5 сентября исполняется 7 лет с того дня, когда, по считавшейся долгое время официальной версии, кандидат в президенты Виктор Ющенко мог быть отравлен диоксином. Как известно, это действительное или мнимое отравление сыграло одну из ключевых ролей в том, что Ющенко был избран главой государства. Многие люди поверили тезису о том, что «злочинна влада» идет на все для достижения своих целей, даже на физическое устранение претендента на президентское кресло. И проголосовали за «пострадавшего за демократию» Ющенко, в том числе в ходе сомнительного с точки зрения закона «третьего тура». У нас ведь любят гонимых и обиженных страдальцев, менталитет такой… По поводу этого отравления при генпрокуроре Геннадии Васильеве сначала возбудили уголовное дело, потом его закрыли. Позже сменивший Васильева Святослав Пискун возобновил дело, которое практически безуспешно расследуется по сей день. Ныне его курирует первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин. Не так давно он заявлял, что нет веры предыдущим результатам анализов крови Ющенко и попросил того сдать кровь еще раз. Экс-президент вначале возражал, но потом пообещал это сделать. Однако, как нам сообщил источник в ГПУ, так до сих пор Виктор Андреевич кровь на новые анализы и не сдал (подробнее — ниже).

Ночной ужин. Виктор Ющенко, Владимир Сацюк и Игорь Смешко выпили немало и перешли из беседки в дом...

Поскольку сейчас, как стало известно «Сегодня», расследуются несколько версий отравления (отсутствие факта отравления тоже расследуется), мы решили сопоставить воспоминания участников всех событий 5 сентября 2004 года и посмотреть, различаются ли они. Оказывается, различаются. Где правда, определять следствию. Мы же лишь представим эти материалы на суд читателей. Воспоминания Ющенко мы взяли из развернутого интервью Виктора Андреевича российскому журналисту Александру Колесникову (что потом вылилось в книгу «Первый Украинский. Записки с передовой»). Со многими другими участниками тех событий беседовали корреспонденты «Сегодня». Эти люди вспоминают события по-разному. И нельзя исключать, что отравление могло произойти (если вообще было) вовсе не на даче Владимира Сацюка…

В тот день будущий глава государства съездил по предвыборным делам в Чернигов, где немного выпил у старого знакомого Валентина Шура, затем был ужин у совладельца «Фокстрота» Олега Головина (туда зазвал второй совладелец, Владимир Шульга, позже загадочно скончавшийся в Шевченковском РУВД Киева). И уже ночью состоялся широко известный второй ужин на даче у первого зампреда СБУ Владимира Сацюка. Участвовали сам Сацюк, его шеф, глава СБУ Игорь Смешко, Виктор Ющенко и Давид Жвания. Кроме того, присутствовала обслуга дачи, повара, помощник Сацюка Тарас Залесский, который и подавал на стол (сидели поначалу в беседке, потом перебрались в дом). В числе прочих блюд ставил на стол Тарас и плов, в который, предполагалось, и могли добавить диоксин… Ждал, когда закончится вечер и привезший Ющенко со Жванией товарищ последнего бизнесмен Томас Цинцабадзе (сначала сидел в машине, потом в доме). Всех этих людей в той или иной мере подозревали, допрашивали, в итоге Сацюк обрел российское гражданство и живет там (хотя в последнее время, говорят, бывает в Украине, сотрудничает со следствием). Уехал из Украины и Тарас Залесский, и единственное интервью, которое он дал СМИ — это интервью в Стамбуле нашей газете. У Цинцабадзе были проблемы, его пытались лишить паспорта, он уезжал в США. Подобные проблемы были и у Жвании, однако его статус нардепа помог ему их избежать.

Следствие велось много лет, однако результата нет и по сей день. Поначалу все «зациклились» на варианте, что отравление произошло на даче у Сацюка. В свое время Ющенко публично говорил, что, мол, все известно, и осталось найти «несколько подлюг», которые, дескать, отравили и должны понести ответственность. Однако доказать ничего не удалось.

