Аналітика

Кто и как предсказывает погоду украинцам?

Кто и как предсказывает погоду украинцам?

В современном мире даже жители отдаленных сел могут смотреть десятки телеканалов и сотни программ на любой вкус. Однако и сегодня, как и двадцать лет назад, когда телевизор «ловил» всего три-четыре канала, в лидерах просмотра – прогноз погоды. И это не удивительно, ведь каким он будет, интересует всех: крестьян и рафинированных горожан, взрослых и детей. Особенно актуальной эта тема становится весной, когда все с нетерпением ждут тепла и солнца.

Но что мы знаем о тех, кто «делает» погоду? Многие думают, что прогнозы составляют улыбчивые барышни модельной внешности. Те, кто грациозно вышагивают перед картой Украины и рассказывают нам о температуре, влажности и силе ветра на ближайшие три дня. Скажем сразу – это не они, а совсем другие люди. Их не показывают по телевизору. Они не выступают на радио. Но именно от их работы зависит, услышим ли мы сегодня вечером прогноз погоды. Накануне Дня синоптика ForUm познакомился с метеорологами и с их «кухней».

Отправляемся на Киевскую метеорологическую станцию. Нас встречает ее директор Надежда Гапиченко.

«Наша станция, одна из десятков метеостанций, разбросанных по всей стране, – рассказывает ее директор Надежда Васильевна. – Основана она еще во второй половине ХІХ века. Около ста лет она находилась в центре Киева – возле красного корпуса университета Т. Г. Шевченко. Но в шестидесятые годы нас переселили сюда – на проспект Науки».

Метеостанция – на холме, вокруг которого деревья, заросли кустарников, и даже небольшие грядки. Несмотря на близость крупного транспортного узла – центрального автовокзала, кажется, что мы – на далекой околице города.

Станция состоит из двух небольших зданий и метеорологической площадки – ровного места примерно 50 на 50 метров с разнообразными загадочными для неспециалиста объектами.

Директор ведет нас на экскурсию. Первое, что привлекает внимание, – небольшие ящички, похожие на скворечники из жалюзи, на высоте около двух метров. Это – жалюзионные будки.

«Они имеют именно такую конструкцию, для того чтобы внутри была тень, но чтобы в то же время будка вентилировалась. Это нужно, чтобы приборы в ней показывали действительные параметры», – поясняет Надежда Васильевна.

Заглядываем внутрь. Там установлены приборы для измерения температуры воздуха и влажности. Также градусники, фиксирующие минимальную и максимальную температуру в течение суток.

Интересно, что традиционные измерители соседствуют с современными электронными датчиками. В одной будке влажность измеряется путем сравнения показаний сухого и увлажненного термометров, а в другой измерения производят электронные датчики, подключенные к компьютеру в здании метеостанции.

Старое и новое соседствует также и в приборах для измерения количества осадков. Они напоминают огромный металлический цветок с лепестками и сердцевиной-цилиндром посередине.

«Отличие в том, что в старом приборе количество осадков измеряется вручную: дождевая вода, скопившаяся в цилиндре, заливается в специальный мерный сосуд для измерения, а новый прибор проводит автоматическое измерение и выдает результат на компьютер», – рассказывает Гапиченко.

Есть на площадке и приборы, измеряющие показатели, о которых не говорят в обычных прогнозах. Например, измеритель загрязненности воздуха. Эти данные получают двумя устройствами.

В одном – в специальной камере установлен электродвигатель с лопастями. Он работает по принципу пылесоса: всасывает атмосферный воздух через специальный фильтр, на котором осаждаются разнообразные примеси. Фильтр работники станции раз в несколько дней снимают и отдают на анализ в лабораторию. Анализов мы не видели, но по грязно-серому цвету осадка видно, что киевляне дышат далеко не альпийским воздухом.

Второй прибор проще: на деревянном столбике небольшая площадка с натянутой марлевой тканью. То, что на эту ткань нанес ветер, также отправляется на анализ.

Еще одно устройство измеряет высоту облаков над землей. Оно состоит из лампы-стробоскопа и фотоэлемента-приемника. Лампа постоянно посылает вспышки в небо, луч света отражается от облаков и попадает на приемник. Чем больше времени нужно лучу, чтобы попасть на приемник, тем выше облака. Высоту рассчитывает компьютер.

Несколько приборов несут полезную информацию, прежде всего для крестьян, автомобилистов и коммунальщиков. Они измеряют целый ряд параметров.

Например, толстая проволока, растянутая на специальном креплении, сигнализирует об обледенении – если на ней образуется слой льда, такой же будет и на проводах и деревьях.

Есть и техника, измеряющая температуру грунта на разных глубинах от 20 см до более полутора метров. Это термометры, спрятанные под землю в специальные трубки. «Вскоре измерение станет автоматическим, – говорит директор метеостанции, – термометры заменят электронными датчиками и подключат к компьютерам».

