«Эксперт» выяснил, какие отечественные фильмы украинцы считают самыми значительными и популярными за всю историю нашего кинематографа, и каким они хотят видеть будущее украинского кино

На первый взгляд, составить рейтинг самых значительных и популярных фильмов в истории украинского кинематографа несложно — надо выстроить их по количеству зрителей, пришедших в кинотеатры посмотреть ту или иную кинокартину. Однако против выбора этого критерия говорит сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, в советское время, как и сейчас, фильмы выпускались в прокат в разном количестве копий и, соответственно, шли в разном количестве кинотеатров. Однако в отличие от нынешнего времени, когда тираж определяется, исходя из коммерческого потенциала ленты, в СССР на первом месте стояла идеология. И если фильм, по мнению чиновников, не соответствовал «линии партии», его могли подвергнуть изощренному наказанию — показать в одном-двух кинотеатрах на город с миллионным населением. Естественно, зрителей у него оказывалось намного меньше, чем могло бы быть в случае широкого проката.

Во-вторых, критерий количества зрителей в кинотеатрах не учитывает фактор демонстрации картин по телевидению и продаж их записи на видеоносителях. А он очень важен, поскольку многие украинцы, особенно молодежь, знакомились с золотым фондом отечественного кино именно таким образом.

В-третьих, многих людей, в свое время «сделавших кассу» тому или иному украинскому фильму, уже нет на этом свете. Да и подсчет зрителей велся в целом по СССР. А нам хотелось бы представить точку зрения на украинское кино именно тех, кто сейчас живет в Украине.

Поэтому мы обратились к нашим давним партнерам из компании Research & Branding Group, специализирующейся на проведении маркетинговых и социологических исследований, с просьбой провести стандартное общенациональное исследование с выборкой 2078 респондентов в 24 областях Украины, Автономной Республике Крым, а также Киеве и Севастополе. Этим людям «Эксперт»задал несколько вопросов, касающихся отечественного кинематографа.

Первый вопрос «Какие из украинских фильмов являются наиболее успешными и значительными за всю историю украинского кино?» был главным. А второй — «Какие из украинских фильмов вам больше всего нравятся?» — проверочным. Ведь в таких опросах возможны ситуации, когда человек говорит не то, что думает на самом деле, а то, что от него, по его мнению, хотят услышать. Однако наши опасения оказались напрасными — ответы на первый и второй вопросы за редкими исключениями были почти идентичными. Суммируя их по каждому из фильмов, мы и составили наш рейтинг.

Вне конкуренции

С большим отрывом первое место в рейтинге заняла снятая в 1973 году кинолента режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни ”старики”». Это говорит о многом. Прежде всего — о том, что Великая Отечественная война, несмотря на все дискуссии, остается для большинства украинцев именно «отечественной», а не «Второй мировой». Основанная на реальных фактах история о «поющей эскадрилье» летчиков, сражавшихся и погибавших за родину, которая называлась тогда Советским Союзом, по-прежнему задевает в душах жителей нашей страны самые базовые ценности, коренящиеся в родовой памяти о судьбах отцов и дедов.

Правда, запад Украины, в отличие от центра и юго-востока, как и можно было ожидать, поставил по критерию «значительности» фильм Быкова на второе место после знаменитых «Теней забытых предков» (1964) Сергея Параджанова. Но тут сработал проверочный вопрос. В списке кинокартин, которые «больше всего нравятся», «Старики» опередили «Тени» в западной части страны почти в полтора раза. А это позволяет предположить, что многие жители запада Украины говорили не столько то, что думали они сами, сколько то, чего от них, по их мнению, ждала «громада». (Та же история произошла на западе и с оценкой фильмов Александра Довженко.)

Не по-киношному скромный Быков, наверное, удивился бы, узнав, что он стал украинским режиссером номер один. Однако цифры говорят сами за себя: еще один его фильм о Великой Отечественной войне «Аты-баты, шли солдаты» (1977) занял в нашем рейтинге пятое место, опередив в целом по Украине меньше, чем на процент, всё те же «Тени забытых предков». Так что не зря памятник мастеру (Памятник военным летчикам), и в его лице всем воспевшим защиту родного Отечества, стоит на киевских кручах, неподалеку от могилы Неизвестного солдата.