Позже, в 2006-м, нынешний первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин стал, после некоторой опалы, замгенпрокурора по следствию и ему попало дело об отравлении. Как стало известно «Сегодня» из достоверного источника, он изумился, что расследуется только одна версия — отравление у Сацюка. Кузьмин заявил тогда, мол, это же азы следствия, надо составить сколько угодно, хоть сотни пусть мало-мальски вероятных или возможных версий и расследовать каждую, постепенно отметая не подтвердившиеся, пока не останется единственная. В ходе совещания встал СБУшник и робко сказал, мол, мы нашли косметологическую клинику, где за неделю до отравления побывал Ющенко, побеседовали с врачом. И все… Ходу этой версии (что виной всему якобы косметологическое вмешательство, стволовые клетки или что-то в этом роде) не дали сверху. Кузьмин в итоге назначил срок, около недели, разработать версии, составить планы и доложить. На другой день ему позвонил зампред (на то время) СБУ, предложил встретиться, только не в офисе, а на улице (видно, боялся прослушки). И сказал, мол, вы, конечно, правы, но так нельзя. Ведь вы понимаете, о ком и о чем речь! Надо расследовать одну версию. Кузьмин ответил, что это не для него. И обратился к генпрокурору, мол, по закону такие дела должна расследовать СБУ, давайте ей передадим дело. Тот обещал подумать. А через день вызвал Кузьмина и сказал: передавай дело… другому замгенпрокурора, Николаю Голомше. Мол, президент попросил, а то Кузьмин молодой, горячий… Так и произошла передача. Дело долго вела генерал Галина Климович, опытнейший следователь-важняк, но и она результата не добилась.

САЦЮК: ОТРАВЛЕНИЯ ВООБЩЕ НЕ БЫЛО

А вот что говорил «Сегодня» сам Владимир Сацюк по поводу возможности подбросить Ющенко диоксин в тарелку с пловом:

— Было так: повар принес казан с пловом из кухни и поставил на столик в метре-полутора от главного стола. Он же, повар, и насыпал плов в тарелки. А уж на стол ставил эти тарелки Залесский. Но все это происходило в метре-полутора от нас, полностью на виду у всех, Тарас при всем желании не мог бы незаметно что-то подсыпать. Более того, я считаю, что отравления диксином вообще не было. Если же оно и было, то чем-то другим, не диоксином.

ПИСКУН: «КТО-ТО ЛЖЕТ, И ДЕЛО ЗАШЛО В ТУПИК»

Вот что рассказал «Сегодня» экс-генпрокурор Святослав Пискун:

— Когда в 2005-м я возглавлял ГПУ и мы расследовали отравление Ющенко (кстати, дело было возбуждено нами по покушению на убийство), я был уверен, что его действительно отравили, причем именно диоксином. Правда, основывались мы на экспертизе крови, которую Ющенко сдал, еще находясь в швейцарской клинике, а потом кровь почтой DHL отправили на анализ. Тут не все чисто с точки зрения объективности… Нам же Ющенко так и не сдал кровь, хотя я ему раз пять напоминал о такой необходимости. Отвечал лишь, мол, я уже сдал, больше ни к чему… Потому нам в то время не представлялось возможным достоверно установить факт отравления (позже, при генпрокуроре Медведько Ющенко все же сдал кровь. — Авт.).

Так же непросто было получить показания Ющенко, как потерпевшего (а без этого следствие не могло двигаться дальше). Я в конце концов потребовал проведения допроса в ультимативной форме: или мы его проводим, или закрываем дело! Только тогда он согласился и дал согласие на допрос — в конце весны 2005 года. Допрашивали президента в его кабинете на Банковой. Я сам привез туда начальника следственного отдела и следователя по делу. Завел их в кабинет Ющенко и оставил там, а сам уехал (чтобы потом никто не мог обвинить меня в каком-то давлении на следствие).

