Для многих  из нас цирк по-прежнему остается чем-то исключительно развлекательным и несерьезным. Тем временем в профильном вузе, кстати, единственном в Украине, уже давно изменили подход к цирковой специальности. Современный цирк – это синтез театра, хореографии, спорта, сложнейших технических элементов и трюков, где все объединено, как правило, в один сюжет. О том, как готовят специалистов для цирка, ForUm узнал, посетив Киевскую муниципальную академию эстрадного и циркового искусства.

Удивительно, но оказывается, у Академии, которая всеми профильными экспертами уже давно признана лучшей цирковой школой в мире, за 50 лет ее существования никогда не было собственной тренировочной базы для студентов факультета циркового искусства. Так, для занятий по специализации студентов кафедр эквилибристики и жонглирования, цирковой акробатики и цирковой гимнастики (а таковых 110 человек) Академия с 1988 года арендует гимнастический зал в спорткомплексе ЦСКА (Воздухофлотский проспект, 10). Войдя внутрь, мы представили, что попали на подготовку участников какого-нибудь талант-шоу.

На первый взгляд, в помещении царит атмосфера хаоса: сразу у входа несколько парней оседлали моноциклы, по бокам кто-то жонглирует булавами, хула-хупами, мячами и шляпами. Чуть дальше – юноши и девушки-эквилибристы изгибаются в причудливых позах, словно сделаны они не из плоти и костей, а из резины. В другом углу зала – гимнастки летают в воздухе на кольцах, трапециях и полотнах, под ними – девушка-акробатка делает стойку на одной руке на голове у парня. Однако присмотревшись, понимаем, что тренировочный процесс упорядочен: студенты находятся под контролем преподавателей, и все меры технической безопасности строго соблюдаются.

«Цирковая специальность во всем мире очень престижна и приносит артисту неплохой доход, но в Украине, в силу многих обстоятельств, сложилось несколько иное представление об этом виде искусства, – считает советник ректора по творческим вопросам Анна Лященко. – Реализовать себя молодому цирковому артисту, будь то иллюзионист, эквилибрист, жонглер, акробат, воздушный гимнаст – неважно, в нашей стране на данном этапе очень сложно. Войти в любую профильную государственную структуру, в штате которой работает давно сплоченный коллектив артистов и режиссеров, зачастую профессионально и ментально отставших от мировых тенденций лет на тридцать-сорок, молодому креативному артисту или режиссеру весьма непросто».

Тем не менее, Анна Лященко считает, что при грамотном менеджменте и маркетинге цирковое искусство может быть востребовано в Украине. Тому подтверждение – недавние гастроли Цирка дю Солей, который впервые приехал в Украину и привез шоу Saltimbanco, которому около 20 лет. Несмотря на то, что билеты стоили от ста долларов и выше, их раскупили задолго до премьеры. Это говорит о том, что украинскому зрителю интересно качественное цирковое шоу.Поэтому Владислав Корниенко, совсем недавно ставший ректором Академии, активно ищет пути выхода из создавшейся ситуации, как на уровне городских властей, так и на государственном уровне.

«В Цирке дю Солей работает немалый процент выпускников Академии, – рассказывает Лященко. – Нужно отметить, что наши выпускники, которые работают в этом легендарном цирке, задействованы в их шоу не как артисты массовки, а со своими сольными номерами, созданными здесь, в Украине, режиссерами-постановщиками Академии. Наш цирковой факультет выпускает не просто, так скажем, трюкача, который может технически выполнять определенное количество сложных элементов, а сформированного артиста с готовым номером, который несет в себе смысловую нагрузку, имеет свою драматургию; и такое сочетание высокого технического уровня артиста – с одной стороны, и креативного подхода к режиссуре циркового номера – с другой стороны, производит фурор во всем мире».

По словам Лященко, начиная с 1999 года, Академия ежегодно проводит шоу-спектакли, которые, как правило, проходят в июне в Киевском театре оперетты. В этих шоу задействованы студенты всех кафедр и всех курсов, режиссерами-постановщиками которых являются наши педагоги-режиссеры – это Николай Баранов или Ирина Герман, имена которых хорошо известны во всей Европе.

«Начиная с 1985 года, победы наших студентов и выпускников на самых престижных фестивалях – конкурсах циркового искусства в Монте-Карло (Festival International du Cirque de Monte-Carlo) и в Париже (Festival Mondial du Cirque de Demain), которые по своей значимости равносильны Олимпийским играм в спорте, привлекли к Академии пристальное внимание мировой цирковой общественности.

