Интересно, как чутко держит нос по политическому ветру руководство «Газпрома». Пока еще не закончился конфетно-букетный период в отношениях между Россией и Украиной, глава «Газпрома» Алексей Миллер уверял журналистов, собравшихся в Риме, что «Северный поток» не несет никаких угроз для транзита российского газа по территории Украины.
«Так вопрос не стоит. Эти поставки (по «Северному потоку») будут осуществляться по новым контрактам», — сказал Миллер российским журналистам 16 февраля 2011 года.
А уже в июне, загадочно улыбаясь, выразил уверенность, что транзит через Украину сократится на 20 млрд кубометров. «Вы же все, дорогие друзья, понимаете» – согласился он с расчетами агентства «Интерфакс» относительно переноса транзитных объемов.
Российские эксперты наперебой принялись подсчитывать будущие убытки Украины от сокращения транзита российского газа. Звучали страшные прогнозы потерь: от 700 млн долл. в год до полного прекращения транзита по территории Украины.
И, о чудо, 8 ноября на торжественном пуске первой нитки «Северного потока» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сказал, что объемы газа, который пойдет по новому маршруту, являются дополнительными, законтрактованными «Газпромом» к уже существующим. И, заметьте, ни слова об Украине ни во время, ни после.
Я поначалу тоже слегка растерялся: так кому же верить? Да что я, даже уважаемое агентство «Фитч» и то спрогнозировало в день открытия «Северного потока» убытки для «Нафтогаза» и возможное снижение его рейтингов до «ниже плинтуса».
Но очень похоже, что молчание «Газпрома» не случайно, и переговорный процесс с «украинскими друзьями» все-таки близок к завершению к обоюдному удовольствию сторон. Но это уже совсем другая история. А пока никакие газовые страсти в связи с «Северным потоком», ни Украине, ни ее нефтегазовому монополисту не грозят.