Это, кстати, был единственный допрос Ющенко за все время расследования его дела. Он предполагал, что его могли отравить именно на даче у Сацюка. Но мы, конечно, проверяли и другие места, где могло быть отравление (в самом его факте, повторю, мы не сомневались тогда). Работу провели колоссальную! Представьте, мы отследили все передвижения Ющенко по стране за неделю (а ведь шла предвыборная кампания, он совершал десятки поездок), нашли и допросили всех тех, с кем общался, — а это сотни людей! Полгода наши следователи работали над этим вопросом, не разгибаясь! И тогда мы полагали, что исключили возможность отравления в другом месте, кроме дачи Сацюка. Сегодня я бы так уже не сказал. Я знаю, что в деле появились и некие иные доказательства, о которых говорить не могу. Также не могу категорически, как раньше, утверждать, что отравление вообще было, причем именно диоксином. Ныне в ГПУ в этом сомневаются, наверное, у них есть причины. Мне же кажется, что дело зашло в тупик. Причина — кто-то говорит неправду. Либо свидетели, либо подозреваемые (если они есть), либо сам потерпевший и его сторонники. И мы узнаем правду, только если перестанут лгать.

ТОТ ДЕНЬ: ТРИ ТРАПЕЗЫ ЮЩЕНКО

5 сентября 2004-го, трапеза первая в доме черниговского пенсионера Валентина Шура. Там Ющенко и другие практически только пригубили самодельного «коньяка», который Давид Жвания характеризовал как «гадость». Об этом говорят все участники застолья. Вероятность отравления там – весьма низкая, но есть.

На память. Цинцабадзе (справа) говорит, что Ющенко себя прекрасно чувствовал, и это видно на фото

Трапеза вторая, у Головина. Вспоминает (весьма кратко) Виктор Ющенко:

— Проводим встречу, на ней было тоже человек восемь-десять. Со стола еду брали руками, потому что там не было кому обслуживать. Суши, какая-то зелень, ну, я не помню больше, что там было такого сверхнеобычного. Закончили мы эту встречу, думаю где-то за час.

А вот как вспоминает об этом Давид Жвания в интервью «УП»:

— Мы приехали на дачу «Фокстрота»... Там получился полноценный ужин. Он (Ющенко. — Авт.) ел и рыбу, и суши, и грибы. Ющенко попробовал все, что там было на столе…

На вопрос журналиста, выпивал ли там Ющенко, Жвания ответил, что да, пили красное вино и коньяк. А на вопрос, могли ли Ющенко, теоретически, отравить еще во время этого ужина, ответил утвердительно: «Могли».

Более подробно вспоминает присутствовавший на этом ужине Томас Цинцабадзе:

— Об ужине у Головина. Я никого не хочу обвинять, но отравление, если оно и было, могло произойти и там! Говорите правду! Не было там еды «для всех» (одна из версий гласит, что у Головина все ели из «одного котла», и потому отравить Ющенко было невозможно. — Авт.), нельзя подогреть 20 форелей сразу в одной микроволновке. Рыбу подавали порционно, потому что порционно и готовили. Спрашивали каждого: будете рыбу? И Ющенко спросили, он ответил утвердительно, ему и принесли порцию. Теоретически и в нее можно было что-то добавить...

И, наконец, ночной ужин у Сацюка. Слово — Виктору Ющенко:

— Час, может быть, или полтора, мы провели со Смешко на улице, во дворе, Там нас тоже угощали какой-то закуской, раками... Потом стало холодно, и мы в час ночи зашли в дом. Зашли, а там уже стояли дыня, кажется, арбуз, были какие-то орешки… И вот где-то в половине третьего, в три, я почувствовал очень резкую головную боль... В три часа или в половине четвертого попрощались, я уехал…

А вот что рассказал в эксклюзивном (и единственном) интервью «Сегодня» сам Владимир Сацюк (встреча была в московской гостинице):