Благодаря зарубежным партнерам, которые помогают продвижению интересов Академии за рубежом, и руководству Академии, на наши ежегодные шоу стали приезжать промоутеры, продюсеры, режиссеры, представители артистических агентств, директора всех мировых цирков, европейских театров-варьете, профильные журналисты со всех стран. – продолжает Анна. – С каждым годом их число стремительно растет. Так, в прошлом году мы отпраздновали 50-летний юбилей нашего учебного заведения уже традиционным двухдневным гала-концертом, и количество только зарубежных гостей достигло 200 человек. Безусловно, эти люди стремятся подписать контракты с нашими выпускниками, поскольку равных им мало».

Когда студенты приступают к уроку хореографии, к нам подходит освободившийся педагог-режиссер факультета циркового искусства Тарас Поздняков. Студенты тем временем выстраиваются перед большим зеркалом и повторяют движения тренера – сегодня они разучивают хип-хоп.

«После окончания Академии в 1999 году я остался в ней преподавать «жонглирование», позже став режиссером-постановщиком цирковых номеров. Со временем создал свой проект альтернативного цирка «Raw Art», в состав которого входят студенты и выпускники Академии, – рассказывает Тарас Поздняков. – Многие люди продолжают думать, что цирк – это нечто несерьезное. На самом же деле сегодня цирк развивается даже более стремительными темпами, чем, скажем, кино или театр. Он совмещает в себе множество жанров и позволяет реализовать себя как творческого человека».

Поздняков поделился с ForUm’oм и своим личным мнением относительно традиционного цирка, который мы можем лицезреть в здании на проспекте Победы. «Эстетика этого цирка морально устарела: программа у них рассчитана скорее на детей, которых приводят в цирк бабушки с дедушками, нежели на современного молодого человека. Молодежь же отдаст предпочтение скорее более эффектному кино, чем таком цирку», – говорит Тарас.

Не в восторге Поздняков и от разного рода талант-шоу, массово наплодившихся в Украине в последнее время.

«Мои студенты принципиально не принимают участие в таких телепроектах. Я слишком уважаю их труд, чтобы допустить к подобному низкосортному шоу. Такие шоу дискредитируют профессию артиста цирка. Зрителю кажется, что все очень просто. На самом же деле это очень тяжелый труд, – возмущается Поздняков. – Вы ведь не будете оперировать человека после двухмесячных тренировок на кухне? Так почему же многие считают, что цирковое искусство можно легко и быстро освоить?»

С ним соглашается Наталья Позднякова, педагог кафедры эквилибристики и жонглирования факультета циркового искусства.

«Если в балете средство самовыражения – тело, в театре – слово, в изобразительном искусстве – картины, то в цирке – это трюки. Посредством стойки на руках, жонглирования и т.п. мы доносим идею, мысль, сюжет, – рассказывает Наталья Александровна. – Мы живем в век высоких технологий, цирк уже давно перестал быть местом, где глупый клоун отколол глупую шутку».

По словам Поздняковой, в Академии обучаются современные, высокообразованные молодые, начитанные люди. Помимо циркового искусства они постигают азы политологии, философии, социологии, истории, педагогики и т.д.. Их волнуют проблемы самого разного спектра: от глобального потепления до самореализации молодого человека. «В своих номерах-постановках я стараюсь затрагивать общественно важные темы», – дополняет Тарас Поздняков.

«В цирковую студию меня привели еще в детстве. Я сразу же влюбилась в нее, но даже не думала, что это будет моей будущей профессией. Да и родители были против, но в итоге победила все-таки я, – рассказывает студентка второго курса, будущая дипломированная акробатка Валерия Доценко. – Поступила в Академию, сразу же появилось много друзей-единомышленников. А вот с бывшими одноклассниками часто приходится спорить, доказывая, что цирк – это не только клоуны. В будущем мечтаю показывать свое искусство зрителям, как в Украине, так и во всем мире».

Наталья Василюк преподает каучук на кафедре эквилибристики и жонглирования. «После окончания Академии в 1998 году я 10 лет работала в театре Анатолия Залевского «Ризома», выступала с гастролями по всему миру, в 2002 году стала обладательницей бронзовой медали на Международном фестивале цирковых артистов «Цирк будущего» в Париже. Сделав успешную карьеру артистки, я вернулась в Академию, чтобы передать свой опыт молодому поколению». На вопрос, был ли у вас шанс остаться работать за границей, Наталья отвечает: «Конечно же, были все возможности, но, видимо патриотизм и желание работать в Украине сыграли решающую роль».

