их поиском. Кроме того, в Алчевске отсутствуют соединительные детали, при помощи которых новые батареи крепятся к системе, что существенно тормозит работу сварщиков.

Весь объем работ по возобновлению теплоснабжения в Алчевске руководитель «Укрзалізниці» Василий Гладких и министр МЧС Виктор Балога пообещали выполнить за 10 дней, что было скептически оценено многими специалистами. Заместитель городского головы Алчевска Владимир Тихонов утверждал, что для ликвидации последствий аварии на магистральном теплопроводе в Алчевске необходим минимум месяц. Выражал недоверие по поводу реактивных сроков и замгородского головы Владимир Косюга. Тем не менее все уполномоченные лица рапортуют о готовности выполнить приказ президента и управиться со всеми бедами до 11 февраля. Для этого работу требуется вести бешеными темпами: в три смены с подключением в сутки по 45 домов в основной старой застройки, питаемых от заводской котельной. Это тот самый сектор, в котором система более 30 лет работала без ремонта. О качестве работ, проводимых в подобной спешке, остается только гадать.

В любом случае последствия аварии Алчевск будет расхлебывать еще долго. Только один пример: на полное восстановление местного технического университета, по словам министра образования Николаенко, требуется не менее 20 млн. грн. Геннадий Москаль уверяет, что проблем с финансированием восстановительных работ на теплосети Алчевска не будет, как и проблем с газом, наличием техники и специалистов. В.Балога подчеркнул: «Сколько нужно городу денег, столько и будет выделено».

Информация о первом двухмиллионном транше, выделенном на ликвидацию последствий аварии, достаточно противоречива. Однако, по утверждениям чиновников Луганской ОГА, средства поступили в казначейство области еще 27 января. А совсем недавно Г.Москаль заявил, что «освоены уже 2,5 млн.грн». Еще 2,5 млн.грн, по имеющейся информации, выделили политические организации, общественные объединения и граждане.

Комментируя события в городе, губернатор заявил: «Чрезвычайная ситуация, которая сложилась в Алчевске, показала, что кроме президента и правительства мы никому не нужны».

Однако возникает вопрос, а были нужны алчевцы президенту и правительству до аварии? И только ли алчевцы? По словам того же Балоги, треть теплосетей страны находится в аварийном состоянии.

Виктор Андреевич всю страну попросил сделать выводы из происшедшего в одном из промышленных центров Украины, который на главу государства произвел впечатление — «словно два-три года здесь была чума». Президент убежден, что часть выделяемых на ЖКХ средств, «как правило, отмывается, прикарманивается, неэффективно тратится». В. Ющенко задался вопросом: «Я обращаюсь прежде всего к тем мужам, от которых зависят эти финансовые потоки, эти услуги: это в третьем тысячелетии техническая проблема — иметь работающий лифт? Или вы забыли, что канализацию наши деды сотворили еще 2,5 тыс.лет до Рождества Христова? Не при этой власти она родилась, эта канализация — так почему же она не работает?»

Вопрос, в общем-то, риторический. Скажем, при нормированном объеме средств на капремонт жилого фонда требуется 2,9 млн.грн. Алчевску на протяжении 2005 года из местного бюджета выделено всего 300 тыс.грн., или 3,3% от потребности. В целом по области износ водопроводного, отопительного, канализационного хозяйства составляет 80%. Объем финансирования ремонтных, восстановительных и профилактических работ в системе областного ЖКХ в лучшем случае равен 10% от требуемого. Средств в местной казне на это попросту не хватает. В том числе и в благополучном, казалось бы, Алчевске, отчисляющем внушительные суммы в госбюджет.

Разговоры о реформе жилищно-коммунальной сферы ведутся полтора десятка лет, но слова так и не стали делом. Ни при старой власти, ни при новой.

«Я сегодня не могу дать гарантий, что завтра еще что-то не прорвет у нас в области при таком положении. Начальство менялось, а проблемы остались. Эту зиму мы фактически провалили», — откровенно признался Г.Москаль.

Возбуждение уголовного дела по факту происшедшей в Алчевске аварии (ст.367 ч.2 УК), по мнению президента, должно «дать ответ на функциональные действия тех или иных чиновников», представляющих власть, «которая поработала бездарно и в самый тяжелый момент спряталась в больницу». В словах главы государства, очевидно, содержался намек на Николая Кириченко, который до недавнего времени находился в реанимационном отделении алчевской больницы с диагнозом «гипертонический криз». Ходили слухи, что в ходе ликвидации последствий аварии мэр также заработал обморожение, однако официального подтверждения этим сведениям нет.

В любом случае валить все только на городского голову, с учетом всех приведенных выше обстоятельств, было бы как минимум нечестно. Городская власть утверждает, что общая сумма недофинансирования ЖКХ Алчевска составляет на сегодня около 40 млн.грн., что почти равняется годовому бюджету города. Об этом в свое время информировали и экс-главу Луганской ОГА Данилова, и премьер-министра Тимошенко, и депутатский корпус, и президента.

Совет Г.Москаля «всем мэрам городов региона оставить партии и штабы и заниматься людьми», потому как «вместо того, чтобы выполнять обязанности городских председателей, они стали лидерами партий или руководителями избирательных штабов», безусловно, можно назвать актуальным. И касаться он должен не только главы алчевского филиала Партии регионов Николая Кириченко, но и упомянутого ранее руководителя луганских «нашеукраинцев» Олега Титамира. Заместитель губернатора по вопросам ЖКХ, по словам его оппонентов, «общественной нагрузкой занимается куда более рьяно», чем непосредственными служебными обязанностями. Однако критики из уст президента избежал.

Зато алчевским руководителям Ющенко уделил много времени, постоянно повторяя: «у вас с властью происходит что-то неправильное, что-то не так». Виктор Балога призвал Николая Кириченко подать в отставку, считая, что это позволит «частично прояснить ситуацию, сложившуюся в городе». Тем не менее Алчевский городской совет на срочной сессии, посвященной чрезвычайной ситуации в городе, не поддержал предложение выразить недоверие мэру, кстати, занимающему свою должность уже три срока подряд и до сих пор считавшемуся в области лучшим мэром-хозяйственником. Впрочем, предполагать, что все беды лишь в персоне местного начальника, было бы слишком наивно.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3582