Почетную вторую позицию в рейтинге завоевала поистине народная, давно уже разобранная на цитаты, комедия режиссера Виктора Иванова «За двумя зайцами», справившая в этом году полувековой юбилей. Но если ленты Быкова своим успехом целиком и полностью обязаны режиссеру, то «За двумя зайцами» — фильм, прежде всего, актерский. В первую очередь вспоминается фантастическая по искрометности игра Олега Борисова в роли цирюльника Голохвастова и удивительное «попадание в образ» Маргариты Криницыной, сыгравшей пытающуюся выбраться из грязи в князи Проню Прокоповну. Но и остальные артисты очень хороши, а великий украинский комик Николай Яковченко в роли главы семейства Серков создал просто-таки классический образ.

Поначалу может удивить третье место в рейтинге «Весны на Заречной улице» режиссеров Феликса Миронера и Марлена Хуциева. Ведь история о том, как учительница вечерней школы и недавняя выпускница педагогического института в 1956 году перевоспитывает сталевара, ударника коммунистического труда и хулигана в быту в исполнении обаятельного Николая Рыбникова, а заодно проникается красотой производственного процесса, выглядит уж очень «советской». Но, поразмыслив, понимаешь, что не так уж много, по большому счету, изменилось со времени первого выхода картины на экраны. В Запорожье, где снимался фильм, по-прежнему льют сталь, девушки мечтают о мужественных мужчинах, а те — о чистых и серьезных девушках. Как и можно было ожидать, запад Украины дал «Весне на Заречной улице» в полтора-два раза меньше баллов, чем центр и юго-восток, но даже в Галиции фильм в категории «больше всех нравится» занял четвертое место.

А в общем рейтинге на четвертом месте оказалась еще одна «производственная лента» — комедия «Королева бензоколонки», снятая в 1962-м режиссерами Алексеем Мишуриным и Николаем Литусом. Тут, как и в случае с фильмом «За двумя зайцами», картина держится на актерах, точнее, на одной актрисе — Надежде Румянцевой, играющей юную Людмилу Добрыйвечир, у которой не получилось стать ни диктором на телевидении, ни стюардессой. Но героиня нашла себя в роли заправщицы бензоколонки на трассе Киев—Харьков. Режиссерам удалось достоверно передать подлинную атмосферу жизни в Украине тех лет — добродушие, хлебосольство, незлобивый юмор и самодостаточность, столь нехарактерные для кинематографа московско-питерского разлива.

Пятое место, как уже было сказано, занял военный фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», ставший для режиссера последним в жизни. Он погиб в 50 лет в автомобильной аварии под Киевом.

Ожидаемые неожиданности

Лишь шестую позицию в рейтинге «Эксперта», если говорить об Украине в целом, завоевали «Тени забытых предков» — кинематографическая трагедия, придавшая столетней давности истории жизни гуцула Ивана вселенский экзистенциальный характер. Бесспорный шедевр, в создание которого вложил весомую долю оператор Юрий Ильенко, проиграл в нашем опросе и военным лентам, и производственной мелодраме, и даже простенькой комедии о девушке с бензоколонки. И это еще раз подтвердило, что кино было, есть и, скорее всего, останется в будущем самым массовым из искусств, рассчитанным в первую очередь на людей, которые пришли в кинотеатр смеяться и плакать, а не восхищаться режиссерскими и операторскими изысками.

То же самое можно сказать и о том, почему только на седьмом месте оказались фильмы Александра Довженко. «Арсенал» и «Земля» нынче просто не берут зрителя за душу. Доказательством этого является оценка фильмов Довженко жителями запада Украины. Назвав их третьими по значимости, они в то же время поставили их в списке «больше всех нравится» лишь на седьмое место, причем вторая оценка оказалась почти в три раза меньше, чем первая.

Тезис о том, что кино — искусство в первую очередь массовое, объясняет, почему остальные фильмы (помимо «Теней забытых предков» и лент Довженко), представляющие так называемое украинское поэтическое кино, оказались в нашем рейтинге на относительно невысоких местах. Так, «Белая птица с черной отметиной» (1971) режиссера Юрия Ильенко, повествующая о событиях 1937–1947 годов в приграничном украинском селе, где один из братьев ушел в Красную Армию, а другой — к повстанцам, заняла только десятую ступеньку в рейтинге. «Вавилон ХХ» (1979), кинорассказ Ивана Миколайчука о жизни еще одного украинского села, но в послереволюционный период, — одиннадцатую позицию. «Каменный крест», снятый Леонидом Осыкой в 1968 году по трагическим новеллам Василя Стефаника о судьбах галичан заброшенного села конца XIX века — двенадцатую строчку. Сыграло свою роль и то, что идентичность этих фильмов оказалась не близка центру и юго-востоку.