— Это была нормальная мужская встреча, с хорошим застольем. И неправда, что он (Ющенко. – Авт.) лишь пригублял… Пил, как все… Мы выпили пару бутылок водки (литровые «Державы». — Авт.), пиво (около 10 литров. — Авт.), потом еще пару бутылок коньяка, виски… Да он и к нам приехал навеселе, был же еще один ужин, до нас…

Поездку от Сацюка домой к Ющенко участники тоже описывают с различиями, и весьма существенными. Вот что рассказал Виктор Андреевич российскому журналисту:

— Боль усиливалась… Я своим хлопцам говорю: «У вас какие-нибудь таблетки есть с собой?» Это уже буквально на пороге моей квартиры. Они отвечают, что остались в машине. Я говорю: «Не надо. Жена даст дома таблетки.»

Вез всю компанию домой к Ющенко Томас Цинцабадзе. Вот его воспоминания:

— По поводу таблетки, которую якобы попросил Ющенко… Абсурд полный, не было такого. У Ющенко было прекрасное настроение, помню, на вопрос Жвании, мол, как встреча, он отвечал: «Все чудово!» А перед расставанием мы все сфотографировались… Гляньте на снимок, видно, что ему совсем не плохо...

Свои воспоминания о том вечере высказал также Давид Жвания (который сенсационно заявил, что никакого отравления вообще не было, а был кишечный грипп, панкреатит и воспаление тройничного нерва). Причем, по словам Жвании, после ужина у Ющенко было великолепное настроение — «постоянное «хи-хи», «ха-ха». «Было уже около четырех утра. Мы с «ха-ха», «ги-ги» поднялись по лестнице в его подъезде. Там же был охранник от Управления госохраны Петр Плюта. Ющенко мне говорит: «Зустріч — супер! Ми про все домовилися».

ИСТОЧНИК В ГПУ: «ПРИ ТАКОМ ПОВЕДЕНИИ ЮЩЕНКО ДЕЛО МОГУТ ПРЕКРАТИТЬ»

Итак, в тот день, 5 сентября 2004-го, Ющенко не раз трапезничал, что подтверждают свидетели. И с той или иной долей вероятности яд могли подбросить в каждом из трех мест. С другой стороны, обильные возлияния на фоне нервной предвыборной обстановки могли дать обострение хронических болезней, того же панкреатита… Есть и иные версии, например, косметологическая. Потому был ли Ющенко отравлен, причем умышленно, этот вопрос до сих пор остается спорным. Давид Жвания, например, считает, что не был, а экс-министр здравоохранения Николай Полищук заявил «Сегодня», что, вне сомнений, был отравлен. Допустим. Но когда? Вот что говорит по этому поводу Владимир Сивкович:

— Почему мы привязываемся только к 5 сентября 2004-го? Ведь все НИИ, которые мы запрашивали, не дают точной, до дня, привязки срока между отравлением и первыми симптомами его. Разбег — в несколько недель, точнее — невозможно. Так что отравление, чем бы ни было вызвано, могло быть задолго до 5 сентября.

Само возбуждение дела об отравлении во времена президентства Ющенко Сивкович считает актом политическим. Вот его аргументы:

— Ющенко дал первые показания много позже, чем дело возбудили, а первые анализы сдал только в ноябре 2005-го, более чем через год после заболевания. Но на основании чего тогда расследовалось дело до этого анализа? На основании тех исследований, которые делал в 2004-м профессор Брауэр в Бельгии, расследовать было нельзя. Потому что кровь к нему поступила обезличенная. Ее просто привезли международной почтой DHL в конверте с сухим льдом, не написав, чья кровь. Профессор сделал анализ крови неизвестного мужчины и выявил там диоксин. Но где доказательства, что это кровь Ющенко? Их нет и не было, юридически оформленного забора крови у Ющенко не было. Мы запрашивали Брауэра, может ли он подтвердить, что он исследовал кровь Ющенко? Он ответил, что не может, может лишь сказать, что это кровь неизвестного ему мужчины, в которой нашли диоксин…

Потом Ющенко, как известно, все же сдал в Украине кровь на анализы. Но в чистоте этого эксперимента, как мы писали выше, сомневается ныне ГПУ и настаивает на новых анализах. Однако Виктор Ющенко по-прежнему уклоняется от этой процедуры. Об этом на запрос «Сегодня» сообщили в ГПУ, отметив, что Виктор Андреевич не поясняет мотивов отказа, а просто игнорирует приглашения.

