
Недавно в колонном зале столичной мэрии открылась документально-художественная выставка «Улица Крещатик – от проекта реконструкции до современности». На ней представлены проекты самых значимых зданий главной улицы Киева: какими их видели авторы, и какие они вышли в итоге.
Большинство из проектов лишились архитектурных изысков: карнизов, барельефов, шпилей, скульптур, и даже этажности. Однако сегодня городские власти подумывают о том, чтобы вернуть многим из них первоначальный авторский облик. В том числе и киевской мэрии, которая по замыслу архитектора должна была быть построена в виде ратуши. ForUm решил рассказать киевлянам, как их город мог бы выглядеть без архитектурной цензуры.
«Задание каждой власти – развивать строительство, но при этом не разрушать историю, – сказала во время открытия выставки секретарь Киевсовета Галина Герега. – Среди экспозиций мы видим, как Крещатик расстраивался и развивался в послевоенные годы. Надеюсь, все посетители данной выставки узнают много интересной информации о главной улице Киева».
Проектные чертежи, созданные в конце 1940-х – начале 1950-х годов, существенно отличаются от реализованных вариантов. Эскизный Крещатик выглядит пышнее, помпезнее, его шпили и карнизы венчают десятки скульптур.
«В процессе работы многие проекты упростили. Это было связано с «борьбой с излишествами в архитектуре, – рассказывает ForUm’у начальник отдела использования информации документов Анна Алексеенко. – Всего по улице было построено 15 новых домов (два значительно перестроенных довоенных), из них только три украсила монументальная скульптура: №15, 23, 27».
По словам Алексеенко, изначальный проект улицы предусматривал функциональное зонирование: парная сторона – деловая с размещением общественных зданий сплошным фронтом (одинаковой высоты и в одном архитектурном стиле), и непарная – застройка высотными жилыми домами, вписанными в рельеф холмов: то с отступом от них, то с выходом непосредственно на улицу. Между сторонами расположились тротуар, проезжая часть, бульвар, преграждающий проникновения смога в жилые здания. Старый Крещатик стал широкой магистралью, какой мы ее видим сегодня.
Отель «Москва» (ныне «Украина»), Институтская, 4
В 1910-1912 годах по проекту одесских архитекторов построили так называемый «Дом Гинсбурга». Его считают первым киевским небоскребом. Однако во время Второй мировой войны дом полностью разгромили. Лишь в 1954 году на его месте начали возводить высотный отель «Москва». Завершилось строительство лишь в 1961 году – после многочисленных переработок, в частности связанных с так называемой борьбой с излишествами, которая началась в 1955 году.
«Этот архитектурный объект рождался в больших муках. Было разработано около двух десятков вариантов. Проекты без конца согласовывались, с учетом бесконечного количества замечаний, – цитирует Алексеенко воспоминания ныне покойного архитектора Анатолия Добровольского. – Но и в этих условиях мы стремились проявить творческую индивидуальность, старались использовать национальные традиции народной архитектуры».
Добровольский рассказывал, что однажды ему ночью позвонил член украинского правительства И.Сенин и с грустью сообщил, что только что закончилось правительственное заседание: ничего уже сделать нельзя – верхушку отеля необходимо срезать.
Сегодня отель называется «Украина». На фотографиях можно увидеть, каким отель должен был быть, и каким мы его видим сегодня.
Здание Киевсовета, Крещатик, 36
Как и все административные здания, Киевсовет находится на парной стороне Крещатика. Эта сторона застройки более выдержанная, поскольку большинство сооружений достраивались уже после постановления о борьбе с излишествами. Однако первичные решения административных зданий также насыщены скульптурами. Вот и дом горсовета на Крещатике, 36 на проектах выглядел как 22-этажное строение со ступенчатой композицией в виде своеобразной ратуши со шпилем.
«Архитекторы мастерской №1 «Киевпроекта» декларировали его фасад фигурами рабочих и колхозников отдельными и групповыми, – рассказывает Алексеенко. – Интересно, что перед входом планировалось установить фонтан или постоянную правительственную трибуну с бронзовой скульптурой».
