Аналітика

Дети во Всемирной паутине - ситуация под контролем?

Дети во Всемирной паутине - ситуация под контролем?

Мир меняется стремительно, и в руках малышей все чаще можно увидеть не куклу, а ультрасовременный телефон или нетбук. Дети младших детсадовских групп без проблем переписываются смс-ками, «виснут» в Интернете, общаются по скайпу, скачивают фильмы и музыку. «Развитые они сегодня стали, не такие, как мы», – умиляется старшее поколение. А продвинутые чада недоумевают, почему у их бабушек и дедушек нет профилей в модных социальных сетях.

Людей, повзрослевших в лихие 1990-е годы, скандальный российский писатель Виктор Пелевин окрестил «поколением пепси» с примитивными идеалами – жвачкой, MTV, малиновым пиджаком. Верхом технологической «продвинутости» на тот момент было умение играть на приставке, обращаться с дистанционным пультом от телевизора и пейджером. Тогда как дети, родившиеся в «нулевые» годы, с младых ногтей манипулируют мышками и сенсорными экранами. Это так называемое поколение Next, прочно увязнувшее во всемирной паутине и подсевшее на hi-tech технологии.

По данным детского омбудсмена Юрия Павленко, 30% украинских детей «висит» в Интернете более шести часов в сутки. Почти столько же времени, сколько они проводят в школе за партами. Остается ли у них при этом время на уроки, вопрос, скорее, риторический. Между тем Всемирная организация здравоохранения отмечает, что дети-первоклашки без вреда для здоровья могут проводить за компьютером не более получаса в день. В пятом классе время можно увеличивать до одного-полутора часов.

Этот страшный, страшный WEB-мир

Собственно, опасности интернет-среды для детской аудитории условно можно разделить на две большие группы – те, что составляют реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, и те, что негативно сказываются на психике подрастающего поколения. К примеру, год назад киднепперы похитили сына основателя антивирусной Лаборатории Касперского – Ивана. Молодой человек оказался слишком откровенным в социальных сетях – на своей страничке он опубликовал информацию о месте жительства, учебы, где и когда проводит досуг. Чем успешно и воспользовались злоумышленники. Благо отец у мальчика оказался богатым и влиятельным, поэтому незадачливого Ваню быстро вернули домой.

«Дети и подростки, в отличие от взрослых пользователей, часто не способны провести четкую грань между личной и публичной информацией. Но человек не рождается с умением держать дистанцию со знакомыми людьми и незнакомцами. Этому его должны обучить родители», –­ отмечает заместитель директора Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины Любовь Найденова. А папы и мамы зачастую этот процесс благополучно упускают из виду. Первый в Украине социологический опрос детей показал, что каждый второй ребенок смотрит телевизор и пользуется Интернетом без контроля старших. А по данным Агентства защиты детей, 44% несовершеннолетних во всем мире хотя бы раз в жизни получают во всемирной сети предложения интимного характера. В большинстве случаев от взрослых незнакомцев. Это только в американском кинофильме «Леденец» 14-летняя девушка способна расправиться с 32-летним маньяком-педофилом. Вне экрана слишком общительные с незнакомцами дети подвержены реальным рискам.

Вред несформированной психике юных пользователей могут причинить «взрослые» темы в Интернете, в первую очередь, «клубничка». «Когда я узнала, что две моих маленьких дочки просматривали порно в Интернете, я была шокирована. Соседская девочка научила их искать такие сайты, записывать эти фильмы на телефон. Мне пришлось провести с детьми разъяснительную работу, я попыталась их убедить в том, что это нездорово, немодно. Меня до сих пор трясет при одном только воспоминании», – говорит Елена.

В некоторых социальных сетях существуют так называемые «паблики», или группы, в которых общаются любители черного юмора и шовинистских шуток. В них нет запрета на унижения по любому признаку – гендерному, расовому, религиозному. «Клубы социопатов» навязывают пользователю идеологию ненависти ко всему человечеству. Существуют группы, которые поддерживают стремление девушек-подростков похудеть до 30-40 килограммов. Они дают практические советы, как скрыть от родителей затяжную диету, плавно переходящую в голодовку, и даже как не умереть от нехватки пищи. Фактически, пособие, которое помогает заболеть анорексией. При желании можно вступить даже в группу потенциальных самоубийц. Информация на таких страничках обновляется с завидной регулярностью, тогда как юный ум впитывает любую информацию, словно губка.

Культивирование ненависти и агрессии в Интернете среди молодежи породило такое опасное явление, как кибербуллинг – травля одного человека или небольшой группы детей в Сети. Это могут быть публикации видеороликов, позорящих ребенка, оскорбления по почте, издевательские комментарии к фотографиям. Например, в России шестиклассница опубликовала в Youtube видеозапись, на которой ее одноклассник признается ей в любви. В итоге мальчику пришлось сменить несколько школ, так как в любом новом коллективе его встречали колкостями и язвительными фразами.

Интернет-разбойник

Даром что Сеть называют виртуальной реальностью. Интернет способен ограбить ребенка быстрее, чем любой уличный хулиган. Особо предприимчивые компании уже не первый год зарабатывают на пользователях, подсевших на интернет-приложения. К примеру, почти во всех онлайн играх существует возможность усовершенствовать своего игрового персонажа при помощи реальных денег. И увлеченный малыш вполне способен потратить родительские 100 гривен на покупку какого-нибудь супер-меча. Примеров тому масса. В частности, в 2010 году школьник с помощью маминого корпоративного телефона отправил смс на общую сумму 10 тыс. долл. Он всего лишь хотел повысить свой статус в одной из социальных сетей, а в итоге вогнал маму в долг.

Кроме прочего, постоянное «зависание» в Сети чревато зависимостью, которая может сравниться с наркотической. Китайских малышей, к примеру, от чрезмерной любви к компьютеру отучают с помощью электрошокера. В более демократических странах существуют коммерческие организации, которые помещают зависимых в специальные лагеря, заставляя их заниматься спортом и читать книги. В Украине нет специалистов, которые занимались бы лечением интернет-зависимых. В крайнем случае, можно обратиться в организации, которые отучают от игромании.

Самая большая проблема связана с тем, что дети слишком серьезно воспринимают свою виртуальную жизнь. «И это нормально для подростка. Например, ребенок до года не вычленяет себя из окружающего мира, он не различает, где его ручка, а где рука мамы. Детки постарше не умеют разграничивать реальную жизнь и мир в экране ТВ. Родителям приходится объяснять малышам, что драки, ссоры в телевизоре происходит понарошку. Отличить настоящую жизнь от виртуального мира еще сложнее, потому что Сеть дает возможность действовать в этой воображаемой реальности. Малыши или подростки чувствуют себя властелинами этого мира, в котором звуки и изображения подчиняются их желанию», – подчеркивает Любовь Найденова.

Конечно, уберечь детей от негативного контента можно. Для этого надо лично контролировать действия своих чад и посещаемые ими страницы или установить «детский» браузер. Хотя если ваш малыш технически «продвинут», все пароли и фильтры ему будут нипочем. Поэтому один из возможных выходов – приучать детей к простым радостям жизни. Прокатиться с ними на роликах, сводить в парк, поиграть в мяч. В конечном счете, формирование характера и привычек малыша во многом зависит от родителей.