Очередной номер журнала Time за 19 октября 2009 года вышел под следующим заголовком: «Почему пришло время отправить пенсионный план на пенсию?» На обложке был изображен план, уходящий под воду, как «Титаник». Нас, украинцев, в принципе должно было бы это успокоить, ведь не только у нас все так плохо с пенсиями, даже на процветающем Западе существуют аналогичные нашим проблемы. Но почему-то не успокаивает. Наверное, потому что наш «Титаник» под названием «солидарная пенсионная система» уже давно ушел под воду полностью. Последние исследования PricewaterhouseCoopers показали, что приближающийся кризис пенсионной системы – основная экономическая и политическая проблема не только в США, но и в европейских странах.

В Украине сегодня около 14 миллионов пенсионеров – это огромный электоральный потенциал для популистских политических сил. Вопрос пенсионного обеспечения более 10 лет являлся традиционным предметом торга для получения победы на выборах, а политические выгоды для краткосрочно ориентированных политиков всегда перевешивали экономические реалии. Так дело обстоит не только у нас, в США, например, одним из самых мощных лоббистов выступает Американская ассоциация пенсионеров. В постсоветских странах социальные выплаты являются практически единственной причиной, по которой люди терпят власть. Чудовищная коррупция, продажные суды, агонизирующая экономика, отчаянный правовой нигилизм, полное отсутствие системы здравоохранения – пенсионная система, пусть и обанкротившаяся, оставалась единственным бастионом в разрушенной фортификации государства. Наши политики знали это и любой ценой старались дотянуть до очередной избирательной кампании.

Десятилетнее откладывание структурных реформ, оттягивание от одних выборов к другим, политическая трусость и страх брать на себя ответственность за реформы привели к тому, что банкротство солидарной системы переросло в стратегический вызов для Украины.

Против пенсионных изменений высказались практически все оппозиционные политики, которые еще вчера занимали посты в кабинетах власти и отлично осведомлены о том, что солидарная пенсионная система в существующем виде – банкрот, и поколение двадцатилетних НИКОГДА не получит ни гривни пенсии, если ничего не изменить. Действующая пенсионная система работает по принципу «незамедлительной выплаты» (pay-as-you-go), когда страховые взносы немедленно выплачиваются пенсионерам, и ПФ хронически пуст.

«Проблема финансового выживания человека после ухода на пенсию приобрела чудовищные размеры и становится все больше. У нас слишком много людей, которые надеются на правительство в решении собственных проблем. А политики, которым нужно только набрать побольше голосов, обещают им эти проблемы решить. Но все мы, конечно, знаем, что любой политик готов наобещать с три короба, лишь бы сохранить популярность, любовь избирателей и быть переизбранным. Если бы они говорили людям правду, то их бы давно повыгоняли из кабинетов. Поэтому проблема продолжает расти, правительство разбухает, а налоги повышаются», – это цитата из книги американских авторов Роберта Киосаки и Шарон Лечтер «Пророчество Богатого Папы».

Кстати, я так часто обращаюсь к опыту Америки потому, что именно ее система была принята за основу нашего пенсионного обеспечения. Причем в тот год, когда она внедрялась в Украине, в США уже было очевидным ее банкротство.

Пенсионная реформа, являясь долгосрочным проектом, должна постоянно изменяться, корректироваться. Если бы накопительную систему начали внедрять раньше, когда солидарная еще имела запас прочности, многих проблем можно было бы избежать. Сегодня же, когда пенсионное обеспечение украинцев стараниями популистов настиг крах, поздно говорить о негативе и позитиве, хорошо это или плохо, альтернативы финансовому оздоровлению нет. Поэтому единственно верным есть только один путь – конструктивный. Мы все вместе должны решить, как сделать так, чтобы уменьшить возможные риски для людей.

Существует мнение, что спасти от банкротства распределительную систему можно путем легализации зарплат и повышением размеров социальных взносов. Но доверие к государству и уровень «теневой» экономики взаимосвязаны – чем ниже доверие, тем «гуще» тень. Государство повышает налоги, стремясь наполнить казну и социальные фонды, а работодатели, спасаясь от непомерных платежей, выплачивают зарплату в «конвертах». При существующем уровне налогов на ФОП ни один здравомыслящий человек не будет показывать белую зарплату.

Украина чуть ли не единственная страна в мире, где страховой пенсионный взнос полностью формирует работодатель. Скажем, в Европе в среднем 50% пенсионных взносов оплачивает работодатель, 50% в обязательном порядке — работник из своего заработка. Мы должны немедленно внедрить подобную практику. Это снимет ряд проблем.

Теперь о больной для нашего общества теме – спецпенсиях. Этот вопрос в первую очередь политический, а не экономический. В России, например, много лет в Государственной Думе лежит закон о профессиональных пенсиях. Суть его в том, что если у бизнесмена вредное производство, которое приносит ему большие прибыли, то платить специальные пенсии должно не государство в лице налогоплательщиков, а тот работодатель, которому принадлежит это вредное производство. Если хозяин заинтересован, чтобы уменьшилось число рабочих мест, связанных с вредными производствами, он должен улучшать сами условия труда на предприятии, модернизировать производство. Почему его не принимают, думаю, понятно. Так же и в Украине.

Мы все должны понять, что счастливые люди третьего возраста из Японии, Германии, Италии, путешествующие по всему миру и наслаждающиеся жизнью, своей достойной старостью обязаны не государству, а себе. Конечно, во всех странах присутствуют минимальные социальные гарантии, но основным средством обеспечить безбедную жизнь во всем мире является второй и третий уровень пенсионного обеспечения. Иные варианты вам предложат только лиса Алиса и кот Базилио.

Раз уж мы заговорили о доверии. Есть еще один вопрос, который почему-то никто не ставит – степень доверия к государственному Пенсионному фонду. Более закрытой организации, окутанной тайным молчанием, в нашей стране, пожалуй, не найти. Пенсии выплачивает не государство, оно только перераспределяет деньги налогоплательщиков посредством ПФ. И мы, налогоплательщики, имеем полное право знать, как тратятся наши средства.

Кстати, в Положении о Пенсионном фонде в разделе «права и обязанности» права представлены достаточно широко – фонд имеет право «получать, требовать, взыскивать, ставить вопрос об ответственности», и ни одного(!) обязательства перед нами, с которых требуют, взыскивают и получают.

Необходимо оптимизировать работу этой структуры, уточнить полномочия и функции. Почему, проверяя сам себя, Пенсионный фонд сам себе же и предоставляет результаты проверки? Возможно ли такое хотя бы на одном предприятии, с которого «получают и требуют»?! Единственной информацией об эффективности работы ПФ служат редкие интервью главы Счетной палаты, в которых обтекаемо говорится: «Один из выводов аудита, проведенного Счетной палатой в отношении деятельности Пенсионного фонда, – это безынициативность и непрофессионализм руководства фонда…». В Венгрии фонды должны раскрывать причину низких доходов, а в Австрии на законодательном уровне обязывают публиковать информацию о вознаграждениях руководства фондов. В Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Испании и Словакии законом ограничен максимальный размер выплат для руководителей. А в Украине неизвестна даже стоимость администрирования, не говоря уже об общих затратах. Может быть еще один путь – объявить ПФ банкротом и вернуть его в русло бюджета в части солидарной системы.

Нужно провести коренное реформирование, структурные изменения работы всех социальных фондов, не только пенсионного. Это позволит снизить затраты на администрирование и высвободившиеся средства направить в социальную сферу. И немедленно запустить второй уровень пенсионного обеспечения, поскольку без него вся пенсионная реформа сводится к банальному повышению возраста.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

21763