Опередили их военно-героическая драма «Подвиг разведчика» (1947) незаслуженно забытого режиссера Бориса Барнета, занявшая восьмую позицию, и экранизация одноименного романа Агаты Кристи «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина (девятое место). Своим успехом «Подвиг» обязан красавцу Павлу Кадочникову в роли первого из советских «штирлицев», а «Негритята» — целой компании отличных актеров и захватывающему детективному сюжету.

Ну и, наконец, полной неожиданностью стало тринадцатое и четырнадцатое место фильмов «Полеты во сне и наяву» (1982) и «Долгие проводы» (1971) — лучших работ Романа Балаяна и Киры Муратовой, самых знаменитых из снимающих сегодня кино украинских режиссеров. Если непопулярность «Долгих проводов», рассказывающих о драме непонимания между матерью и повзрослевшим сыном, еще можно объяснить тем, что эту картину сегодня увидеть сложно, и о ней мало кто знает, то с «Полетами» дело обстоит совсем непонятно. Мало того, что в них сыграл одну из своих лучших ролей Олег Янковский, всеобщий любимец женщин — главного кинотеатрального контингента, фильм уже с момента своего появления на свет считался культовым, поскольку блестяще показывал кризис мужчины среднего возраста. Остается только предположить, что такой кризис украинские мужчины нынче переживают по-другому (в картине действие происходит в провинциальном советском городе), а украинские женщины любят Янковского не в ипостаси «мужа-шатуна», а в других ролях. Ну и явный антисоветский заряд этих двух кинолент, который в те годы сделал их любимыми фильмами интеллигенции, сегодня вообще не играет никакой роли для зрителей.

Украинцы против ограничений

Проявив свои симпатии к фильмам с ярко выраженным советским менталитетом, украинцы в большинстве своем проголосовали и за советский, по сути, подход к кинопроизводству. Почти 69% участников опроса высказались за государственную поддержку национального кино в той или иной форме. Выбирая среди возможных способов, которыми государство может поддерживать украинский художественный кинематограф, 34,1% респондентов предпочли прямое финансирование съемок фильмов и их продвижение в кинопрокате. Почти 24% опрошенных считают самым оптимальным путем предоставление кинематографистам налоговых и прочих экономических льгот. И только 10,6% граждан поддержали идею об обязательной квоте для украинских фильмов в кинотеатрах.

Последняя цифра представляет особый интерес, если рассмотреть ее вместе с результатами ответа на вопрос, готовы ли наши соотечественники платить более высокую цену за билет на фильм иностранного производства при условии, что эта надбавка пойдет на развитие украинского кинематографа. Более 63% респондентов ответили отрицательно, в том числе 50,1% на западе страны. То есть, поддерживая идею государственной помощи национальному кинематографу, большинство украинцев против того, чтобы это делалось за счет ущемления их индивидуальных прав. Свой карман всегда ближе...

Опрос также в очередной раз подтвердил, что для зрителей не имеет значения, на каком языке должны демонстрироваться в кинотеатрах отечественные художественные фильмы. Эту проблему выдумали политики. В целом по стране лишь 21,6% заявили, что таким языком должен быть только украинский. И даже на западе Украины эта точка зрения отразилась в меньшей цифре, чем ожидалось, — 51,4%. Более 40% граждан (на западе страны — 37,4%, на востоке — 35,3%) сказали, что для них это вообще не важно.

Принципы отбора фильмов для рейтинга

Как уже заметил читатель, в рейтинге любимых украинцами национальных фильмов нет нескольких культовых кинолент. В первую очередь — телевизионные фильмы Одесской киностудии «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Место встречи изменить нельзя». Дело в том, что в рейтинг мы включали только полнометражные художественные фильмы, снятые для показа в кинотеатрах. Кроме того, спецификой проводимого опроса была постановка так называемого закрытого вопроса, где респондент имел выбор из заранее составленного экспертами списка. О том, что принципы отбора оказались верными, говорит то, что графу «другие», кроме указанных в списке кинокартин, отметили в общей сложности всего 0,5% опрошенных.

Среди других критериев отбора назовем следующие:

• украинским считался фильм, сделанный на украинской киностудии, независимо от места натурных съемок;

• для уверенности в том, что опрашиваемые в большинстве своем знают о фильме не понаслышке, отбирались картины, собравшие в свое время в кинозалах не менее миллиона зрителей; ни одна лента, снятая в Украине за время независимости, этому критерию не соответствовала.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3040