«Все новые приборы изготовлены нашими специалистами во Львове, – отмечает Надежда Васильевна, – модернизация началась недавно. В прошлом году была установлена большая часть нового оборудования».

Радует, что при модернизации оборудования метеостанции используют разработки украинских инженеров.

И это далеко не все приборы, установленные на метеостанции. Рассказывать о них можно еще долго.

Но самое интересное происходит дважды в сутки: в 13.30 и 01.30 на станции запускают метеорологический зонд. Он представляет собой огромный (около метра в диаметре) белый воздушный шар, к которому на длинной веревочке прикреплен бокс с датчиками. ForUm стал свидетелем этого процесса.

 

«Радиозонд – удовольствие недешевое. Один запуск обходится в 700 гривен, в сутки – 1400, а запуски мы проводим каждый день. Из нашего бюджета денег на эти цели не выделяют. Ситуацию спасает аэропорт «Борисполь». Он нам деньги на зонды, а мы ему – собранную ими информацию», – рассказывает метеоролог.

Процедура подготовки «к полету» непростая. Шар надувают водородом в специальном помещении, поодаль от здания метеостанции. Процедуру проводят с особой осторожностью – газ чрезвычайно взрывоопасен. Кстати, водород получают тут же путем смешивания реактивов в длинном и узком баллоне, похожем на кислородный.

Спрашиваем, почему шар не накачивают безопасным гелием, которым даже шарики для детей надувают.

Ответ прост: гелием дорого. «Мы этого себе позволить не можем, равно как и покупать готовый водород в баллонах», – поясняет руководитель объекта.

Далее зонд выносят на улицу, прикрепляют к нему бокс с датчиками и… он стремительно взмывает в небо. Минута – и шарика не видно, он растворяется среди облаков.

Какая же от него польза, спрашиваем, и стоит ли он тех немалых финансовых затрат? «Огромная, – заверяет директор метеостанции, – с его помощью мы узнаем температуру, влажность воздуха, силу и направление ветра на различных высотах вплоть до двадцати километров. Эти данные необходимы не только нам, метеорологам, но и авиации. Например, зонд может показать, на какой высоте возможно обледенение самолета».

Ученый рассказывает, что зонд не менее часа передает данные на антенну-локатор, установленную на крыше метеостанции под яйцевидным куполом, похожим на НЛО. Под антенной, на втором этаже метеостанции, находится ее мозговой центр. Туда стекается информация как от датчиков на метеоплощадке, так и от радиозонда. Затем эти данные после обработки поступают в Гидрометцентр, где их используют для составления прогноза погоды.

Смотрим на монитор радиолокатора, отслеживающего полет зонда: прошло минут десять с момента запуска, а шар уже на высоте 500 м и удалился на 4 км от точки запуска. Монитор также сообщает, что направление ветра там, у зонда, северо-западное, а скорость 20 метров в секунду. Для сравнения – в это время на улице плюс пять тепла и ветер в два раза тише.

Любопытно, а что будет дальше, долго ли шар парит в небе, может ли улететь в космос, не упадут ли датчики кому-нибудь на голову. Наш вопрос вызывает улыбку: «Нет, в космос не улетит. Зонд сконструирован так, что на высоте более 20 км шар лопнет из-за возрастающей разницы давления внутри него и в атмосфере и упадет на землю. Бывает, что он достигает высоты и в 40 километров».

По словам Гапиченко, была с зондом и занимательная история: «На голову он никому еще не сваливался, но однажды, в 2002 году он все-таки наделал переполоха, когда упал возле аэропорта «Борисполь». Однако там быстро разобрались, что неопознанный летающий объект – это никакое не НЛО, а обычный метеозонд с нашей станции. Определили это по специальному номеру на его корпусе. Кстати, каждый запуск мы согласовываем с аэропортом. На моей памяти только два раза нам не позволили в установленное время его провести. Один раз, когда в Украину прилетал президент США Билл Клинтон, а второй – когда Ющенко и Тимошенко делили самолет».

В разговоре завершаем нашу экскурсию на первом этаже метеостанции. В фойе обращаем внимание на плакаты с интересной информацией о погодных рекордах Киева и Украины и на почетные грамоты.

Одной из них наших метеорологов отметили их швейцарские коллеги: лишнее свидетельство, что украинские творцы погоды даром хлеб не едят.

Жаль только, что их труд часто недооценен, а финансирование и зарплата оставляют желать лучшего. Но не будем о плохом, пожелаем лучше метеорологам в канун их праздника хорошего настроения и точных прогнозов, а всем нам – чтобы в Украине было без осадков, ветер – попутный, погода – благоприятная.