Информированный источник в прокуратуре выдвинул две версии такого поведения бывшего президента, признанного потерпевшим: «Либо Ющенко не желает отвечать на вопросы, которые бы уличили его в заведомо ложных показаниях (о том, что отравление было), либо не хочет подставлять людей, которые задумывали всю эту диоксиновую «спецоперацию» в угоду тогдашнему политическому моменту, в результате которой Ющенко и стал президентом. Но и в том, и в другом случае его самого уже можно привлекать к уголовной ответственности. А вот пойдут ли на это Виктор Пшонка и Ренат Кузьмин, не ясно. В ГПУ поговаривают, что дело вообще скоро прекратят по статье об отсутствии состава или даже события преступления. Кузьмин недвусмысленно давал понять, что не верит в версию об отравлении, а отказом сдавать кровь «потерпевший» сеет еще больше сомнений в том, а не была ли это просто закономерная реакция организма на неподъемное количество выпитого алкоголя, да еще и перемешанного друг с другом. Даже алкаши знают, что пиво и водка — гремучая смесь. А Ющенко тогда пил все подряд. Даже здоровая поджелудочная такого удара не выдержит... Словом, точку в этой затянувшейся истории сегодня ставить рано…

ЛИТВАК: «В ОТРАВЛЕНИИ ЕСТЬ РОССИЙСКИЙ СЛЕД...»

Бывший и. о. генпрокурора Украины, экс-руководитель Главной службы по вопросам деятельности правоохранительных органов Секретариата президента, ныне завкафедрой Украинской академии прокуратуры Олег Литвак убежден: в деле об отравлении Виктора Ющенко есть российский след, а среди заказчиков преступления фигурирует некий генерал ФСБ РФ. Об этом г-н Литвак заявил «Сегодня».
 

«О генерале ФСБ, который живет в России и время от времени наезжает в Украину под другой фамилией, мне рассказал человек, который хорошо ориентируется в ситуации и которому я склонен всецело доверять, — говорит Литвак. — Генерал достаточно безопасно здесь себя чувствует и так же спокойно уезжает, когда ему надо. Этому способствуют некоторые высокопоставленные сотрудники СБУ, обеспечивающие ему зеленый коридор на границе. Но когда я, собрав соответствующие материалы, передал их в СБУ, дальше кабинета одного из бывших теперь уже зампредов они не пошли. Не заинтересовали они и следственно-оперативную группу по расследованию отравления Ющенко. Почему так произошло, мне судить трудно. Сказали, что эта версия — о причастности генерала ФСБ России к отравлению Ющенко — ложная, и отбросили ее. Хотя лично я считаю, что она нуждалась в тщательной проверке...».

Олег Литвак, расследовавший немало громких, резонансных дел, в том числе во времена Союза, полагает, что и дело об отравлении Ющенко можно было давно раскрыть. «На мой взгляд, истину нужно искать другим путем — я не стал бы допрашивать пол-Украины на предмет причастности к возможному отравлению Ющенко, ведь круг подозреваемых не так уж широк, не более десятка человек, и работал бы только с ними», — говорит Олег Михайлович. Литвак добавил, что если придерживаться версии о причастности иностранных спецслужб к отравлению, то силами только гражданских следователей ГПУ результатов добиться не удастся — нужно подключать Службу внешней разведки, Главного управления разведки Минобороны, других структур, располагающих мощными оперативными возможностями и средствами. Но самое главное, настаивает он, — политическая воля раскрыть резонансное преступление, если оно, разумеется, было. А если не было — тоже заявить об этом, докопавшись до первопричин того, зачем так долго нам всем морочили голову.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4606