В отличие от экономических и юридических специальностей, куда часто идут под влиянием моды, в Академию эстрадного и циркового искусства случайные люди не попадают. Обычно сюда идут учиться дети циркачей, желающие продолжить семейную династию, дети из спорта, либо же те, кто не представляет свою жизнь без арены.

Так как подобная Академия в Украине только одна, съезжаются в нее дети со всей Украины. Начинают обучение с 14-15 лет. На сегодняшний день в Академии учится 447 студентов. Что касается факультета циркового искусства, часто это те, кто с детства занимается в цирковых студиях. Преимущественно в Академии учатся дети из небогатых семей, поэтому особенно острой проблемой для студентов становится отсутствие у заведения своего общежития.

Академия готовит специалистов по трем направлениям – эстрадно-цирковое, музыкальное и театральное искусство по специализациям: цирковая акробатика, цирковая гимнастика, эквилибристика, жонглирование, клоунада, музыкальная эксцентрика, пантомима, иллюзия и манипуляция, эстрадный танец, разговорные жанры эстрады, куклы на эстраде, эстрадный вокал и режиссура эстрады и цирка.

Все занятия, кроме ранее упомянутых тренировок, проводятся в здании Академии по ул. Жилянская, 88. В частности, кафедр пантомимы и эстрадного вокала, где нам посчастливилось побывать.

Пантомиме обучаются в обыкновенной аудитории площадью чуть больше 20 квадратов. На одном курсе учится в среднем порядка 8 человек. Процессом руководит зав. кафедрой пантомимы Наталья Яковлевна Ужвенко.

«В пантомиму чаще всего идут дети, любящие работать над своим телом, физически выносливые, но не подходящие для цирка, – говорит Наталья Ужвенко. – Мы приветствуем, если у ребенка есть актерский талант, однако следует помнить, что, в отличие от театра, мимы должны выражать свои мысли и чувства невербальными средствами. Мим – это универсальный актер. Такие трюки, как «стеночка», «лесенка» и т.д. – это азбука пантомимы. Но как раз эти понятия опорочили наше искусство, так как многие думают, что на этом пантомима и заканчивается. На самом же деле пантомима учит мыслить визуальными образами».

По мнению Натальи Яковлевны, современная эстрада стала очень однообразной. Остались только песни и танцы: да и то, о танцах заговорили после показа соответствующего телешоу. Однако в последнее время, считает Наталья Ужвенко, на эстраду стали возвращаться и артисты оригинального жанра, в том числе мимы.

На факультете музыкального искусства гордятся своими известными выпускниками. Среди них Николай Мозговой, Наталья Могилевская, Светлана Лобода, дуэт «Алиби», Наташа Королева, Камалия, Мика Ньютон, Макс Барских, Ева Бушмина (солистка группы «ВиаГра»), Алиса Тарабарова (солистка группы «Real O») и многие другие известные люди. Среди них множество бывших или нынешних участников современных музыкальных телепроектов.

«Наши выпускники умеют петь качественную музыку, однако в угоду музыкальному рынку переходят на коммерчески выгодную. И винить их за это не стоит. К тому же участие наших студентов в телевизионных проектах для самопиара весьма полезно, да и вынести пользу из всего этого тоже можно, – полагает преподаватель кафедры эстрадного вокала Галина Голубева. – Я считаю, что получить ценный опыт можно даже выступая в каком-нибудь кабаке. Но не более года – затем они теряют свои голоса».

Есть в Академии и кафедра «Куклы на эстраде». В отличие от аналогичной специальности в университете им. Карпенко-Карого, здесь из студента делают не просто кукловода, а полноценного актера. «Мы воплощаем в жизнь синтез живого актера с куклой», – утверждает зав. кафедрой «Куклы на эстраде» Ольга Бучма.

Посетив Академию, мы убедились – у украинского цирка есть будущее. Ведущие мировые цирки давно оценили талант наших артистов. Хотелось бы верить, что на них обратит внимание и наше государство, дав артистам возможность реализовать себя на Родине. Украинцы же наконец-то смогут узнать, что современный цирк – это не только зверюшки и клоуны, но и интеллектуальный вид искусства.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

9013