В конце концов, проект реализовали в 1957 году в виде десятиэтажки: три нижних этажа облицованы красным гранитом, верхние – керамикой.
«Сегодня мы сможем увидеть Крещатик не только таким, какой он есть, но и таким, каким он мог быть, – говорит глава «культурной» комиссии Киевсовета Александр Бригинец. – Особенно любопытно было узнать, какой могла быть мэрия. Хорошая идея достроить ее.
Жилой дом на ул. Крещатик, 25
Восстановление Крещатика началось с группы жилых зданий, расположенных с левой, непарной стороны: от ул. Карла Маркса (ныне – Архитектора Городецкого) до Бессарабской площади. 25-й дом проектировался сначала для работников Академии наук УССР, но со временем его передали в Минобороны. Много внимания проектировщики уделили организации уютного двора – здесь были запроектированы детсад, места отдыха, стоянка для велосипедов. Еще одна любопытная деталь – в 120-квартирном доме в 30% квартир предусмотрены дополнительные комнаты для домработниц.
Сегодня это здание, в народе известное больше как «дом Верки Сердючки» (в нем живет актер Андрей Данилко. – Авт.), увенчано башенкой со шпилем и звездой. Центральный корпус обрамляют два девятиэтажных «крыла».
«Один из вариантов предусматривал строительство приземленного массивного сооружения с огромным куполом, делающим это здание похожим на Капитолий, – говорит Алексеенко. – Его увенчивала многофигурная скульптурная группа. На парапете планировалось разместить целых 18 фигур».
Министерство лесного хозяйства (сейчас Министерство топлива и энергетики), Крещатик, 30
Дом Министерства лесного хозяйства был построен в 1953 году – до начала борьбы с архитектурными излишествами. Поэтому если сравнить чертежи фасадов и современные изображения этого здания, видно, что это один из немногих проектов, в котором первичный авторский замысел почти полностью реализован. Сохранено принципиальное композиционное решение фасада с четкими вертикалями широких окон, рядом массивных колонн перед главным входом, балюстрадой над карнизом.
Впрочем, не обошлось и без архитектурных правок. По словам Алексеенко, изменения коснулись декоративных деталей: окна верхнего этажа выполнены в виде арок, фасады здания украшены только керамическими розетками.
Дом связи (Главпочтамт)
Здание главпочтамта, расположенное на углу Майдана и ул. Крещатик, было построено одним из последних – в 1958 году. С этого места, по традиции, идет отсчет всех расстояний от столицы.
«Архитектура фасадов здания выражает их характер как крупного административного здания, – описывает главпочтамт Алексеенко. – Фасады разделяются горизонтальным поясом на две неравные части, создающие объемно-пространственную композицию. Нижняя четырехэтажная расположена на цоколе из серого полированного гранита и отделена от верхней части арками. Три верхних этажа украшены пилястрами. Главный вход в дом со стороны площади подчеркнут портиком, увенчанным арками. Над портиком размещена колоннада».
Интересно, что по эскизным рисункам массивный одноярусный портик со стороны Майдана планировали украсить скульптурой. Позднее авторы отошли от этого варианта.
«Решение почтамта и всей прилегающей части Крещатика оказалось настолько эффектным, что изображение этого места сразу же растиражировали на открытках и почтовых марках, – говорит Алексеенко. – Почтамт, кстати, планировали также украсить скульптурами. Существует также вариант с расположенными под крышей часами».
Сергей Чечевницкий, архитектор:
С одной стороны, возврат Крещатику проектного облика – это восстановление исторической справедливости и дань памяти архитекторам. С другой – нынешний вид главной улицы страны устоялся, киевляне к нему привыкли. Опять-таки, как показывает практика, даже самые благие намерения в ходе их реализации оказываются «пшиком». Стоит вспомнить тот же Майдан, по прежнему облику которого ностальгируют тысячи горожан. Но, несмотря ни на что, киевляне любят свой Крещатик, а туристы не упускают случая увидеть его воочию и забрать домой на фото…
Фото Виктора Ковальчука
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом