Аналітика

20 лет долдонить о гибели Украины – уже не смешно

События 9 мая в Львове до сих пор будоражат общественность. И не только в нашей стране. На сегодняшний день насобиралось много различных мнений по этому поводу – в большинстве своем эмоциональных и оценивающих. И чтобы спокойно и внимательно рассмотреть то, что произошло, нам необходимо несколько расширить масштаб «поля зрения».

Давайте откровенно: уже целый год в Украине правит политическая власть, которая – по крайней мере – формально и публично заявляет о своей дружбе и высокой лояльности к России. И это вроде как бы и неплохо, но на самом деле для пропагандистской машины России, и для большого количества российских политиков улучшения отношений между нашими странами объективно невыгодны.

Одним из таких людей является и профессиональный борец с украинской независимостью Константин Затулин. Как это ни странно, конфликт 9 мая в Львове очень помог таким людям, как Затулин, снова приобрести, пусть небольшой, но все же вес и голос и утвердиться в необходимости своей работы для Кремля. Да и как могло быть иначе, если на протяжении целого года идеологическая машина России не имела образа врага и не могла критиковать Украину из-за «дружеской политической силы» во главе с Президентом Януковичем?

Правда, все это очень быстро оборвалось на очень неприличном харьковском соглашении, оказавшемся весьма тягостным для украинского бизнеса и политикума; окончательное же охлаждение началось во время последнего визита Владимира Путина в Киев и его кавалеристской атаки о необходимости вступления Украины в Таможенный Союз.

И ведь на самом-то деле, суть здесь не в том, что у нас какие-то «неправильные», непрофессиональные дипломаты, или что-то не так с Президентом и, тем более, премьером, самозабвенно любящим РФ больше Украины, а в том, что Россия сама предъявляет противоречивые требования к Украине.

Но вот Путин уехал. И мы с тревогой стали ожидать, что же произойдет в отношениях России и Украины. И дождались…

События 9 мая не столько ухудшают ситуацию внутри Украины, сколько позволяют поднять голову различного рода реваншистам в Кремле и России. У сегодняшних политологов, высокопоставленных чиновников и депутатов Госдумы России есть две проблемы. И это отнюдь не забота о своем бизнесе и тем более об электорате. Это «вечный вопрос», на кого делать ставку – на Путина или Медведева и как найти камень преткновения в рамках отношений Украины и России.

Затулин – один из первых сделал несколько неуклюжих, вполне характерных для него заявлений, касающихся украино-российских отношений. Но в Кремле это не прошло, и он очень сильно пострадал. В России вообще с этим очень пикантно: те, кто легко и бесцеремонно, не признавая никаких рамок политического такта, обычно характеризуют Украину и украинские события, страдают из-за этой своей развязной манеры оценивать и внутренние дела в самой России.

Повторяю, в Киеве уже ожидали охлаждения отношений между Украиной и Россией после провала путинского предложения о втягивании Украины в сырой Таможенный союз. Да, было ясно, что это неизбежно приведет к какой–то реакции. И она не заставила себя долго ждать.

Если мы откроем сегодня любой российский сайт, газету, послушаем новостной блок российского телевидения, то увидим и услышим страстный поток антиукраинской пропаганды о том, что России не повезло с украинцами, не повезло со страной, которая по определению не имеет права на существование.

Наконец, огромная пропагандистская машина РФ получила достойный материал для своих действий – доказательства «невероятно криминальных и политически отвратительных действий» в самой Украине!

Но! Давайте откровенно! Конфликты между фашистами и коммунистами во всем мире стабильны с 1925 года. И нигде это не считается политическим кризисом. За примером далеко ходить не надо: во Франции в течение трех месяцев идут ожесточенные бои между французской полицией и представителями арабской молодежи, но никто не называет это политическим кризисом Франции. Все говорят справедливости, правоте и неправоте противоборствующих сторон, а события в Львове с подачи Кремля тут же выросли в нечто грандиозное и драматичное – прямо катастрофа мирового масштаба! И это не что иное как свидетельство того, что процесс пропагандистско–политического плана наступлений России на Украину на этом не остановится. Наоборот. В этой ситуации мне трудно понять Путина и Медведева…

Сегодня пропаганда Кремля получила крайне выгодного и очень удобного «мальчика для битья» – Украину с ее неуклюжими правоохранительными органами, наивными спецслужбами, милицией, которых очень легко вместе с радикалами правого и левого толка втянуть в любую провокацию. Наверняка за Львовом подобные провокации следует ожидать и в других городах Украины и, прежде всего, в Киеве. Я даже не сомневаюсь, что вслед за провокациями между правыми и левыми, молодыми и старыми националистами и коммунистами нам подсунут и провокации, связанные с конфессиональными конфликтами, а они будут очень острые. И опять наши руководители спецслужб и правоохранительных органов милиции разведут руками, говоря: «все нормально, все случайно, не ищите тут каких-то особенных рук».

Такая ситуация – самая благодатная почва для депутатов, экспертов и журналистов, потерявших смысл своего существования. Но, простите, двадцать лет долдонить о том, что Украина вот-вот погибнет – уже не смешно даже! Но устраиваться на этом, зарабатывая, если не гранты, то хотя бы доступ к социальным СМИ будут еще долго. И по мере возрастания политической температуры в связи с выборами президента России и выборами в Верховную Раду Украины будет увеличиваться роль позеров, задача которых наполнить провокационным смыслом каждое свое заявление и выступление. Тем более что, оказывается, украинские правоохранительные органы не так уж легко ведутся на провокацию извне. И действия властей сильно координируются с действием, так называемой, праворадикальной оппозиции в лице «Свободы»…

У нас вообще складывается очень интересный политический организм: с одной стороны слияние правоохранительных органов, мафии и бизнеса, а с другой – слияние ястребов из так называемой националистической оппозиции с ястребами из власти. И то и другое может привести к очень печальным вещам – к тому, что в политологии называется «Веймарская воронка», когда стравливание различных политических сил, казалось бы, должно в выгодном свете показывать творческую роль центральной власти, но в итоге приводит к тому, что и правые и левые начинают критиковать эту власть.

И если эти конфликты, с внешней стороны инспирированные Кремлем и Западом, а с внутренней – представителями власти выйдут на путь эскалации мы, вне всякого сомнения, получим типичное политическое бедствие, из которого начнут выделяться экстремистские группировки.

Иными словами – Украина забеременеет политическим террором и на каком–то этапе политические радикалы со стороны правых и левых начнут напрямую выяснять отношения. И тогда уже не будет политической стабильности. Тогда придется срочно искать новых политиков, которые смогли бы – и решились – остановить эскалацию напряженности в стране.

Виктор Небоженко